Экологическое воспитание и создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности.
статья по окружающему миру (1 класс)

Кузнецова Лидия Викторовна

Создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ – одно из необходимых условий для получения положительной динамики и результатов в учебно-воспитательном процессе и практической реализации ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx44.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа  №3

Петроградского района Санкт-Петербурга

II  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ФОРУМ  ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  КОНФЕРЕНЦИЯ

«Педагог и инновации: идеи, опыт, практика»

«Экологическое воспитание и создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности»

Девиз (общая концепция):                                                                                                                              

«В гармонии с природой жить, её изучить, защитить, сохранить!»

Авторы материала:

Сонина Ирина Юрьевна – учитель биологи,

классный руководитель 7-А

Кузнецова Лидия  Викторовна – учитель

начальных классов, учитель-логопед,

классный руководитель 1-Б

Санкт-Петербург 2017

«Экологическое воспитание и создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности»

Авторы  материала:

Сонина Ирина Юрьевна – учитель биологии,

классный  руководитель 7-А  

ГБОУ школа № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга

Кузнецова  Лидия  Викторовна– учитель  начальных классов,

 учитель-логопед,  классный руководитель 1-Б класса

ГБОУ школы № 3 Петроградского района Санкт-Петербурга

«Знания в собственном смысле слова сообщить не возможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности» А.Дистерверг.

«Любить Природу – значит любить Родину» М.М.Пришвин

Создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ – одно из необходимых условий для получения положительной динамики и результатов в учебно-воспитательном процессе и практической реализации ФГОС. Наша целевая аудитория это дети с ОВЗ (ЗПР различного  типа происхождения). При работе с этой категорией обучающихся необходимо учитывать определённую специфику: для детей и подростков характерны резкое снижение психического тонуса, они в силу своей истощаемости, рассеянности оказываются крайне непродуктивными в процессе школьных занятий. Отмечаются своеобразные изменения личности: часть детей – вялые, неинициативные, склонны к повышенной фиксации на своем самочувствии. У данных детей наблюдается критическоеотношение к затруднениям, неуспехам, они осознают и болезненно переживают школьные неудачи, которые глубоко травмируют их. Для них характерна повышенная утомляемость, сниженная работоспособность, слабая концентрация внимания, минимальная память. Познавательная деятельность снижена и проявляются в недостаточной сформированности восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и речи, в замедленности и пониженной переключаемости психических процессов. Мыслительные операции несовершенны, знания усваиваются фрагментарно, быстро забывают. Стойкое отставание в развитии сочетается с незрелостью эмоционально-волевой сферы. Психическая незрелость проявляется в слабом понимании взаимоотношений, сниженной мотивации достижений, несамостоятельности. У части детей наблюдается инфантилизм обусловленный социально-психологическим фактором – дети  воспитываются в детском доме. В этом случае наблюдается снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность, что  приводят к трудностям в обучении и поведении обучающихся. Для них характерно отсутствие любознательности, усидчивости, трудолюбия, заинтересованности в успешном выполнении заданий, а также чувства долга и ответственности. Кроме того, в коллективе школьников достаточно большой процент детей-мигрантов, имеющих языковые проблемы.

Таким образом, существующая педагогическая ситуация: дети с ОВЗ, необходимость усвоения определённого объёма информации по предметам, проблемы социальной адаптации детей и подростков требовала со стороны учителей нестандартного педагогического решенияс учётом требований ФГОС и необходимостью создания  охранительного медико-педагогического режима. Как один из путей решения этой проблемы может быть экологическое воспитание как  важнейший механизм социализации детей и подростков,создание образовательной среды для обучающихся с ОВЗ через участие в проектной деятельности. Так появился  долгосрочный межпредметный школьный групповой практико-ориентированный образовательный проект «ЭКОС. Сделаем вместе!», в котором участвуют обучающиеся и учителя ГБОУ школы № 3.  ЭКОС – эколого-краеведческие образовательные ступени. Девиз проекта: «В гармонии с Природой жить, её изучить, защитить, сохранить!»

