«Использование ИКТ на уроках в современном образовательном процессе»
статья по информатике по теме

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

                  В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды.

                   Современное общество характеризуется высокой динамичностью. Это находит свое отражение и в образовании. В частности, появились новые технологии, которые при должном подходе могут быть использованы в учебном и воспитательном процессе. Для детей, родившихся в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3-плееров, видеокамер и сотовых телефонов, Интернета, это естественная среда обитания, в которой они очень хорошо ориентируются. Для них цифровой мир стал неотъемлемой частью окружающей действительности. Станет ли эта среда ресурсом развития, зависит от взрослых, и в первую очередь от учителя. Учебный материал, преподносимый учителем с помощью красочно оформленных слайдов, видеофрагментов, анимации или содержания Интернетсайтов, усваивается быстрее и прочнее. Контрольные работы, сопровождаемые анимационными эффектами, выполняются учащимися с большим удовольствием и  активностью. Повышается и качество обучения.

                 Более шести лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. В своей работе  использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы цифровых образовательных ресурсов, создаю собственные презентации, проекты, использую средства сети Интернет в учебной и внеклассной работе. Использование мобильного класса в работе соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Сочетаю проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе. Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса использую не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Материалы ЦОР для уроков литературного чтения и русского языка беру на сайте http://school-collection.edu.ru/ , тренажеры по математике к учебнику

Л.Г.Петерсон на сайте http://samouchka.com.ua/_1des/15/  (в кабинете есть доступ к сети Internet). Школьники быстро привыкают к интерактивной доске. Работа с ней позволяет значительно экономить время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в деятельность всех учащихся класса. Доска позволяет выводить на ее поверхность любые изображения и тексты, дает возможность рисовать поверх них, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения, ее использование резко повышает интерес учащихся к процессу обучения. Отвечать у доски стремятся все, даже «слабые» и застенчивые ученики. Очень большое значение имеет возможность в любой момент урока вернуться к предыдущим записям, поскольку интерактивная доска имеет размеры, значительно превышающие видимую на экране площадь, т.е. экран — это своего рода «окно», через которое можно видеть находящуюся на доске информацию и работать с ней. Само же это «окно» может быть передвинуто в любую часть доски простым движением электронного маркера. Однако важно понимать, что эффективность работы с интерактивной доской в значительной степени определяется подготовкой преподавателя: насколько хорошо он понимает возможности этого инструмента и дидактически грамотно может его использовать. На уроках курсов «Русский язык» и «Литературное чтение» активно используется Интернет. Это позволяет ознакомить учащихся с биографией любого писателя, посмотреть на его портрет, побывать в картинной галерее или изучить любую точку земного шара по снимкам со спутника. Конечно, Интернет, сейчас доступен почти любому школьнику и в домашних условиях, но на уроках не только демонстрируется содержание сайтов, но и ведется объяснение, делаются при необходимости пометки прямо на изображении, выделяются фрагменты или прокладываются маршруты на карте. Размер доски «изменяет» восприятие информации и позволяет работать в коллективе.

Благодаря использованию мультимедиа у школьников наблюдается:

– концентрация внимания;

–включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;

– повышение интереса к изучению предмета;

– возрастание мотивации к учёбе.

Мультимедийные средства значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука – всех современных средств мультимедиа позволяет создавать активный познавательный процесс и повышать заинтересованность учащихся в образовательной деятельности. Таким образом, использование мультимедиа на уроках  стимулирует потребность в  общении, обогащает словарный запас младших школьников, совершенствует грамматический строй их речи.

Анализ имеющегося опыта показывает, что существует пять основных вариантов использования компьютера в процессе обучения.

1. Компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. Возможно использование интернет-технологий.

2. Компьютерное сопровождение уроков. На этом этапе компьютер (ноутбук, нетбук) выступает как индивидуальное средство обучения и может быть использован учениками как в качестве средства повторения ранее изученного материала и проверки знаний, так и при изучении нового материала.

3. Использование современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя. Возможно использование справочников, энциклопедий, учебных игр, развивающих программ.

4. Выполнение домашних заданий с помощью компьютера, в том числе и индивидуально подобранных.

5. Использование компьютера при общении «ученик – учитель – родители» (на сайте и учителя, и ученики, и их родители могут найти дополнительную учебную информацию).

Существенный результат даёт использование ИКТ при проведении проверочных и контрольных работ.

Возможность использования индивидуальных компьютеров и занимательных форм обучения во время проверки и контроля знаний учащихся, таких как тест, игра, викторина, соревнование, сказка и т.д., создаёт комфортный эмоционально-психологический фон во время учебных занятий. При неправильном ответе либо при желании получить лучшую отметку ученик всегда может перевыполнить задание и не испытывать при этом стресса. Игровые моменты, присутствующие на данных этапах работы, безусловно, повышают уровень познавательных интересов учащихся.

                    Таким образом, интерактивный класс помогает облегчить нелегкий труд учителя, сэкономить дефицитное время, вывести процесс преподавания на новый качественный уровень, соответствующий современным требованиям, а также сделать школьную жизнь учеников разнообразной, а обучение — более привлекательным и продуктивным.

Начальная школа. 2011. № 1 «Интерактивные комплексы в учебно-воспитательном процессе», В.А.Захарова

  Начальная школа. 2012. № 4 «Информационные технологии как ядро программы развития класса», Мусина А.А.

Журнал «Начальная школа плюс До и После».2012. № 5        «Использование мультимедиа при обучении учащихся младших классов пересказу», Н.М. Булычёва

Журнал «Начальная школа плюс До и После». 2012. № 12 «Использование

цифровых образовательных ресурсов в условиях электронной школы как средство реализации ФГОС НОО», Н.В. Ларичева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Использование интерактивной доски на уроке математике в начальной школе....

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

«Современный урок: эффективная организация образовательного процесса»

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет люб...

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе

Информационно – коммуникативные технологии становятся сегодня базой для построения структуры новой образовательной среды. Они имеют огромные возможности для изменения процесса обучения, так как ...

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовательном процессе

Информационно – коммуникативные технологии становятся сегодня базой для построения структуры новой образовательной среды. Они имеют огромные возможности для изменения процесса обучения, так как ...

Методическая разработка на тему: Использование личностно-ориентированных технологий в современном образовательном процессе

Образование как ресурс развития науки, техники, искусства переориентируется на формирование личности человека как субъекта гуманных, демократических отношений, которые обеспечивают не только развитие ...