Мастер-класс "Технология оценивания образовательных результатов обучающихся"
материал на тему

ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

Разработка материала Мастер-класса по теме "Технология оценивания образовательных результатов обучающихся"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовил :

учитель начальных классов

МБОУ «Терентьевская сош»

Шкода Любовь Владимировна

Мастер-класс по теме «Технология оценивания образовательных результатов  обучающихся»

Добрый день, уважаемые коллеги! (Слайд 1)

До недавнего времени основной целью обучения являлось формирование предметных знаний, умений и навыков.

  В традиционной практике определение оценок и отметок это задача учителя. Будучи заложником этой традиции, учитель во время урока на этапе контроля прерывает равноправный диалог и переходит на монолог наставника. Понятно, что в таком случае ученик не овладеет самооценкой никогда.

В инновационном образовании во главу угла поставлено формирование общеучебных умений, развитие умений самостоятельно осуществлять учебные действия. Это, в свою очередь влечет за собой изменения подходов к системе оценивания учебных достижений школьников.

     Современный педагог должен учить деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия.

Дальнейшую  нашу беседу мы постараемся построить, выполняя задания в «Технологической  карте», которая будет пополняться информацией в течение нашей беседы.

Реализовать формы оценивания на современном уроке педагогу поможет применение ТООРО  (Технология оценивания образовательных результатов  обучающихся). Если вы встретите  эту аббревиатуру, то будете знать ее расшифровку.

Любая технология предполагает какое-то развитие. На что же направлена ТООРО, я предлагаю вам выяснить, выполнив задание 1 в Технологической карте. (Слайд 2) Закончите фразу, используя слова для справок. Сравните свой результат с образцом и исправьте, если это необходимо. (Слайд 3).

Задание №1

Основными составляющими данной технологии оценивания образовательных результатов  обучающихся: 

  • развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки;
  • фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований;
  • дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

Технология оценивания образовательных результатов  направлена,  прежде всего, на формирование регулятивных  универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие  умения определять, достигнут ли результат деятельности.

Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы.

 (Слайд 4) Технология оценивания опирается на семь основных правил:

  • «что оценивать?»
  • «кто оценивает?»
  • «когда оценивать?»
  • «где фиксировать результаты?»
  • «по каким критериям оценивать?»

 (Слайд 5) Первое правило «Оцениванию подлежат результаты  предметные, метапредметные и личностные».

Результаты обучающегося  это действия  или умения по применению знаний в ходе решения личностных, метапредметных или предметных задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки, а решение полноценной задачи – оценки и отметки.

- Задание 2. (Слайд 6) Соедините стрелкой определение оценки и отметки. Выберите информацию что мы можем оценить отметкой  и оценкой. (Слайд 7)

 (Слайд 8) Второе правило: «Учитель и обучающийся вместе определяют оценку и отметку»

(Слайд 9)

На уроке обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания и задач по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки при обсуждение ее с обучающимся.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Обучающийся имеет право изменить эту оценку и отметку, если приведет доказательства, что она завышена или занижена, используя алгоритм самооценивания.

Давайте вместе рассмотрим алгоритм самооценивания в технологической карте. (Слайд 10) Для этого в задание 3 расставьте в нужном порядке шаги  алгоритма самооценки. Сравните свой результат с образцом. (Слайд 11)

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?

 (Слайд 12) Третье правило: «Количество отметок определяется по числу решённых задач»

За каждую учебную задачу или группу заданий, демонстрирующих овладение конкретным действием или умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

 (Слайд 13) Четвертое правило: «Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»»

Учитель начальных классов должен вести свой рабочий журнал учителя. В нем выставляются отметки (баллы) в графу того действия  или умения, которое было ведущим в ходе решения конкретной задачи или задания. В рабочем журнале есть три группы таблиц: предметных,  метапредметных и  личностных результатов. Отметки заносятся в таблицы результатов.

         А каждый обучающийся школы должен иметь «Портфель достижений» – где накапливаются результаты, которые показывают усилия, прогресс и его достижения в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд), а также самоанализ своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.

 (Слайд 14) Пятое  правило: «Текущие отметки – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно».

