РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»
методическая разработка

Якубенко Надежда Михайловна

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, в частности, программы «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с Ффн речи»Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchitelya_logopeda.docx78.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

        муниципального образования «Город Архангельск» 

          «Детский сад общеразвивающего вида №103 «Золотой ключик» 

 

 

Принято:                                                                                               Утверждаю:  

на педагогическом совете                                                                    Заведующий МБДОУ Детского сада № 103 

Протокол  №                                                                                          _______________________  Л.П. Дринова 

от «_____»  _____________2020 г.                                                     «____» ____________________2020 г. 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Срок реализации программы

на 2020 /2021 учебный год

 

Автор составитель: Якубенко Н.М.,

учитель - логопед

высшая квалификационная категория

                 

 

 

г. Архангельск, 2020 г.

Содержание учебной образовательной программы

  1. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………….      

1.2. Цель, задачи программы…………………………………………………    

1.3.Принципы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями…………………..

1.4. Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием……………

  1. Характеристика речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием……………………………………………………………….  

  1. Содержательный раздел программы

2.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта………………………….    

  1. Формы и средства организации образовательной деятельности…………

2.3. Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ФН у детей старшей группы……………………………………………………….    

2.4. Содержание логопедической работы в логопункте по преодолению ФН и ФФН у детей подготовительной группы…………………………………      

  1. Взаимодействие логопеда и воспитателей………………………………  

  1. Работа с родителями ………………………………………………………

        Организационный раздел программы

3.1.  График работы учителя – логопеда

3.2.  Циклограмма деятельности учителя – логопеда

3.3. Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда

3.4. Предметно – пространственная среда

Приложение № 1 Документация учителя – логопеда

Приложение № 2 Речевая карта

Приложение № 3 Кружок «В мире предлогов»

Приложение № 4 Список детей, занимающихся на логопункте

Приложение № 5 Литература

1. Целевой раздел программы

1.1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом РФ от 29.12.2012, № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»; с Приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» начало действия документа 01.01.2014г.; с Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013, №2014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; СанПин2.4.1 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад общеразвивающего вида № 103 «Золотой ключик»; Основной образовательной программой дошкольного образования « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016 г.;  Парциальной программой логопедической работы по преодолению фонетического дефекта  «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, М., 1993г. и  Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи». – М., 1986 г.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

В основе создания программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства образования РФ, научно-методическими рекомендациями, в частности, программы «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.

В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обуславливают необходимость составления программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.

  1. Цель, задачи программы

Цель программы – формирование полноценной фонетической системы языка.

Достижению данной цели будут способствовать задачи:

- своевременно выявлять и  предупреждать речевые нарушения у воспитанников;

- автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях;

- формировать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза;

- осуществлять подготовку к обучению грамоте, овладению элементами грамоты;

- формировать навыки учебной деятельности;

- осуществлять преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудников ДОУ и  медицинских учреждений;

- развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, мыслительные операции.

  1. Принципы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;

- принцип развивающего подхода, (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт.

- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса.

- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения навыком и закрепления формирующихся навыков;

- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

Основными направлениями работы по развитию речи детей являются:

- формирование полноценных произносительных навыков;                                      

- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;                                                      

- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

- обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

- воспитание у детей умений правильно составлять простое распространённое предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;                                                                    - развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем.

1.4.  Характеристика речи детей с фонетическим недоразвитием

Состояние звукопроизношения характеризуется следующими особенностями: искажённое произношение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормальным звукопроизношением. Хотя восприятие при этом не страдает. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, отклонений в строении или подвижности артикуляционного аппарата - зубов, челюсти, языка, нёба – или подражание неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Типичные примеры нарушений, относящих к данной группе - велярное, увулярное или одноударное произношение звука р, мягкое произношение шипящих при нижнем положении языка, межзубное произношение свистящих, т.е. различные искажения. При фонетических нарушениях уделяют внимание артикуляционному аппарату, мелкой и общей моторики.