Цели проекта: освоение программы «Окружающий мир» и предметов естественнонаучного цикла, социализация детей и подростков (помочь обучающимся с ОВЗ (задержка психического развития) усвоить школьную программу, адаптироваться в социуме через экологическое воспитание), формирование духовно-нравственных ценностей                                                                                                                    

Задачи проекта:                                                                                                                          Образовательные:

- усвоение конкретного учебного материала;

- формирование экологического мышления и целостного научного мировоззрения;

-формирование и закрепление навыков учебной деятельности (УУД);                               - обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);                                                            

Воспитательные:

-  формирование духовно-нравственных ценностей, осознанного отношения к

   своему месту в обществе и осознание человека как части природы;

- формирование позитивного отношения к умственному и физическому труду  

  (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).                                                              

Социальные:

-  адаптация учащихся к социуму через формирование и соблюдение норм

   человеческого общежития, взаимоуважения и взаимопомощи;

- бережное, рациональное и экологически грамотное отношение к природе и

   соблюдение правил поведения в природной среде.  

Учитывая, что цель и задача нашего образовательного учреждения дать знания, воспитать и сделать всё возможное для социальной адаптации детей с ОВЗ, в ГБОУ школы № 3 есть все условия для реализации проекта «ЭКОС. Сделаем вместе!» и в первую очередь работа нацелена на формирование личностных результатов обучающихся (самоопределение, смыслообразующие и морально-этические ориентиры).

Личностные результаты:                                                                                                                                                             - Адаптация детей и подростков в социуме через:

- формирование и развитие духовно-нравственных и патриотических  ценностей,основ экологической культуры;

-воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности,

вероисповедания;

-принятие норм нравственного и экологически грамотного поведения в природе;

-принятие норм нравственного поведения в обществе;

-воспитание уважительного отношения к своей стране и её истории;

- воспитание чувства взаимопонимания и взаимоподдержки в коллективе и семье.

   Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

- познавательные – формируется  и развивается познавательная активность;

- регулятивные – приобретение навыков организации, планирования и выполнения различных видов деятельности;

- коммуникативные - способность в связной речи, культуре общения с разновозрастными людьми, алгоритму взаимоотношений ученик-ученик, одноклассник-одноклассники, ученик-учитель, ученик-классный руководитель, ребёнок-взрослый.

  Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, обработки (обобщение, классификация), анализа и синтеза информации, умение соединить теорию с практическими действиями.

Предметные результаты:

- Освоение и усвоение конкретного материала об окружающем нас мире (для учащихся 1-Б) и по предметам естественнонаучного цикла (для обучающихся 5-9 классов).

Для всех участников проекта:

-Осознание целостности окружающего мира и человека как части природы.

-Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.

-Расширение кругозора и культурного опыта школьника.

-Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

-Формирование целостного научного мировоззрения.

Экологическое направление выбрано не случайно. Главной целью экологического образования является формирование экологической культуры-совокупности экологического сознания, экологичес-ких чувств и экологической деятельности. А экологическая культура – это часть общей культуры личности. Компоненты экологической культуры – это экологические знания и умения; экологическое мышление; ценностные ориентации и экологически грамотное поведение. Таким образом, формируется целостное восприятие окружающего мира, своего места в нём, места и роли человека в Природе.

  Проектная деятельность же позволяет на практике реализовать системно-деятельностный  подход и «…реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения вусловиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)».

Ещё одной важной составляющей успешной реализации такой деятельности  является творческий союз учителей начальной школы с учителя-ми предметниками, что позволяет правильно, своевременно и эффективно корректировать  программы и образовательный процесс в целом. Немаловажную роль играет и активное вовлечение в общий образовательно-воспитательный процесс обучающихся разных возрастных категорий, совместные мероприятия, мини-проекты, акции  и проведение  ряда  мероприятий в предметных кабинетах.