За задания и задачи, решенные  при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося, так как он ещё овладевает умениями и знаниями новой темы и имеет право на допуск ошибки.

Учитель за каждую задачу проверочной или контрольной работы по итогам темы,  отметку ставит всем обучающимся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по изученной теме. Эти отметки выставляется обязательно, но если отметка не  устраивает, то обучающийся имеет право пересдать соответствующий учебный материал до контрольного срока (например, до конца четверти).

 (Слайд 15) Шестое правило: «Уровни успешности»

Учителя оценивают результаты обучающихся по признакам трёх уровней успешности:

-Попробуйте самостоятельно определить формулировку каждого уровеня успешности, подпишите  названия уровня к его расшифровке.

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

  • либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
  • либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).

Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Максимальный уровень (НЕобязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Давайте проверим.

-КАКОЙ УРОВЕНЬ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАДАЧИ? (Слайд 16)

-ЧТО ПРЕДПОГАГАЕТ НЕОБХОДИМЫЙ УРОВЕНЬ? (Слайд 17)

- КАКОЙ УРОВЕНЬ УСПЕШНОСТИ МЫ  МОЖЕМ ОЦЕНИТЬ ФОРМУЛИРОВКОЙ «ПРЕВОСХОДНО»? (Слайд 18)

Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной  шкале (переосмысленной и доработанной с помощью плюсов): Она представлена на слайде (Слайд 19)

Уровни успешности

5-тибальная шкала

Не достигнут необходимый уровень

Не решена типовая, много раз отработанная задача

«2» ниже нормы,

неудовлетворительно

Необходимый уровень («хорошо»)

Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания

«3»

норма, зачёт, удовлетворительно.

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«4»  хорошо.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

Повышенный (программный) уровень(«отлично»)  

Решение нестандартной задачи, где потребовалось  либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации

«4+»  близко к отлично.

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5»  отлично.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

Максимальный (необязательный) уровень

(«превосходно»)

Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно  усвоенные умения

«5+»

Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)

«5 и 5»  превосходно.

Полностью успешное решение (без ошибок и

 полностью самостоятельно)

 (Слайд 20) Седьмое правило «Определение итоговой оценки и отметки»

Учитель начальных классов определяет предметные четвертные отметки по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).

А итоговую оценку за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.      

Итоговая оценка за ступень начальной школы  это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

  • комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений»  совокупность всех образовательных результатов);
  • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
  • результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями). 

        На основе трёх этих показателей педагогами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

  1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями
  2. Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями и способен использовать их для решения простых стандартных задач
  3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач

Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о самой оценке принимается педагогами на основании динамики и в пользу ученика.

На основании итоговой оценки принимается решение педагогического совета образовательного учреждения о переводе ученика на следующую ступень образования.

 (Слайд 21) Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумении.

В заключении хочется сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно,  будет  делать  первые  уверенные  шаги  в  новых  условиях, потому что именно, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно  воплощение  новых  стандартов  школьного  образования.

Конфуций сказал: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем»

 (Слайд 22) Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

……………….……. уровень  – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

…………………………. уровень  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология оценивания образовательных результатов  обучающихся


ТООРО  (Технология оценивания образовательных

результатов  обучающихся).

Задание 1. 

Закончите фразу, используя слова для справок.

Основными составляющими ……..………………….

…………………………………………………являются:

  • ………………у обучающихся умений самоконтроля и………………;
  • …………………результатов контроля в предметных

………………………….;

  • …………………….оценки по специальной шкале…………………………………………… .

Слова для справок: Развитие, уровни успешности,  технология оценивания образовательных результатов  обучающихся,   самооценка,  фиксация,  таблица требований,  дифференциация.

Задание 2.  Соедините стрелкой определение оценки и отметки. Выберите информацию,  что мы можем оценить отметкой  и оценкой.

Задание 3. 

Расставьте в нужном порядке шаги  алгоритма самооценки

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)

__шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

_ шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 

__ шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?

__ шаг. Каков был уровень задачи, задания?

 __шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ

__шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

Задание 4.

Подпишите  название уровня (Необходимый, Повышенный, Максимальный)  к его расшифровке.