  1. Характеристика речи детей с фонетико - фонематическим недоразвитием

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

  • заменой звуков более простыми по артикуляции;
  • трудностями различения звуков;
  • особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

На недостаточную сформированность фонематического восприятия также указывают затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

  1. Содержательный раздел программы

2.1. Особенности организации деятельности логопеда по коррекции речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Зачисление воспитанников в логопедический пункт осуществляется на основании приказа руководителя образовательного учреждения, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей) в течение всего учебного года.

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются воспитанники подготовительных и старших групп муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (5-6-летние воспитанники).

Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек. На каждого воспитанника, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится первые две недели сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с третей недели сентября.

В соответствии с п. 2.8. раздела ɪɪ «Примерного положения о логопедическом пункте муниципального образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования», утвержденного приказом директора департамента образования Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 22.03.2016 г. № 194 «О функционировании логопедических пунктов в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, выпуск воспитанников из логопедического пункта осуществляется на основании, заключения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии муниципального образования «Город Архангельск», заявления родителей (законных представителей) приказа руководителя образовательного учреждения в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи.

В случае, если родители (законные представители) не согласны проходить ПМПК с целью вывода ребенка из логопедического пункта и согласны с итогом работы учителя – логопеда по коррекции нарушения речи у ребенка, вывод из логопедического пункта осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) по мере устранения у ребенка нарушения речи. На основании заявления родителей (законных представителей) руководителем МДОУ издается приказ о выводе ребенка из логопедического пункта.

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы по рекомендациям логопеда. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.

2.2. Формы и средства организации образовательной деятельности.

Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, по принципу сходности структуры речевого нарушения и особенностей развития детей. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, не более 30 минут.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2- 3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных логопедических занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребёнка, индивидуальных особенностей воспитанника, его психофизических особенностей – 15- 20 минут.

Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скорригировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксация на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребёнок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегчённых фонетических условиях, т.е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Основная цель подгрупповых занятий – усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром.

2.3.  Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН у детей старшей группы.

Произношение:

- Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.                                                                                                                                          - Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата

- Развитие речевого дыхания.                                                                                                        - Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику.

- Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей).

- Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов.

- Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся:

  • по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
  • по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
  • в обратных слогах;
  • в слогах со стечением двух согласных;
  • в словах и фразах.

- Дифференциация звуков по месту образования:

  • [с] — [ш], [з] — [ж];
  • [р] — [л];
  • в прямых и обратных слогах;
  • в слогах со стечением трех согласных;
  • в словах и фразах;
  • в коротких текстах и стихах;
  • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале.

- Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи.

- Совершенствование дикции.

- Совершенствование интонационной выразительности речи.

Фонематическое восприятие:

- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки.

- Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса.

- Различение слов, близких по звуковому составу.

- Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти.

- Выделение звука из ряда других звуков.

- Выделение ударного, безударного гласного в начале слова; выделение последнего согласного в конце слова.

- Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов.

- Выделение начального согласного в слове, выделение среднего звука в односложном слове (мак).

- Анализ и синтез прямых слогов.

- Анализ односложных слов (кот).

- Определение наличия звука в слове.

- Распределение картинок, название которых включает: дифференцируемые звуки; определенный заданный звук.

- Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи.

- Дифференциация на слух и в произношении сохранных звуков, различающихся:

  • по твердости — мягкости ([п] — [пь], [т] — [ть] и т. д.);
  • по глухости — звонкости ([п] — [б], [к] — [г] и т. д.);
  • в слогах;
  • в словах и фразах;
  • составление предложения с определенным словом.

- Преобразование слогов за счет замены одного звука.- Преобразование слов за счет замены одного звука.

Грамматический строй речи:

Закрепление в самостоятельной речи навыка:

  • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
  • образования относительных прилагательных;
  • согласования количественныхчислительных с существительными;
  • закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • образовании глаголов с приставками (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома);
  • употребление простых предлогов (под, на, над, в, из, за, между, с).

Развитие связной речи:

- Пересказ рассказа.

- Составление предложений по сюжетной картинке по вопросам.

- Распространение и употребление предложений за счет введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений.

- Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

- Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи.

Планируемые результаты логопедической работы

  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • дифференцировать все изученные звуки;
  • находить картинки, в предложении слова с заданным звуком;
  • овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

2.4.  Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФН и ФФН у детей подготовительной группы.

I ПЕРИОД

Произношение:

-Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.

