Самостоятельная работа на тему: «Воспитание одаренного ребенка в семье»
материал на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Самостоятельная работа на тему: «Воспитание одаренного ребенка в семье»                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_odarennog_rebenka_v_seme.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа

на тему:

 «Воспитание одаренного

ребенка в семье»                                 

Выполнила: Сидорова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

МБОУ «Авдеевская средняя школа»

2018 г.

Словосочетанием - "одаренные дети" обозначается некая исключительность. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Для этих детей характерно:

-    высокий энергетический уровень;

-    моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных потребностей;

-    зрение нестабильно;

-    отличная память, раннее языковое развитие, которые помогают накапливать большой объем информации и активно использовать ее в общении;

-    большой словарный запас, к тому же ребенок любит и может изобретать собственные слова;

-    ребенок остро чувствует все происходящее в окружающем мире и чрезвычайно любопытен в отношении того, как устроен тот или иной предмет;

-    ребенок способен воспринимать связи между предметами и явлениями и делать собственные выводы;

-    ребенок может следить за несколькими предметами одновременно и склонен активно исследовать все окружающее;

-    ребенок предпочитает сам долго искать ответ на интересующий его вопрос и не всегда воспринимает уже готовое родительское решение;

-    у ребенка повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

-    ребенок может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным или наскучило;

-    опережающее развитие восприятие обнаруживает в ребенке обостренное чувство справедливости, он остро реагирует на несправедливость и предъявляет высокие требования к себе и окружающим;

-    он обладает богатой фантазией и воображением, придумывает себе образы братьев и сестер, друзей и врагов;

-    ребенка отличает чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может до слез смешить других, гримасничая и подражая взрослым;

-    ему недостает энергетического баланса, он нетерпелив;

-   для него характерны порой бесшабашная смелость или, наоборот, преувеличенные страхи и повышенная чувствительность к неречевым сигналам окружающих;

-    нередко негативное самовосприятие способствует возникновению у ребенка трудностей в общении со сверстниками и т.д.

Все это подтверждает наличие одаренности у ребенка. Воспитание одаренного ребенка в семье - сложный и тяжелый труд, так как такие дети обычно упрямы, самолюбивы и честолюбивы. Говоря о воспитании одаренного ребенка в семье, нельзя не затронуть проблемы, с которыми сталкиваются все участники данного воспитательного процесса. У большинства детей высокая самооценка, поэтому родителям следует поощрять проявление самостоятельности, нестандартного мышления, преодолевать барьер зазнайства. Одаренные дети проявляют повышенную активность в поиске новых знаний и ощущений, то родителям и другим членам семьи следует оказать им эту помощь, то есть способствовать их умственному и личностному развитию. Если ребенок живет в атмосфере свободы и уверенности, он может реализовать свои возможности, получить нужную поддержку и мотивацию для дальнейшего развития. Дети, которые таким образом приходят к самосознанию, ищут новые способы, которые позволили бы им развить их личность и интеллект. 

 И задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым, адекватно реагируя на его способности, не приглушая и не нивелируя его неординарность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребёнка. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Климат в семье - принципиальная основа для развития познавательной потребности. Понятно, что чаще всего именно родители первыми замечают одаренность ребенка, хотя это не всегда легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности- каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Чаще всего одаренность ребенка остается незамеченной в семьях, где этот ребенок является первым или единственным.

Прежде всего, важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребёнка. Иногда родители опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребёнка все свои сомнения и страхи. В других семьях чрезвычайными детскими способностями и успехами ребёнка восхищаются, охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая стесняет живость самой важной для растущего человека связи- связи между родителями и детьми.

Анализ исследований зарубежных и отечественных психологов приводит к выделению нескольких типов отношений родителей к одаренности: отрицательное и положительное. В случае отрицательного отношения к одаренности со стороны родителей ребенок делает вывод, что важнее всего на свете - не выделяться. Тогда он начинает скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственные способности, но и на складывающуюся личность.