В своей работе мы преднамеренно завышаем интеллектуальную планку, но  идём от простого к сложному, от понятного к тому, что надо понять и запомнить; мы учим детей делать выбор и самостоятельно принимать решения, но при этом даём точку опоры, не  лишая их самостоятельности.Результат такой совместной работы: дети стремятся хорошо выполнить задание, начина-ют верить и верят в свои силы, участвуют и учатся, достигают определённых положительных результатов и саморазвиваются как личности. Формируются коммуникативные способности, развивается творческий потенциал и происходит переход от внешней к внутренняя мотивация к обучению.

  Кроме того, подобного рода образовательные проекты не только помогают на практике реализовывать системно-деятельностный подход для формирования УУД, но и направлен на обеспечение преемственности в обучении и ускорения процесса адаптации при переходе обучащюхся из начального в среднее звено обучения, от одного учителя к группе учителей-предметников.Исходя из требований, сформулированных в ФГОС, мы понимаем, что правильное и эффективное использование нашей проектной деятельности направлено на комплексное решение задач в сфере обучения и воспитания, стоящих перед учителем.

Для успешного осуществления экологического воспитании и создания образовательной среды для обучающихся с ОВЗ,  через участие в проектной деятельности, нами использовалось рациональное сочетание элементов различных педагогических технологий: развивающее обучение, коллективная система обучения (КСО), технология решения исследовательских задач (ТИРЗ), исследовательские и проектные методы, технология «Дебаты», технология развития критического мышления (ТРКМ), технология обучающих игр, обучение в сотрудничестве, ИКТ, технология интерактивного обучения.

Рассмотрим несколько конкретных проектов.

Проект «ЭКОС. Сделаем вместе!» (участники – учащиеся 1-Б - дети с ОВЗ ЗПР), учащаяся7-А  и 8-А класса (дети с ОВЗ и дети-мигранты)

Механизм и этапы реализации проекта

I этап. Подготовительный

  Цель:диагностика и обоснование целесообразности и реальности предлагаемого решения проблемы (работа с детьми с ОВЗ) участием в конкретном проекте.

Алгоритм действий: знакомство с реальной ситуацией, мониторинг и диагностика, выбор направления, форм и методов работы, принятие решения о разработке и участии в проекте. Выбор целевой аудитории проекта.                                                 II этап. Разработка проекта и конкретизация роли каждого участника проекта, целей и задач, которые им предстоит решить.

Цель: выбор общего, полезного, интересного для всех участников проекта, общественно полезного и актуального на данном этапе и в перспективе дела, которое будет реально выполнимо и поможет реализовать системно-деятельностный подход в обучении и воспитании, будет способствовать социальной адаптации детей и подростков с ОВЗ (ЗПР)

Алгоритм действий: учитывая, что одно из направлений работы школы – экологическое воспитание и в преддверии Года Экологии, было принято решение о создании проекта «ЭКОС» – эколого-краеведческие образовательные ступени. Т.е. всю информацию и практические действия, учитывая особенности наших детей, надо разбивать на посильные смысловые блоки, чтобы добиться результата. А т.к. работать предстояло командой, то появилась полная версия проекта «ЭКОС. Сделаем вместе!». Кроме того, нас интересовало не только экологическое, но и духовно-нравственное, патриотическое воспитание наших детей, уважительного отношения к истории России и её народов. Это определило выбор планируемых мероприятий. Автор названия проекта и девиза: «В гармонии с природой жить, её изучить, защитить, сохранит!» Сонина И.Ю.

Итак, на II этапе:

1.Выбор направления – эколого-краеведческое.                                                                             2.Выбор и утверждение названия, девиза и эмблемы проекта.

3. Определение руководителями проекта конкретных дел:                                                                     - познакомить участников проекта, объяснить общую идею проекта, настроить на совместную творческую учебную и практическую деятельность;                                                      - какие и когда проводим совместные мероприятия, высаживаем растения, работаем с обучающей раскраской и презентацией, Деревом Самооценки;                             -разработка и создание обучающего комплекса: раскраска, презентация, стенд, информационная листовка, музыкальное экологическое слайд-шоу для образовательных и подвижных перемен.

