«Создание инклюзивной образовательной среды для обучающихся с РАС»
презентация к уроку

Романова Светлана Юрьевна

Материал содержит опыт формирования инклюзивного пространства для детей с расстройством аутистического спектра в рамках работы ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистического спектра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

С 1 сентября 2016 года Федеральный государственный образовательный стандарт образования отвечает новым социальным запросам, предлагая детям с ограниченными возможностями здоровья стать активными участниками образовательного процесса. Каждый ребенок, независимо от диагноза, того или иного нарушения развития, имеет право обучаться в общеобразовательной школе. В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

На сегодняшний день мы убедились, что на смену классической форме школьного образования пришли новые формы.  Инклюзивное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. Процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей.

Рассмотрим, что представляет из себя инклюзивное образование для детей с аутистическим спектром в России.

Принципы инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование подразумевает:

Техническое оснащение образовательных учреждений.

Разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с детьми с ОВЗ.

Специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ОВ в общеобразовательном учреждении.

Вход ребенка в общеобразовательную среду сопровождается поддержкой психолога и педагога.

При организации обучения детей с РАС важно определить главную цель обучения. Многие исследователи сходятся во мнении, что такой целью должно быть обеспечение возможностей для получения знаний и навыков, которые поддерживают личную независимость и социальную ответственность. В образовательном стандарте для детей с РАС эта цель отражается в приоритете формирования у учащихся жизненных компетенций.

 К несомненным достоинствам инклюзивного обучения для детей с ОВЗ можно отнести возможность эффективного развития социализации, навыков общения, расширения социального опыта. Поскольку именно нарушение социальной адаптации в первую очередь препятствует развитию ребенка с РАС, то обучение в инклюзивной среде обладает коррекционно-развивающим потенциалом и ведет к коррекции нарушений развития, а также и к общему развитию ребенка с РАС.

В методических рекомендациях, разработанных в рамках реализации Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, перед образовательной организацией, реализующей инклюзивную практику, ставятся следующие задачи:

- Обеспечение равных возможностей

- Создание благоприятных условий для развития

- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ

- Формирование социокультурной среды

Таким образом, инклюзия предполагает организацию оптимальных условий для каждого ребенка с особыми потребностями.

Одной из форм организации инклюзивного пространства стало создание в нашей школе ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистического спектра

Сегодня мы хотим поделиться опытом формирования инклюзивного пространства для детей с расстройством аутистического спектра.

Мы считаем, что совместная, слаженная работа специалистов может заложить надежный фундамент для включения ребенка в инклюзивный класс школы.  

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов ресурсного класса была выработана следующая система деятельности:

1 направление. Проведение совместного тестирования

В начале и в конце учебного года учитель - дефектолог совместно с  психологом, логопедом  и тьюторами изучают индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности учащихся, посещающих ресурсный класс. Результаты тестирования показывают, какие навыки уже сформированы у ребенка, какие находятся в стадии формирования и какие из необходимых навыков отсутствуют у ребенка на данный момент.

Мы считаем, что при построении учебного процесса очень важно учитывать особенности не только детей с РАС, но и всех членов семьи – совместное планирование общих целей и действий позволяет добиться значимых успехов. Поэтому результаты тестирования  обсуждаются и анализируются коллективом ресурсного класса на заседании психолого-медико-педагогического консилиума  совместно с администрацией и родителями учеников.

2 направление. Организация учебного процесса

При организации учебного процесса педагоги ресурсного класса определяют учебные дисциплины, которые ученик будет посещать совместно с общеобразовательным классом, график этих посещений, курируют работу по подготовке ученика к урокам, проработку учебных планов с учетом особенностей конкретного ученика, определяют особенности взаимодействия учителя общеобразовательного класса и тьютора во время присутствия ученика на уроках в классе.

Учитывая тот факт, что учителям общеобразовательных школ необходима помощь в создании специальных условий для учеников с РАС, учитель-дефектолог оказывает помощь в адаптации образовательных программ и учебных материалов. Он определяет навыки, которые являются наиболее важными для ученика в данный момент, и вносит их в адаптированную образовательную программу ребенка. Адаптированная образовательная программа одновременно реализуется всеми специалистами, принимающими участие в работе с учеником.

