«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».
статья на тему

Алёшина Ольга Александровна

           «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

           «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо известные слова В. Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают ещё большую значимость в наше тревожное и нестабильное время. Ведь, действительно, сейчас как никогда ранее судьба человека зависит от того, как он воспитан. Поэтому сегодня школа призвана оставаться для детей родным домом, второй семьёй, в которой не только дают образование, но и создаются условия для формирования, развития и реализации личности.

Современные образовательные технологии должны предотвращать образовательную перегрузку учащихся, т.е. должно быть здоровьесберегающим.

 Это означает, что образовательный процесс должен организован так, что должны выполняться следующие требования:

1) учет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамента, характера восприятия и усвоения им учебного материала, типа памяти..

2) исключение чрезмерной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала, а также оптимизация, т.е. получение наилучших, из возможных для конкретного ребенка, результатов образования

3) обеспечение благоприятного климата в классе и в школе, сохранение, поддержка и укрепление психического и физического здоровья детей, исключение факторов, негативно влияющих на психическое состояние ребенка,

4) “научение” ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений и психологической самозащите.

    Cледующие задачи воспитательной деятельности:

  Развитие познавательных, интеллектуальных способностей интереса к учебе;

 Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно- нравственных ценностей гражданина России;

  Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие -навыков здорового образа жизни;

 Развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;

 Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности,

 Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей,  

  Формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям. При составлении плана воспитательной работы были учтены все виды деятельности.

 Приоритетами направлениями воспитательной работы стали:

1.Интелллектуально-познавательная деятельность.

 2. Основы гражданского и патриотического самосознания.

3. Личностное развитие. Основы социализации и общения.

4. Трудовая деятельность.

 5. Спортивно-оздоровительная деятельность; основы жизнеобеспечения. 6.Творчество и досуг.

 На современном этапе необходимым звеном является воспитание многогранной личности, при которой дети могли бы развивать свой творческий потенциал и адаптироваться в современном обществе. Если ребенок живет содержательной жизнью, социально реализует себя, то у него больше шансов достичь успехов в будущем. Главная идея- это идея успеха. Школа ставит своей целью стать для ребенка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно. В связи с этим вся работа  направлена на всестороннее развитие детей, а вместе с тем на учёт состояния и, соответственно, на укрепление здоровья ребёнка.

 По каждому из указанных выше направлений была проделана определенная работа. В основу тематики мероприятий была положена идея развития личностных начал каждого воспитанника, формирование у него мотивации к осуществляемой деятельности и развитие определенных отношений к тому, что он осуществляет. Воспитательная работа заключалась в педагогически целесообразной организации жизни детей. Невозможно воспитать в ребёнке какое – либо качество, не обладая им самому. Таким образом, педагога – воспитателя школы должны отличать следующие личностные качества и характеристики:

 - гуманизм – любовь к детям, построение отношений на гуманистической основе, приверженность идеям гуманистической педагогики;

- профессионализм:

 а) педагогическая готовность: способность и желание работать с детьми, умение привнести воспитывающее начало в свою деятельность, умение увлечь детей, организовать их деятельность;

 б) методическая готовность: работа над методическим обеспечением воспитательного процесса, владение разнообразными формами воспитательной работы и поиск новых; знание современных воспитательных технологий и т.д..

 в) технологическая готовность: знание психологии как науки, возрастной психологии, психологии общения, творчества, развитие в себе рефлексивной культуры, умение видеть, чувствовать, анализировать состояние другого человека;

 - креативность – способность к творчеству, умение находить нестандартные решения, новые подходы в деятельности, желание создавать новое, лучшее;- саморазвитие – способность к адекватной самооценке, самопознанию, саморегуляции, самоанализу, самоконтролю, самообразованию; - патриотизм – любовь к своей малой родине, любовь к Отечеству, ответственность за подрастающее поколение, за судьбу Родины;

. В ходе проведения воспитательных мероприятий, учащиеся могут проявить свою индивидуальность, творчество, показать интеллектуальный уровень. Они учились жить в коллективе своих сверстников, демонстрируя при этом свои коммуникативные умения и навыки.

Большое место в воспитательной системе занимает внеурочная деятельность. Цель - развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества.

Внеурочная деятельность включает следующие направления: 1) эстетическое - в этом направлении работают школьные кружки: вокальные группы «Светлячок», «Капельки», «Весёлые нотки», «Сделай сам». Занятия в кружках способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков, успешной социальной адаптации в современном обществе. Детям интересно там, где они могут показать свои знания и умения. Практический выход кружка должен быть как можно чаще, чтобы учащиеся видели результаты своего труда.

Ведётся  индивидуальная работа с каждой семьёй, детьми. Со стороны школы родителям учащихся постоянно оказывается возможная помощь. Это, прежде всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы  о воспитании ребенка. В системе проводятся   родительские собрания. В школе созданы все условия для творческого развития личности, благоприятная среда для дружбы и взаимопонимания между детьми и взрослыми.

 Цель- создание условий для формирования человека – гражданина,  умеющего ориентироваться в современных социальных условиях, здорового, физически развитого.

 ЗАДАЧИ:

1. Нацеливание учащихся на получении глубоких и прочных знаний с постановкой перспективных задач через систему внеурочной деятельности. 2. Продолжить работу по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России.

Таким образом, современные подходы к организации здоровьесберегающей среды направлены на создание эмоционально – комфортных условий пребывания ребенка в школе и содействуют его физическому, духовному и социальному благополучию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

«Создание благоприятной воспитательной среды как фактора развития успешности каждого обучающегося класса»

Педагогический проект содержит пограмму внеурочной деятельности "Дружный класс" для учащихся 3 класса...

Создание образовательной среды, способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника

Создание образовательной среды,способствующей формированию конкурентоспособной личности младшего школьника...

Создание здоровьеформирующей образовательной среды в Учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья

Ежегодно  увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий...

Создание благоприятной образовательной среды для обучающихся со сложным дефектом, обучающимся на дому

В настоящее время одной из приоритетных задач современного специального (коррекционного) образования является создание единой  системы комплексной помощи детям, имеющим сложные нарушения....

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно

Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показать, как выявляются и развиваются способности обучающихся...