Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»
материал по теме

 

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализацию детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами, и не всегда могут много времени уделить детям. Если бы обучением и социализацией детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Макаренко А. С. писал: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                           

                        Муниципальное казенное образовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа № 1»

                                   города Николаевска Волгоградской области

   Районные педагогические Макаренковские чтения

                    «Наследие А. С. Макаренко

       в современном   образовательном процессе»

        По теме:  «Методические особенности урока,

обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Учитель начальных классов

 Пастухова Светлана Анатольевна

2012 – 2013 уч год.

                                                                              Рост и воспитание детей это большое,    

                                                                           серьезное и страшно ответственное дело

                                          Макаренко А. С.

         Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализацию детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами, и не всегда могут много времени уделить детям. Если бы обучением и социализацией детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Макаренко А. С. писал: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.»

В наше время повышенной социальной напряженности, когда особенно обостряются проблемы взрослеющего человека, рядом с ребенком должен быть педагог, организующий комплексное воздействие на процесс его взросления в зависимости от развития индивидуально-личностных качеств ребенка, осуществляющий социально-педагогическую деятельность.

Актуальность данной темы объясняется несколькими факторами. Во-первых, необходимостью соотнесения своей практической работы с общегосударственной целью образования – обеспечением социализации обучающихся начальной школы и личностного развития учащихся как полноценных граждан страны. Во-вторых, психологическими особенностями подросткового возраста, когда ярко выражено стремление к независимости, потребность в признании, проблема выбора своей социальной роли в будущем. В - третьих, проблемным принципом обучения, который обязывает формировать у каждого младшего школьника личностную позицию, социальную активность и ответственность.

В воспитательной работе с классом свою основную задачу вижу в создании доброжелательного настроя в детском коллективе, где каждый готов помочь товарищу, где царит атмосфера уважения, доверия и радости. Для этого стремлюсь к тому, чтобы в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.

В своей педагогической деятельности, я пришла к выводу  что, обучающиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Учитывая принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два - три десятилетия назад даже не догадывались, осуществляю  корректировку подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.

Макаренко А.С. в своих работах о воспитании говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Именно в школе я сосредоточиваю не только интеллектуальную, но и гражданскую, духовную и культурную жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту,  через  который   проходят  все  граждане России,  является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

 Эти ценности социализации обучающихся, я стараюсь реализовывать через систему школьных уроков, внешкольных мероприятий,  факультативов. Но урок ставлю на первое место.

Урок – содержательная и организационная единица образовательного процесса. С этой точки зрения он должен отвечать государственным образовательным стандартам второго поколения, программам по предмету и  концептуальному подходу к отбору и организации материала, иметь четкую методическую и содержательную логику. Именно эти черты определяют лицо современного урока, они находятся в поле моего зрения при планировании, проведении и анализе урока.  

На вопрос: “Чем вы руководствуетесь при подготовке урока и его организации?” - я  отвечают: “Структурой урока”. Это значит, что структура урока понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория. Под структурой урока понимаю дидактически обусловленную внутреннюю взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленную упорядоченность и взаимодействие.

Структура традиционного урока проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития и социализации обучающихся. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру и логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры. Дидактическая структура состоит из трех этапов:

1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя).

2. Формирование новых понятий и способов действий (в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).

3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление).

Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока. Она является регулятивом деятельности, прежде всего учителя.

Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности на уроке: учебной, трудовой, общественной и игровой. Большое значение предавал игре  А. С, Макаренко. Многие из его высказываний относительно игры, пронизаны основной идеей о том, что игра является важным средством воспитания обучающихся, средством всестороннего развития личности. Игру он рассматривал как вид творческой деятельности, форму воспитания обучающихся. «Игра не самоцель, а средство воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать как деятельность доставляющею удовольствие, для удовольствия.  Такой подход к игре обедняет ее, делает ее бесполезной, дает повод для принижения ее роли как средство воспитания».  

Игровые действия позволяют осваивать то, что заранее вызывает у младшего школьника страх неизвестности, постоянное внушаемое уважение к школьной премудрости. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей еще не сформирована. Поэтому основным типом дидактических игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение.

     Например: «На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Вам надо, произведя последовательное деления, найти частное: 450 : 18;  315 :15;  420 :28;  360 : 8;

 2100 : 15;  600 : 25;  425 : 25;  490 : 14; и заменив частное буквами, вы прочтете название птиц метеорологов.