- Развитие речевого дыхания.

- Постановка отсутствующих звуков.

- Закрепление правильно произносимых звуков.

- Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

- Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.

- Развитие отчетливого произношения слов и словосочетаний с естественной интонацией.

Фонематическое восприятие:

- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки [а] - [у]; [п] - [пь];  [к] - [кь];  [п] - [т]; [п] - [т] -[к];  с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

- Выделение начального ударного, безударного гласного из слов типа: ива, утка, автобус.

- Воспроизведение звуковых рядов из двух-трех гласных (аи, уиа).

- Анализ звуковых рядов из двух – трех гласных.

-Выделение согласного звука в обратных слогах: ап, ик.                                                     – Выделение согласного звука в конце слов: мак, крот.

- Анализ и синтез обратных слогов (ап, уик).

- Выкладывание из цветных фишек звуковых рядов (аи, аау, ит, уип, па).

- Преобразование слоговых рядов (па-пя, пи-пы, по-то, тэ-пэ).

- Усвоение терминов: звук, буква, слово, гласный звук, согласный звук, твердый звук, мягкий звук.

- Умение давать качественную характеристику звуку.

- Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов.

- Знакомство с буквами – У, А, И, Э, П, Т, К.

Грамматический строй речи:

- Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.              - Употребление существительных в косвенных падежах единственного числа (Мама варит компот из абрикосов.Дети рисуют красками в альбоме).                            

- Усвоение форм множественного числа именительного падежа существительных (стулья, деревья).

- Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — стульев, деревьев).

- Согласование притяжательных местоимений – мой, моя, мои с существительными в роде, числе (мой шар, моя кепка, мои туфли).

 - Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (два платья… пять платьев… две рубашки… пять рубашек).

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами – ин- (Это Колин петух. Это Томина утка).

- Употребление в речи предлога – под, на.

Развитие связной речи:        

- Договаривание простых предложений по картинкам.

- Составление простых предложений по вопросам; по демонстрации действий; по сюжетным картинкам.                                                                        

 - Составление предложений с местоимением – (это), с предлогом – (под, на) по картинкам.

- Пересказ знакомых сказок, коротких рассказов.

II ПЕРИОД

Произношение:

-Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата.

- Развитие речевого дыхания.

- Закрепление правильного произношения ранее пройденных звуков.                                          - Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

- Усвоение слов сложного слогового состава в связи с закреплением правильного произношения.

- Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Фонематическое восприятие:

- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки  [х] - [хь];

[к] -[х]; [м] - [мь]; [о] - [у]; [ы] - [и]; [б] - [бь]; [п] - [б]; [й] - [ль];  [д] - [дь]; [д] - [т];

[г] - [гь]; [к] - [г];  [с] - [сь];   с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

- Усвоение терминов: звонкий звук, глухой звук, часть слова (слог).                                                                                              - Умение давать качественную характеристику звуку.                                                                                                                - Выделение начального согласного звука из слов типа: папа, муха, хата.                         - Анализ и синтез прямых слогов (па, ку).                                                                          

- Воспроизведение слоговых рядов (па-по-пу; ам-ом-ум).                                                  

- Преобразование слоговых рядов, слов (ка-ха, по-бо, дом-том, мой-моль).                                                                                                   - Выделение гласного звука в середине односложных слов: кот, суп, лак.                      

- Анализ односложных слов типа: мак, пух.                                                                                            - Выделение гласного звука в конце двусложных слов (муха, киты).                        

- Выделение двух гласных в двусложных словах.

- Анализ двусложных слов типа: дуга, папа.

- Составление схемы слов из цветных фишек.

- Деление слов на слоги.                                                                                                             - Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.

- Закрепление умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.                                                                        

- Знакомство с буквами – Х, М, О, Ы, Б, Й, Д, Н, Г, С.

Грамматический строй речи:        

- Закрепление навыков изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа.

- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (синий шар, красная майка, зеленое платье, длинные ленты).                                            

- Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); (выезжает, объезжает, переезжает…).                                                          

- Привлечение внимания к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико).                                                                                                          

 Образование названий детенышей, употребление в различных падежах единственного и множественного числа (у кошки котята; у утки много утят).                                                                                                          - Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, футболист, хоккеист, пианист).