III этап. Основной этап реализации проекта                                                                                  

Мероприятия:

-Урок Памяти и «Вахта Памяти» в Введенском сквере, посвящённые началу

  Блокады Ленинграда - сбор посадочного материала (желудей);                                                                                                                                         - Экологический урок и Урок Памяти ( совместное  мероприятие 1-Б и 7-А);                                                                                                                                                    - посадка желудей с последующим выращиванием саженцев для «Аллеи Памяти»  (совместное практическое занятие 1-Б и 7-А).                                            

Акция «Дерево Памяти»: учащиеся в память о ленинградцах, погибших в блокадном Ленинграде и в память о том, что в истории их семей тоже есть те, кто не вернулся с ВОВ решили вырастить по деревцу, вырастить из желудей, собранных в день начала блокады Ленинграда и выросшие деревца потом высадить вдоль школьной аллеи, создав свою «Аллею Памяти». Закончив школу, они оставят и о себе добрую память. Дуб выбран не случайно. Это символ здоровья, могущества, долголетия. В ходе этой интересной и полезной работы ребята, сами того не подозревая выполнили программную практичес-кую работу из курса биологии 6 класса; поняли, что важно не только посадить дерево, но его ещё надо вырастить – а это долгий кропотливый труд.  И это не что иное, как опережающее обучение.

   Была создана обучающей раскраски «Мир, в котором мы живём». Первоначальный замысел, что её полностью создают старшие школьники для первоклассников, в ходе реализации проекта пришлось корректировать. Несмотря на то, что дети с энтузиазмом взялись за работу, возникли проблемы, связанные с недостаточно качественным выполнением обучающих рисунков. Поэтому было принято решение, сочетать авторские рисунки Кузнецовой Полины, которые очень нравятся детям с шаблонными чёткими и удобными для работы с детьми с ЗПР рисунками. На создание раскрасок ушёл месяц. Получилась авторская раскраска, отражающая и этапы самого проекта.

Акция «Цветок Дружбы». Учащиеся 1-Б и 7-А классов посадили черенки комнатных растений. Дети совместными группами по 3-4 человека семиклассники и первоклассники, помогая друг другу, сажали комнатные растения. И если, за растущими дубами ухаживают первоклассники, и они находятся в их классной комнате, что бы дети могли вести наблюдения и заботится о них, то комнатные растения оставили на попечение 7-А в кабинете биологии.

В кабинете 1-Б был создан экологический уголок: установлен информационный стенд «ЭКОС». Он прикреплён таким образом, чтобы дети могли свободно знакомиться с его информацией (заменяется по мере надобности). Учитывая, что дети начинают сами читать, то информация даётся для них, о них, их достижениях, экологическая информация в чёткой, лаконичной форме с учётом шрифта, схем, фотографий и т.п. Оформлена экспозиция «Мир глазами эколо-га», где представлены различные природные территории; создана экологическая азбука. Кузнецовой Л.В. для первоклассников было изготовлено «Дерево Самооценки», что очень помогает формировать у детей реальную самооценку и позитивно мотивирует к активной учебной и общественной деятельности.

IVэтап. Подведение итогов.

22 апреля в День Земли планируется провести совместную встречу всех участников проекта (детей, родителей и лиц их заменяющих, учителей, администрацию школы) и всех те, кто присоединяется к нам в ходе реализации проекта.

 Надо отметить, что научив и приучив первоклассников чётко выполнять определённый алгоритм действий для достижения конкретной цели и в ограниченный промежуток времени, мы получили блестящий результат. Вся школа с ноября включилась в проект «Эстафета городов-героев», финал которого состоится 2-5 мая. Однако первыми подготовились и достойно представили город-герой Ленинград, были учащиеся 1-Б класса (дети с ОВЗ ЗПР). 40 минут их выступления в актовом зале школы перед учащимися 1-7 классов, учителями и родителями вызвал бурю оваций! В течение всего выступления ребятам удалось удержать внимание всех собравшихся в зале!

  Параллельно с проектом «ЭКОС. Сделаем вместе!» реализовывались и другие направления проектной деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время. Наиболее значимые можно разделить на несколько групп.