м

о

г

ф

и

л

н

а

45

35

17

25

140

21

24

15

Комментарий: Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могли затопить воды, если засушливым – то более низкими. Такие задания помогают учащимся узнать об особенностях окружающей среды, что расширяет их кругозор. А я всегда подчеркиваю: «Ребятам, всегда интересно общаться с людьми, обладающими знаниями в разных отраслях»

А вот задание, связанное с двигательной активностью,  эффективно при изучении алфавита на уроках обучении грамоте. Ученики выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее (при  этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего, что способствует запоминанию изучаемого материала). Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает и прописывает ее мысленно в уме с ведущим. Но повторять движения, совершаемые ведущим, может каждый. И каждый становится частью коллектива, выполняющего одно общее дело.

Буквы можно писать по воздуху

- головой, ногой, коленкой, рукой, ухом

Как усложнение, оживляющее интерес к заданию, букву можно написать в зеркальном отражении.              

На своих уроках я учитываю интересы и потребности учащихся, развиваю мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому я структурирую свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности обучающихся.

Мотивационная структура урока:

1. Организация и управление вниманием учащихся.

2. Разъяснение смысла деятельности.

3. Актуализация мотивационных состояний.

4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.

5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.

6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.

7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.

Мотивационная структура урока является регулятивом моей деятельности по управлению учебной деятельностью обучающихся. Формула учебной деятельности = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль + самооценка. Планирующие, или ориентирующие, действия (ориентировочная основа действия - ООД) - это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой обучающиеся выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность. (Что надо найти? Что сначала? В какой последовательности действовать? Какие действия требуется выполнить?).

Называю перечень исполнительских действий: действия уяснения содержания учебного материала, предъявляемого в устной форме; действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений; действия отработки учебного материала; действия самостоятельного построения знаний .

В состав контрольных действий входят: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элементы в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с их образцами; оценивание совпадения действий и их результатов с заданными условиями; внесение коррекции в действия при их отклонении от образца. Действия контроля постепенно переходят в самоконтроль.

Самооценка своих действий (рефлексия обучаемых своих действий). Она характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности.

В результате того, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока проблемно-развивающего обучения. Возникает только одна, но очень важная проблема: как практически реализовать все эти структуры учителю?

По сути каждый конкретный урок, проведенный мною, имеет свою неповторимую методическую структуру. Поэтому невозможно дать единую схему методической структуры урока - ее можно представить только в виде примера. Так, например, можно реализовать на уроке логико-психологическую структуру: воспроизведение - в опросе, упражнениях, восприятие - в организации внимания, наблюдений, разъяснений, понимание - при решении учебных задач, анализе их условий, обобщение - при проведении беседы, обсуждении вопросов, применение - при организации самостоятельной работы. Все выделенные действия и составляют методическую структуру в данном конкретном случае.

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет моей работы является урок. Формы уроков разные: викторина по изучаемому материалу;   «Природа и мы»;   урок – путешествие по любимым книгам;   урок придумывания и составления новых задач по математике, сочинения тематических диктантов,  составления правил поведения и занимательных режимов собственной деятельности;  урок «Эстафета знаний»;  урок -  диалог; урок парной работы;  урок ситуационной этики; урок обмена мечтами и т. д.  Все это способствует социализации учащихся в современном обществе.

          Здоровье современных школьников – серьезная национальная проблема. Поэтому я строю учебный процесс не только с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов, но и использую информацию по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни имеют интегрированные уроки математики, окружающего мира, русского языка.   Традиционное построение урока и однообразная учебная работа снижают интерес к обучению, утомляют детей, вызывают эмоциональный дискомфорт. Возникает настоящая необходимость в подборе и внедрении здоровье – сберегающих технологий в учебном процессе. В этом отношении велика роль на уроке валеологических задач. В процессе решения таких задач обучающийся не только усваивает общий способ возникновения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет обучающимся осознать ценность здоровья.

Например, на уроках математики: «В течение суток сердце сокращается 8 ч., а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток? Какую работу выполняет сердце? Назовите факторы, неблагоприятные для работы сердца».

На уроках окружающего мира: «Окружающая среда полна звуков. Децибел – единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на ваш организм. Если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения, а 180 децибел – смертельный уровень. Как влияет шум на человека?

 На уроках русского языка:  Составить как можно больше слов из слова  ОЧАРОВАНИЕ. Нельзя брать дополнительные буквы, которые не присутствуют в данном слове.  

Практика моей работы подтверждает, что нельзя достигнуть высоких результатов, не изучив предварительно предпосылки, обеспечивающие успех дела. Постоянный анализ достижений учеников  - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получить, по возможности, реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, диагностировать, обобщать, сравнивать, классифицировать предметы. Как ребенок включается в работу, какова степень его волевых качеств, самоконтроль? Особенно актуально это звучит сегодня, когда я  определяю  степень развития основных качеств умственной деятельности обучающихся.

Разнообразные методические средства и приемы в обучении, которые я использую, на каждом уроке позволяют обеспечить условия социализации обучающихся. 

А. С. Макаренко писал: «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».

Вывод:

Общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений воспитания и социализации обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечить принятие их обучающимися.