- Употребление в речи предлогов – на - под, в, из, в – из, с - со.

Развитие связной речи:

- Закрепление навыков составления простых предложений по предметным, сюжетным картинкам, с данными словами.                                                                                                                 - Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.              

- Распространение простых предложений дополнением, определением (Валя читает газету. Валя читает газету на диване. На кухне папа чистит рыбу. На кухне папа чистит большую рыбу ножом.).                                                                              

- Преобразование предложений по данному образцу.                                                                               - Формирование умения исправлять деформированное предложение (Коля, играть, мяч).                                                                                                                          

- Составление предложений с предлогами (на, под, в, из, с – со) с опорой и без опоры на картинку.                                                                                                                                  

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- пересказ коротких рассказов.

III ПЕРИОД

Произношение:

- Закрепление правильного произношения ранее пройденных звуков.                                          - Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей.

- Усвоение слов сложного слогового состава в связи с закреплением правильного произношения.

- Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи.

Фонематическое восприятие:

- Формирование умения дифференцировать на слух и в речи звуки  [з] - [зь]; [с] - [з]; [сь] - [зь]; [с] - [ц]; [с] - [ш]; [з] - [ж]; [ч] - [с]; [ч] - [ть];   [ч] - [ц]; [щ] - [сь]; [щ] - [ч]; [щ] - [ш]; [л] - [ль]; [р] - [рь]; [л] - [р]; [ль] - [рь]    с опорой на их акустические и артикуляционные признаки.

- Воспроизведение слоговых рядов (са-со-су-сы; ач-оч-уч-ич).                                                  - Преобразование слоговых рядов, слов (са-за, оч-ос, маска-Машка, лук -люк).

- Анализ односложных слов  со стечением согласных в начале или в конце слов типа: мост, стоп.

- Анализ двусложных слов типа: Зина, замок, камыш, ужин.                                                                                                            - Анализ двусложных слов со стечением двух согласных типа: кошка, крыша.

- Составление схемы слов из цветных фишек.

-Определение различий и качественных характеристик звуков: гласный -согласный, твердый - мягкий, звонкий - глухой.

- Определение места звука в слове.

- Деление слов на слоги.

- Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком, с заданным количеством слогов.

- Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами.                                                                          

- Знакомство с буквами – З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.

Грамматический строй речи:

- Закрепление навыков изменения и образования грамматических форм слов.

-Образование слов способом присоединения суффиксов (образование относительных прилагательных (деревянный, -ая, -ое, -ые).

- Образование притяжательных прилагательных с суффиксами – ий, ья, ьи, ье (заячий хвост, волчьи уши, лисья нора, медвежье ухо).

- Образование действительных причастий настоящего времени (здоровающийся человек, рычащий пес, топающий мальчик).                                          

- Образование отчеств мужского рода (Иванович, Юрьевна).

- Образование отглагольных прилагательных (раненый боец, перевязанная девочка, спасенный ребенок).

- Употребление в речи предлогов –  за, из-за, из-под, между, над.

Развитие связной речи:

- Договаривание сложно – подчиненных предложений по образцу.

- Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос.              

- Закрепления навыков составления простых и распространенных предложений.                                                                                                                - Составление предложений с предлогами -за, из-за, из-под, между, над с опорой и без опоры на картинку.                                                                            

- Формирование умения исправлять деформированное предложение (Катя, книга, читать, новая).

- Составление сложносочиненных предложений (по образцу, с союзом – а): (Катя веселая, а Настя грустная).

-  Составление сложноподчинённых предложений (по образцу, с союзами: чтобы, если, потому что и др): (Мы не пойдём гулять, потому что на улице идёт дождь. Чтобы стать хорошим футболистом, надо каждый день тренироваться).                                                                                                              - Пересказ коротких рассказов.

Планируемые результаты логопедической работы

- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

- четкодифференцировать все изученные звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить  слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия звук, согласный звук, гласный звук, твердый звук, мягкий звук, глухой звук, звонкий звук,  слог, предложение на практическом уровне;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков  в словах;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладеть интонационными средствами выразительности речи.

