Социализация детей с нарушением речи в условиях современного образовательного процесса
статья по логопедии на тему

Акимкина Ирина Юрьевна

Статья по проблеме социализации детей с нарушениями речи в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akimkina_statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушением речи в условиях

 современного образовательного процесса

Акимкина Ирина Юрьевна, учитель-логопед

г.Белгород

Российская модель современного образования базируется на позициях

 Л.С. Выготского, который мыслил личность и среду как целостность. Согласно его взглядам, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  Проблемы здоровья детей, обеспечения условий успешной социализации и создания равных возможностей для их различных категорий, в том числе для детей с ограниченными возможностями, определены в качестве наиболее важных и актуальных в приоритетных направлениях развития  Российской системы образования.

    В настоящее время контингент обучающихся общеобразовательной школы достаточно разнообразен по уровню речевого развития, особенно это заметно в начальной школе.  На момент поступления в школу около трети всех детей имеют нарушения речи разной этиологии,  характера и степени выраженности, которые обусловливают ограничения в их социализации.[1]

За последние несколько лет учёными, занимающимися проблемами речи   отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих такими речевыми нарушениями, как фонетико-фонематическое и лексико-грамматическое недоразвитие, общее недоразвитие речи –IIIуровня, фонетические дефекты, обусловленные стертой дизартрией. А поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма (Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев), следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дисграфии и дислексии, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.[2]

В нашем учреждении за последние четыре года также наблюдается увеличение количества детей, поступающих  в первый класс с речевыми нарушениями, о чём свидетельствует представленная таблица.

Учебный год

Кол-во обследованных детей

Количество зачисленных в логопедические группы

Кол-во первоклассников с речевыми нарушениями

2009-2010

503

59– 12 %

27– 4 %

2010-2011

513

62 – 12 %

33– 5 %

2011-2012

500

60– 12 %

36– 6 %

2012-2013

500

61-

37-

        В начале учебного года все обучающиеся начальной школы проходят логопедическое обследование, по результатам которого комплектуются логопедические группы.С учетом специфики речевого нарушения разрабатывается планирование коррекционно-развивающихлогопедических занятий по группам и индивидуально.

Но решая проблемы нарушения в развитии  устной и письменной речи, нельзя не учитывать, что у детей данной категории   в большинстве случаев наблюдается снижение социальной активности. Это проявляется в проблемах внутриличностного характера (сниженная самооценка, неуверенность в себе, переживание, ранимость); в проблемах социального характера, в педагогических проблемах, которые в конечном итоге отражаются на успеваемостидетей.

        Механизмы социализации детей с нарушениями речи имеют свои особенности. В зависимости от типа речевого нарушения дети испытывают определенные трудности в усвоении системы культуры и образцов поведения в обществе.  У них затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения. Они испытывают трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может привести к дисбалансу в поведении. В связи с этой проблемой перед современной образовательной системой возникает необходимость создания  благоприятных условий для воспитания и обучения данной категории младших школьников.

 В нашем учреждении в последние годы сформировалась целостная система  педагогического сопровождения школьников с нарушением речи  в общеобразовательную среду. В процессе работы решаются   основные логопедические задачи:

  1. коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся. [3]

Логопедические занятия требуют определенной системы по профилактике и коррекции речевых нарушений. Используются методы,  направленные на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов, эмоциональный тренинг (соотнесение эмоциональных состояний с природными и общественными явлениями, оценка собственных эмоциональных состояний), формирование адекватной самооценки.

Одним из ведущих направленийв работе учителя - логопеда является просвещение родителей. Они получают все необходимые рекомендации и дидактические материалы.Такая совместная деятельность позволяет родителям участвовать в коррекционно-развивающей работе и видеть динамику развития речи своих детей. Менее ответственных родителей такая система дисциплинирует и заставляет повернуться лицом к проблемам ребенка.

 Главный педагогический принцип коллектива – помочь ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность в обществе. В настоящий момент сформировалась и действует система взаимодействия учителя-логопеда с учителями начальных классов, воспитателями.  Учителем-логопедом нашего учреждения разработаны комплексы упражнений, которые способствуют улучшению качества речи, развитию языкового чутья, четкости и разборчивости речи. Такие упражнения подходят как для фронтальных, так и индивидуальных логопедических коррекционно-развивающих занятий. Учителя используют их наразличных этапах  уроков, применяют при организации динамических пауз и физминуток.