Неделя  предметов естественнонаучного цикла «Мир, в котором мы живём», вкоторой приняли участие учащиеся с 1 по 9 класс. Анализируя целесообразность проведения  таких проектов, как «Предметная  неделя», стоит отметить, что они имеют большое практическое и учебно-воспитательное значение для всех участников образовательного процесса.

Для  учителя:                                                                                                                                                           1.Творческая  лаборатория и возможность выхода за рамки школьныхпрограмм и учебников.                                                                                                                                                2. Практическая реализация требование ФГОС.                                                                                                     3. Одна из возможностей самореализации.

4. Апробирование на практике новых педагогических находок и идей.

5. Обмен опытом.

6. Возможность более полного раскрытия личности обучающихся.

Для  обучающихся:

1.Возможность  проявить себя, показать свои творческие способности в нестандартных для учебной деятельности ситуациях.                                                                       2. Формирование и демонстрация личностных результатов образования: инициативу. Уверенность в себе, общение и сотрудничество, опыт самостоятельности, самообразования и саморазвития, оптимистическая самооценка.

Для учителя и учащихся: возможность практической реализации системно-деятельностного подхода к образованию с общим контекстом: «я понимаю зачем и что делаю, а потом делаю»;практическая возможность реализации критериев оценивания, формирование и развитие принципа «Знать и понимать, уметь», т.е. знать и понимать суть явлений,  природных процессов, уровни организации живой материи и т.п., уметь применять теоретические знания на практике, уметь использовать различные источники информации, анализировать, обобщать, делать выводы. Это в свою очередь стимулирует и способствует саморазвитию личности и её способности к самообразованию.

Разноплановость мероприятий. Своеобразных кратковременных проектов (конференции, мини-проекты, квесты, интерактивные уроки, турниры эрудитов, викторины, образовательные перемены, виртуальные путешествия и экологические акции) позволила максимально охватить и привлечь к подготовке и участию в недели учащихся разных возрастных категорий, создавая тем самым комфортное и продуктивное образовательное пространство для всех участников этого процесса.

  Очень удачной находкой являются мини-проекты «В гостях у Золушки» и «Спасём орхидею!» - интерактивные образовательные перемены-практикумы по озеленению кабинета биологии и школьного двора, совместные образовательные перемены «Удивительный мир вокруг нас», «Путешествие по материкам», создание учащимисяинформационных стендов.

  Интересным и успешным оказался образовательный кратковременный (продолжительность 1 неделя) проект «Экологическая  азбука» (для учащихся 7-9 классов), состоящий из 2-х этапов: заочного и товарищеской встречи. Цель и задачи проекта: опережающее обучение (в школьном курсе экологию изучают только в конце 9 класса, хотя об экологических проблемах упоминается постоянно), стимулирование и формирование навыков самообразования (учитель познакомил участников турнира с материалом во внеурочное время и в течение недели проводил консультации для всех желающих), формирование коммуникативной культуры (форма участия: командное – сборные 7, 8 и 9 классов и личное первенство).  

Формированию УУД, навыков самообразования, внутренней мотивации через привития интереса к предмету изучения, коммуникативные навыки и умение работать с различными источниками информации и представлять результат этой работы способствуют такие кратковременные тематические проекты:

Экологический урок «Мир, в котором мы живём» для начальной школы проводят учащиеся 7-9 классов                                                                           Проект: Путешествуем вместе «Мир глазами эколога» (конкурс презентаций на экологическую тематику, составленный учащимися).                                                                                                                                         Экология человека. «Наш взгляд на питание, или есть о чём задуматься» урок-проект (8 классы) – бинарный урок (биология человека и информатика. Проводится в кабинете информатики. В течение 40 минут учащиеся по группам получив задание, изучили фрагмент темы, составили небольшую презентацию и представили её товарищам .                                                                                   «Эти удивительные членистоногие» урок-квест (7 классы).                                                                                                              

«Что мы знаем об эволюции?» урок-конференция (9 классы)

«Путешествие по материкам» урок-путешествие (5 классы)            

   «Профессия метеоролог» урок-практикум (6 классы)                

«Самый удивительный материк» урок-презентация (7 классы)                                               «ПТК России» урок-квест (8класс)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              «Изменения, происходящие с веществами» урок-практикум (8 класс)                                                                                    «Роль химии в жизни человека» (Вопросы безопасной жизнедеятельности.Экология человека) урок-конференция (9 классы)

Для формирования ученического самоуправления был реализован проект                               «Операция«Эко ревизор», День без мобильного телефона, День без жевательной резинки, День чистоты, День без курения, День добрых дел.