    Другой вариант родительского отношения к одаренности можно охарактеризовать как гиперсоциализация. Родители таких детей видят в их одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей. Для таких родителей, прежде всего, важно то, каких результатов добивается ребенок, можно ли рассказать о них другим, престижна ли область, в которой проявляются детские способности. При этом их не очень интересуют другие стороны развития. Они водят детей в самые разнообразные кружки и студии, не заботясь о том, способен ли ребенок выдержать такую нагрузку, нужны ли ему эти занятия. Чрезмерно загруженный ребенок быстро устает и не может добиваться высоких результатов. Повышенные требования родителей часто приводят к тому, что собственные достижения начинают оцениваться ребенком по взрослым меркам и не удовлетворяют его, причиняя ненужную боль и переживания, снижая его самооценку и веру в собственные силы. Если ожидания взрослых слишком велики, а ребенку трудно все время соответствовать им, он будет воспринимать себя неудачником в глазах родителей и соответственно в своих собственных.

      Еще одним вариантом отношения родителей к детской одаренности является тот, когда они ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее плодотворному развитию личности, ее реализации. Оно дает ребенку уверенность в себе, чувство защищенности, значимости и т.п. большинство родителей этой группы, определяя свою систему ценностей и формулируя пожелания к будущему ребенку, говорят о том, что, прежде всего, они хотят видеть его счастливым. Они много занимаются с детьми, читают им, разговаривают на интересующие темы, предоставляют развивающие игры, несмотря на занятость, посещают театры, музеи и т.п. Однако, если ребенок переутомляется, они отказываются от дополнительной нагрузки, оставляя только самое важное.

     Таким образом, можно говорить об активной позиции всей семьи. Способности ребенка не только поддерживаются, но и прилагаются значительные усилия к дальнейшему его продвижение, контролю и руководству социальными аспектами жизни, учитывая при этом особенности, потребности и возможности самого ребенка.

Вот какие рекомендации дают на этот счет психологи:

1. С самого раннего возраста с ребенком много общайтесь. Вундеркиндов, которые посещали ясли и детский сад, не бывает. Для воспитания вундеркинда с раннего возраста необходимо постоянное пребывание с ним рядом любящего его человека.

2. Желательно, чтобы у вундеркинда был младший брат или сестра. Вундеркинду необходимо постоянно кого-то учить, чтобы самому дальше развиваться.

3. Никогда не критикуйте и не снижайте самооценку ребенка. Все время просите его объяснить что-то вам или младшему ребенку.

4. Воспитывайте в ребенке настойчивость, трудолюбие и силу воли. Не опекайте его, учите самостоятельности.

5. Не подгоняйте ребенка под те стандарты, какие должны быть у детей его возраста.

Если ребенок отличается от других детей внешне или своим поведением, то не следует от него требовать, чтобы он изменился.

6. Поддерживайте интерес ребенка к тому виду деятельности, которым он увлекается. Не подавляйте в нем желание фантазировать, если даже это вам не нравится.

7. Всячески поддерживайте стремление ребенка участвовать в общественной жизни, посещать кружки и секции.

8. Выбирайте ему школу для обучения одаренных детей. Посещая обыкновенную школу, он не будет использовать свой богатый потенциал, в результате у него не развиваются такие свойства характера, как усидчивость, трудолюбие и сила воли.

9. Не заставляйте ребенка учить все предметы на отлично, главное не отбивайте у него желание заниматься любимым увлечением.

10. Помните, одаренному ребенку нужно не восхищение, а помощь. Не хвалите и не давайте этого делать воспитателям. В противном случае ребенок может вырасти нездоровым эгоистом, считающим себя выше остальных людей. Гордитесь своим ребенком, но только ни при нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья к родительскому собранию в 1 классе на тему «Воспитание трудолюбия в семье»

Вводная статья  к для проведения родительского собрания в 1 классе на тему трудового воспитания в семье....

Родительское собрание на тему "Воспитание самостоятельности"

     Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает младший школьный возраст. Самостоятельность – качество ...

Родительское собрание по теме "Воспитание самостоятельности"

Воспитание самостоятельности и ответственности - важные задачи семейного воспитания. Как помочь детям стать ответственными за свои поступки и решения? Как воспитывать ребёнка и не испортить с ним отно...

Родительское собрание на тему: «Воспитание трудолюбия у младших школьников в семье»

Цель: обсудить с родителями проблему трудового воспитания  младших школьников в семье.Форма: собрание-практикумУчастники: родители, классный руководитель....

Самостоятельная работа 2 класс раздел "Я и моя семья" Rainbow English

Самостоятельная работа 2 класс "Я и моя семья" Rainbow English...

Консультация по экологическому воспитанию на тему: «Воспитание любви к природе в семье»

Консультация по экологическому воспитаниюна тему: «Воспитание любви к природе в семье»...