2.5.  Взаимодействие логопеда и воспитателей

Особое внимание следует обратить на организацию работы с воспитателями во всех группах детского сада, начиная со второй младшей группы.

Организация профилактической работы способствует снижению количества фонетических нарушений у детей. Логопед проводит для воспитателей консультации, на которых предлагает различные упражнения по развитию речевого дыхания и голоса, артикуляционной и мелкой моторики, по развитию грамматического строя и связной речи.

Для осуществления взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя рекомендуется использовать тетрадь взаимодействия. Тетрадь поможет воспитателю увидеть, над какими звуками работает логопед с каждым ребёнком группы, и проконтролировать правильное произношение этих звуков детьми в режимных моментах, в ходе занятий, экскурсий, а также в свободной деятельности.

Воспитатели по рекомендации логопеда совершенствуют у детей артикуляционную, мелкую и общую моторику. Целенаправленно активизируют и обогащают словарь: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций. Упражняют в правильном употреблении грамматических категорий. Закрепляют навыки звуко – слогового анализа и синтеза.

2.6. Работа с родителями

После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Подробно разъясняет индивидуальную коррекционно – развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком, делает акцент на необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.

В своей работе логопед планирует следующие формы взаимодействия с семьей:

-индивидуальное консультирование (анализ результатов психолого-педагогического обследования);                                                                                      

-групповое консультирование по формированию у детей лексико-грамматических категорий, связной речи и обучению грамоте;                                  

-планирование выступлений на родительских собраниях;                                          

-проведение индивидуальных занятий по звукопроизношению, групповых занятий: «День открытых дверей»;                                                                              

-проведение мастер-классов;                                                                                                -введение тетрадей с индивидуальными рекомендациями для родителей, дети которых занимаются на логопункте (в доступной форме предлагаются игровые упражнения по автоматизации звука, по развитию фонематического слуха и др.);                                                                                        -оформление информационного стенда «Уголок логопеда»;                                                                      

 -подготовка папок-передвижек на группы;                                                                        -введение страницы «Советы логопеда» на сайте образовательного учреждения.

        

3. Организационный раздел программы

3.1.  График работы учителя – логопеда

ГРАФИК РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

ПОНЕДЕЛЬНИК     15:00 – 19:00

ВТОРНИК         15:00 – 19:00

СРЕДА           15:00 – 19:00

ЧЕТВЕРГ         15:00 – 19:00

ПЯТНИЦА         15:00 – 19:00

3.2. Циклограмма деятельности учителя-логопеда

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

15.00 - 19.00

15.00 - 15.15

динамическое наблюдение за детьми

(вторая группа ран. возраста «Колокольчик»)

15.15 - 16.10

индивид. работа

с детьми

16.10 - 16.25

динамическое наблюдение за детьми

(старш. группа «Ромашка»)

16.25 - 19.00 индивид. работа

с детьми

15.00 - 19.00

15.00 - 15.15

динамическое наблюдение

за детьми

(младшая группа «Красная шапочка»

15.15 - 15.50

   занятие

(группа ФФН)

15.50 - 16.25

индивид. работа

с детьми

16.25 - 16.40

динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа «Белочка»)

16.40 - 19.00

индивид.

работа

с детьми

15.00 - 19.00

  15.00 - 15.15

динамическое наблюдение

за детьми

(средняя группа «Чебурашка»)

15.15 - 16.20

индивид.

работа с детьми

16.20 - 16.35

динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа «Аленушка»)

16.35 - 18.30

индивид.

работа с детьми

18.30 - 19.00  индивид.

работа в режимных моментах

с детьми в присутствии родителей

15.00 - 19.00

15.00 - 15.15

динамическое наблюдение

 за детьми

(средняя группа «Малинка»)

15.15 - 15.50

 занятие

(группа ФФН)

15.50 - 16.25

индивид.

работа с детьми

16.25 - 16.40

динамическое наблюдение за детьми

(подг. группа «Белочка»

16.40 - 19.00

индивид.работа с детьми

15.00 - 19.00

15.00 - 15.15

динамическое наблюдение

за детьми

(старшая

группа «Рябинка»)

15.15 - 16.15

индивид.

работа

с детьми

16.15 - 16.30 динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа «Аленушка»)

16.30 - 19.00 индивид.