Исходя из требований, сформулированных в ФГОС, мы понимаем, что правильное и эффективное использование нашей проектной деятельности направлено на комплексное решение задач в сфере обучения и воспитания, стоящих перед учителем. Создание образовательной среды для детей с ОВЗ через экологическое воспитание и проектную деятельность направлено на практическую реализацию системно-деятельностного подхода и требований ФГОС.

 Мы показали только небольшой фрагмент работы коллектива единомышленников, как один проект перерастает в другой, объединяя всё новых и новых участников образовательного процесса, и как из этого в результате складывается целостная и последовательная система воспитания и образования, и этот путь учитель и его ученики проходят вместе.

  1. Список использованной литературы

1. «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)» (утвержден приказом МинобрнаукиРоссии от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. С.В, Алексеев, доктор педагогических наук «Проект о проектах: о создании информационной базы индивидуальных проектов в области проблем окружающей среды» Журнал «Биология в школе» №1 2012г

3. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

4. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. М., 2003. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

5. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996

6. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998

7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., Интор, 1996.

8. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

9.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студентов вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / под ред. Е.С. Полат. М: Издательский Центр «Академия», 2001.  с. 66.

10. Технологии открытого пространства (ТОП), Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред. Муха Н.В., Рязанова А.Г. - Томск, 2001.

11.Школа и открытое образование: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научной тьюторской конференции. Москва-Томск, 1999.

12. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. – метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. – Архангельск: АО ИППК РО, 2009. – 58 с. 13. Боровская Н.Н., Шарыгина Н.В., Кирилова А.П. Учебные экологические проекты в современном образовании / Под ред. Н.Н. Боровской. – Архангельск, 2005.- 54 с.                                       14. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные проекты. Из опыта работы \ авт. – сост. Т.Н. Ковязина, Н.Е. Галицына. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.                                                                      15. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников / О.В. Петунин // Народное образование. – 2012. - № 7. – С. 164 – 169.                                                                                             16. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися / авт. – сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. – Волгоград: Учитель,2010. – 191 с.                                                                                                                                                                              17. Совместные воспитательные проекты: родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты \ авт. – сост. М.К. Господникова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 152 с.: ил.                                                                                                                                        18. Управление инновациями в образовательном учреждении: образовательные практико – ориентированные технологии / авт. – сост. М.В. Русинова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 175 с.

Список использованных ресурсов:

http://m-proektov.narod.ru/data/main-5/topic-1/page08.html

http://www.nachalka.com/book/export/html/326

http://school3aksay.ucoz.ru/load/vystuplenija/doklady/proektnaja_dejatelnost_uchashhikhsja_nachalnoj_shkoly_kak_odin_iz_metodov_lichnostno_orientirovannogo_obuchenija_iz_opyta_raboty_esmagulova_g_s/22-1-0-251

http://www.deti-66.ru/forteachers/primaryschool/o-mir/2143.html

http://school4.k-ur.ru/zerno.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Сотрудничество семьи и школы в развитии творческих способностей младших школьников через участие в проектной деятельности".

СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ – основополагающий фактор УСПЕШНОСТИ В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ. Действующий Закон об образовании гласит, что образование - это «воспитание и обучение в интересах ч...

доклад "повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся"

Качество знаний учащихся остаётся проблемой номер один. Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на пов...

«Создание инклюзивной образовательной среды для обучающихся с РАС»

Материал содержит опыт формирования инклюзивного пространства для детей с расстройством аутистического спектра в рамках работы ресурсного класса – класса для детей с расстройствами аутистическог...

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....