…………………………. уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил : учитель начальных классов МБОУ «Терентьевская сош» Шкода Любовь Владимировна МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Слайд 2

Задание 1. Закончите фразу, используя слова для справок. Основными составляющими ……………………………………… …………………………………….. являются: ………………у обучающихся умений самоконтроля и……………… ; …………………результатов контроля в предметных ………………………….; …………………….оценки по специальной шкале…………………………………………… . Слова для справок: Развитие, уровни успешности, технология оценивания образовательных результатов обучающихся, самооценки, фиксация, таблица требований, дифференциация.

Слайд 3

Задание 1. Основными составляющими технологии оценивания образовательных результатов обучающихся являются : развитие у обучающихся умений самоконтроля и самооценки; фиксация результатов контроля в предметных таблицах требований ; дифференциация оценки по специальной шкале уровней успешности.

Слайд 4

Технология оценивания опирается на семь основных правил: «что оценивать?» «кто оценивает?» «когда оценивать?» «где фиксировать результаты?» «по каким критериям оценивать?»

Слайд 5

Первое правило «Оцениванию подлежат результаты: - предметные - метапредметные - личностные

Слайд 6

Задание 2. Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос . Ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. ОЦЕНКА ОТМЕТКА Соедините стрелкой определение оценки и отметки. Выберите информацию, что мы можем оценить отметкой и оценкой.

Слайд 7

Задание 2. Это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые цветовые и другие обозначения). Это словесная характеристика результатов действия («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»). Можно оценивать любое действие ученика (а особенно успешное): удачную мысль, высказанную в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос . Ставится только за решение продуктивной учебной задачи , в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат. ОЦЕНКА ОТМЕТКА Соедините стрелкой определение оценки и отметки. Выберите информацию, что мы можем оценить отметкой и оценкой.

Слайд 8

Второе правило «Учитель и обучающийся вместе определяют оценку и отметку»

Слайд 9

На уроке обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Для адекватного оценивания обучающийся должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.

Слайд 10

Задание 3. Расставьте в нужном порядке шаги алгоритма самооценки Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) __шаг . Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? _ шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? __ шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? __ шаг. Каков был уровень задачи, задания? __шаг . Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? __шаг . Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

Слайд 11

Задание 3. Расставьте в нужном порядке шаги алгоритма самооценки Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик) 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 3 шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания? 6 _ шаг. Каков был уровень задачи, задания? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?

Слайд 12

Третье правило «Количество отметок определяется по числу решённых задач» За каждую учебную задачу или группу заданий, демонстрирующих овладение конкретным действием или умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Слайд 13

Четвертое правило «Оценки и отметки накапливаются в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».

Слайд 14

Пятое правило «Текущие отметки – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно». За задания и задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию обучающегося. За проверочные или контрольные работы, отметка выставляется обязательно.

Слайд 15

Шестое правило «Уровни успешности» Необходимый уровень или базовый Повышенный уровень или программный Максимальный уровень или необязательный

Слайд 16

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).

Слайд 17

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем . Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).

Слайд 18

Максимальный уровень ( НЕобязательный )  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно».

Слайд 19

Уровни успешности 5-тибальная шкала Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача «2» – ниже нормы, неудовлетворительно Необходимый уровень («хорошо») Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и усвоенные знания «3»  норма , зачёт, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «4»  хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Повышенный (программный) уровень(«отлично») Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации «4+»  близко к отлично. Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5»  отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Максимальный (необязательный) уровень(« превосходно») Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения «5+» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) «5 и 5»  превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Слайд 20

Седьмое правило «Определение итоговой оценки и отметки» Предметные четвертные отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов .

Слайд 21

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумении.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестация-2017 г. 1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ:динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1.Результаты освоения обучающимися образовательных программ:динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся...

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся.

Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся....

Мастер-класс «Технология оценивания образовательных результатов обучающимися»

Межрайонный семинар-совещание учителей бурятского языка и литературы«Перспективы сохранения и расширения преподавателей бурятского языка в школах Курумканского и Баргузинского районов»Орга...

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ОРКСЭ

Как понять педагогу  уровень освоения младшим школьником данных тем? Ведь это не математика, где учитель оценивает точные знания. Как оценить знания, если объектом оценивания становиться нравстве...