Одно из специальных условий организации обучения детей с РАС — индивидуальные учебные материалы. Значение может иметь все: шрифт и его размер, расположение символов на листе, формулировка заданий, иллюстрации, в некоторых случаях даже цвет бумаги. Ежедневно педагоги ресурсного класса подбирают или создают для каждого ученика такой учебный материал, который будет наиболее для него понятен и доступен.

3 направление. Корректировка работы по формированию новых навыков ученика.

Мониторинг усвоения учеником программы очень важен для повышения эффективности работы. Анализ данных позволяет не только вовремя заметить, что то или иное задание является в данный момент неэффективным, но и понять причины происходящего. В результате можно изменить образовательный процесс  так, чтобы ученик быстрее достиг необходимых результатов. Анализ результатов наблюдений за поведением ученика позволяет понять, что вызывает это поведение и что во внешней среде поддерживает появление этого поведения вновь и вновь. Владея этой информацией, педагог-психолог  предлагает действия, которые приведут к снижению количества ситуаций, в которых появляется данное поведение, или к полному исчезновению поведения, мешающего адаптации ребенка в школе.

С каждым учеником работает команда специалистов, и в разное время ученика могут сопровождать разные члены этой команды. Очень важно, чтобы вне зависимости от того, кто на данный момент находится рядом с ребенком, уровень требований, подсказок и поддержек, методов и приемов оставался одинаков.

4 направление Проведение консультаций с родителями учеников, посещающих ресурсный класс.

Родители являются полноправными участниками образовательного процесса и членами команды ресурсного класса. Они владеют всей информацией о программе своего ребенка. Педагоги обсуждают с родителями каждый раздел программы, знакомят их с планами-конспектами. С определенной периодичностью, которая определяется совместно с родителями, педагоги рассказывают, чего достиг или пока не достиг ребенок.

В этом нам помогает тетрадь обратной связи, в которую тьюторы записывают информацию, что произошло с ребенком в течение дня и родитель также может записать важные моменты, которые произошли с ребенком дома.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романова Светлана Юрьевна учитель – дефектолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 г.Белгорода» «Роль учителя – дефектолога в организации образовательной деятельности в ресурсном классе »

Слайд 2

Команда ресурсного класса

Слайд 3

Адаптированная образовательная программа СОДЕРЖАНИЕ 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Общие сведения 1.3. Оценка особенностей развития ученика 1.4. Особенности формирования УУД 2. Содержательный раздел 2.1. Освоение предметных областей 2.2. Формирование универсальных учебных действий 2.3. Коррекционно - развивающая область 2.4. Рабочие программы учебных предметов 3. Организационный раздел 3.1. Специальные образовательные условия 3.2. Взаимодействие с семьей 3.3. Методическое обеспечение

Слайд 4

Методика оценки базовых речевых и учебных навыков ( ASSESSMENT OF BASIC LANGUAGEAND LEARNING SKILLS REVISITED, ABLLS-R)

Слайд 5

Виды программ в ресурсном классе Адаптированные образовательные программы по всем предметам по ФГОС НОО ОВЗ для вариантов 8.1 (4класс), 8.2 (1-2 класс), СИПР (6 класс); Коррекционные программы по результатам тестирования ABLLS-R ; Поведенческие программы (планы)

Слайд 6

Формы организации обучения Фронтальные уроки; Индивидуальные занятия; Коррекционно-развивающие занятия; Обучение в естественных условиях.

Слайд 7

Особенности проведения фронтальных уроков Четкое расписание – 8 уроков в неделю (2 и 3 урок ежедневно); Единый план проведения уроков в ресурсном классе и спортивном зале.

Слайд 8

Структура фронтального урока Ритуал приветствия; Самостоятельный сбор школьных принадлежностей; Звонок; Заполнение календаря; Визуальное расписание (количество заданий); Чередование разнообразных видов деятельности; Работа у доски; Наличие динамической паузы; Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

         «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ...

Условия для создания инклюзивной образовательной среды

В данном  материале рассматриваются понятия специальные условия обучения, адаптированная образовательная программа, информационное и медицинское обеспечение школ в условиях инклюзии...

Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ОВЗ

Доклад: "Создание  инклюзивной  образовательной  среды для детей  с ОВЗ"...

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....

Экологическое воспитание и создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности.

Создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ – одно из необходимых условий для получения положительной динамики и результатов в учебно-воспитательном процессе и практической реализации Ф...

Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....