 Учреждение  работает в режиме школы  полного дня, где дети могут находиться до 18 часов. Продленный день – неизмеримый потенциал развивающего и воспитательного воздействия на ребенка.  Появилась возможность педагогического сопровождения данной категории детей во внеурочной деятельности. Важным направлением в работе является  сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя группы продленного дня. Совместная деятельность логопеда и воспитателя организуется со следующими целями:

- повышение эффективности коррекционно-образовательной работы (исключается дублирование занятий логопеда);

-   активизация речевых, познавательных, эмоционально-личностных возможностей детей с нарушением речевого развития во внеурочной деятельности;

- осознание ребенком своего социального статуса и освоение основных способов социального взаимодействия.

         Воспитателем группы продленного дня применяются  методы педагогического сопровождения младших школьников с нарушением речевого развития, направленные на активизацию речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных особенностей, специфика которых негативно отражается на процессе адаптации данной категории детей.          

Для этого необходима постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется на протяжении всей работы группы продленного дня: во время прогулки, самоподготовки, воспитательных мероприятий, коллективных творческих дел, участия во внеурочной деятельности.  Одним из основных приемов в работе воспитателя с детьми с речевыми нарушениями   является игра и игровые упражнения, как средства активизации речевой деятельности детей младшего школьного возраста. У детей с речевыми нарушениями не выработана социальная роль. Специально подобранные сюжетно-ролевые  игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению таких детей  в коллективную деятельность.

Воспитатель ежедневно планирует воспитательно-коррекционную работу на каждом режимном этапе. Во время  подвижных игр на прогулке  воспитатель следит за  тем,  чтобы дети включались в игру и чувствовали себя уверенно. В свободное от занятий время  таким детям предлагаются  индивидуальные карточки по развитию речи  и сопутствующие к ним инструкции. Так же детям предлагаются настольные игры и познавательные папки дидактического характера. Дети их любят, так как содержат яркий иллюстративный ряд и доступный материал познавательного характера. В режиме работы группы продленного дня дети посещают театральный кружок. Театральные занятия  поддерживают  речевое общение, побуждают внимательно слушать других. Дети с речевыми нарушениями наравне со всеми участвуют в инсценировках, сюжетно-ролевых играх, пишут стихи.

Ежедневно в ГПД  проводятся внеклассные мероприятия в форме игр-путешествий, клубных часов, турниров, устных журналов, групповых занятий, которые  помогают таким детям применять полученные знания, активизироваться и адаптироваться в коллективе. [4] На таких внеклассных мероприятиях, как «Прощание с Азбукой», «Дорожная азбука», «День Матери», дети с речевыми нарушениями становятся  активными участниками. А на подготовительном этапе этих мероприятий им оказывалось логопедическое сопровождение:контроль за правильным артикуляционным укладом, речевым дыханием и просодической стороной речи.

        Практические результаты подобной совместной  работы учителей, логопеда и воспитателей дают положительные результаты. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстро овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности. В нашем учреждении из 33 первоклассников, зачисленных в логопедические группы в 2010-2011 учебном году,  у 80% обучающихся были устранены проблемы устной речи к концу учебного года. Остальные обучающиеся продолжают коррекционные занятия.

       Мы считаем, что в ходе такого педагогического сопровождения младших школьников с нарушениями речи в образовательную среду происходит активизация и развитие речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что способствует формированию их социальной активности в обществе.

Список литературы

1. Грачева И.А.,МаландинаС.С. Интеграция дошкольников с патологией речи в начальном звене общеобразовательного учреждения как оптимальное условие для развития и обучения личности//Школьный логопед. -2010.-№4.- с. 58-65

2. Данилюк Л.А. Инновации в деятельности школьного логопеда// Логопед.- 2010.-№3.- с. 105-109

3.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.         Организация логопедической работы в школе.- М.:Творческий центр  «Сфера», 2005

4.Касаткина П.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации.- Волгоград, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации специальной поддержки детям с нарушениями зрения в условиях школьного обучения

Постоянный рост числа детей, имеющих зрительные нарушения функционального характера, и необходимость оказания им коррекционно-развивающей и лечебно-восстановительной поддержки привели к тому, что за о...

Районные педагогические Макаренковские чтения «Наследие А. С. Макаренко в современном образовательном процессе» По теме: «Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся»

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми.  Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и социализац...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛНОЦЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Казанская школа-интернат №7 для детей с ОВЗ» г. Казань Усманова Ф.А.

Методическая публикация "Формирование полноценной речевой деятельности у детей с нарушениями речи. Материаля международной научно-образовательной конференции, организованной Министерством образов...

Образовательная среда школы для детей с нарушением зрения: традиции и современность

В материале отражены основные направления организации образовательной среды для детей с нарушением зрения....

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.

Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений.Проблема детей с нарушениями развития в условиях образовательных учреждений, в пос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...