 

                                                             

Литература.

  1. Закон Р.Ф. «Об образовании».
  2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Проект примерная программа воспитания и социализации обучаюшихся. Начальное образование. Москва. 2009.
  5. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 – 4) в двух частях. Издательство «Просвещение», 2002.
  6. Лизинский В.М. Виды и формы уроков в начальной школе. Ж - л. Современный урок. №1/ 2009.
  7. Макаренко А.С. Докладная записка члену правления коммуны имени Ф. Дзержинского. – В кн.       Сочинения. М., 1958, т. 7, с. 420.
  8. Педагогический поиск. – М., Педагогика, 1987. – 544 с.
  9. Зюнько С.Ф., Гюнников Ю.С.  «Игра и учение» (часть 1). М. 1991.
  10. Давыдов В.В.      Проблемы развивающего обучения. – М., 1972.
  11. Щуркова Н.Е.  Культура современного урока. М. Российское Педагогическое Агенство,1997.
  12. Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
  13. Голубева Л.В., Чегодаева Т.А.  Анализ урока.   Волгоград. Издательство «Учитель», 2007.
  14.  Кокаева И.Ю. Формирование здорового образа жизни младшего школьника на уроках математики.    Журнал. Начальная школа. №9/2004.
  15. Минсхин Е.М. «От игры – к знаниям». М. 1992.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Методические особенности урока, обеспечивающие социализацию обучающихся
Выполнила учитель начальных классовМКОУ «СОШ №1»г. Николаевска Волгоградской области.Пастухова С. А.

Слайд 2
Рост и воспитание детей это большое, серьезное и страшно ответственное дело Макаренко А. С.

Слайд 3
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализацию детей.

Слайд 4
Актуальность
Во-первых, необходимостью соотнесения своей практической работы с общегосударственной целью образования – обеспечением социализации обучающихся начальной школы и личностного развития учащихся как полноценных граждан страны. Во-вторых, психологическими особенностями подросткового возраста, когда ярко выражено стремление к независимости, потребность в признании, проблема выбора своей социальной роли в будущем.

Слайд 5
В воспитательной работе с классом свою основную задачу вижу в создании доброжелательного настроя в детском коллективе,где каждый готов помочь товарищу, где царит атмосфера уважения, доверия и радости.

Слайд 6
Макаренко А.С. в своих работах о воспитании говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Слайд 7
Урок – содержательная и организационная единица образовательного процесса.

Слайд 8
СТРУКТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий. 2. Формирование новых понятий и способов действий. 3. Применение знаний, формирование умений и навыков.

Слайд 9
А. С, Макаренко. Игра не самоцель, а средство воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать как деятельность доставляющею удовольствие, для удовольствия. Такой подход к игре обедняет ее, делает ее бесполезной, дает повод для принижения ее роли как средство воспитания.

Слайд 10
Например: «На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано примерами. Вам надо, произведя последовательное деления, найти частное: 450 : 18; 315 :15; 420 :28; 360 : 8; 2100 : 15; 600 : 25; 425 : 25; 490 : 14; и заменив частное буквами, вы прочтете название птиц метеорологов. м о г ф и л н а45 35 17 25 140 21 24 15Комментарий: Фламинго из песка строят гнезда в форме усеченного конуса, в верхнем основании делают углубления, в которые откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могли затопить воды, если засушливым – то более низкими. Такие задания помогают учащимся узнать об особенностях окружающей среды, что расширяет их кругозор.

Слайд 11
Ученики выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее. Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает и прописывает ее мысленно в уме с ведущим. Но повторять движения, совершаемые ведущим, может каждый. И каждый становится частью коллектива, выполняющего одно общее дело.Буквы можно писать по воздуху- головой- ногой- коленкой- рукой- ухомКак усложнение, оживляющее интерес к заданию, букву можно написать в зеркальном отражении.

Слайд 12
1. Организация и управление вниманием учащихся.2. Разъяснение смысла деятельности.3. Актуализация мотивационных состояний.4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.
5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.
Мотивационная структура урока:

Слайд 13
А. С. Макаренко «Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали».
Макаренко А.С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе....

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

«Использование ИКТ на уроках в современном образовательном процессе»

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифров...

Использование современных образовательных технологий. Обучение приемам самоконтроля на уроках математики в процессе решения задач в начальной школе /из опыта работы /

Воспитание самоконтроля  включает в себя множество аспектов, необходимых для его формирования. Но, чтоб ученику легче было работать  с задачей, ему необходимо дать алгоритм действий, который...

Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"

В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения....

Выступление на педагогический чтениях на тему "Роль воспитательной компоненты в образовательном процессе ОО"

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России раз...

Педагогические технологии на уроках изобразительного искусства в современном образовательном процессе.

Использования различных технологий на уроках изобразительного искусства...