работа

с детьми

3.3. Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда

 (с сентября 2020 года по январь 2021год)

  Понедельник

    Вторник

     Среда

    Четверг

    Пятница

15:00 - 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(вторая группа ран. возраста-

«Колокольчик»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(младшая группа-

«Красная шапочка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

 за детьми

(средняя группа-

«Чебурашка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(средняя группа-

«Малинка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(старшая группа-

«Рябинка»)

15:15 - 15:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Государев М.

(подг. гр. 1)

15:15 - 15:50

       Занятие

(подготовит. группа ФФНР)

15:15 - 15:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

 (подг. гр. 2)

15:15 - 15:50

    Занятие

(подготовит.

группа ФФНР)

15:15 - 15:35

Индивид. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

(подг. гр. 1)

15:30  15:50

Индивид - подгруп. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

Гришин В.

 (подг. гр. 1)

15:50 – 16:10

Индивид – подгруп. работа

в режимных моментах

Таротина У,

Керницкая П.

(подг.гр. 1)

15:30 - 15:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Яручик В.

(подг. гр. 2)

15:50 – 16:10

Индивид - подгруп. работа

в режимных моментах

Юдинцева Э.

Чулков М.

 (подг. гр. 1)

15:35 – 15:55

Индивид - подгруп. работа

в режимных моментах

Плотников А.,

Лапина А.

(подг. гр. 1)

15:50 - 16:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Антипкина В.

(подг. гр. 2)

16:10 - 16:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

(подг.гр.1)

15:55 - 16:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Корюнова Д.

(подг. гр. 2)

16:10 - 16:25

Индивид. работа

 в режимных моментах

Таротина У.

(подг.гр. 1)

15:55 - 16:15

Индивид. работа

в режимных моментах

Стрекаловский Р.

(подг. гр. 1)

16:10 - 16:25

Динамическое наблюдение

за детьми

(старшая группа-

«Ромашка»)

16:25 - 16:40

Динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа-

«Белочка»)

16:05 - 16:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Чучалов Н.

(подг. гр. 2)

16:25 - 16:40

Динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа-

«Белочка»)

16:15 - 16:30

Динамическое наблюдение

за детьми

(подгот. группа-

«Аленушка»)

16:25 - 16:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Попов С.

(подг. гр. 2)

16:40 - 17:00

Индивид.  работа

в режимных моментах

Юдинцева Э.

(подг. гр. 1)

16:20 – 16:35

Динамическое наблюдение

за детьми

(подгот. группа-

«Аленушка»)

16:40 - 17:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

(подг. гр. 1)

16:30 - 16:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

(подг. гр. 2)

16:40 - 17:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Поспелов Д.

(подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

 в режимных моментах

Ушакова Э.

(подг. гр. 1)

16:35 - 16:55

Индивид. работа

в режимных моментах

Жуков А.

 (подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Мухарицын Д.

(подг. гр. 2)

16:45 - 17:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Корюнова Д.

(подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Жуков А.

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Стрекаловский Р.

(подг. гр. 1)

16:55 - 17:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Шабаров М.,

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Чучалов Н.

(подг.гр. 2)

17:05 - 17:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Яручик В.

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Мухарицын Д.

(подг. гр. 2)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Чулков М.

(подг. гр. 1)

17:10 - 17:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Гришин В.

(подг. гр. 1)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Попов С.

(подг. гр. 2)

17:25 - 17:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Барболин Д.

(подг. гр. 1)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

(подг. гр. 2)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Лапина А.

 (подг. гр. 1)

17:30 - 17:50

Индивид – подгруп. работа

в режимных моментах

Ушакова Э.,

Барболин Д.

(подг.гр. 1)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

 в режимных моментах

Варакин М.

(подг. гр. 2)

17:45 - 18:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

 (подг. гр. 1)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Варакин М.

(подг. гр. 2)

18:20 - 18:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Куроптева М.

(подг. гр. 1)

17:50 - 18:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

(подг. гр. 1)

18:20 - 18:40

Индивид. работа

 в режимных моментах

Поспелов Н.

(подг. гр. 2)

18:05 - 18:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Керницкая П.

(подг. гр. 1)

18:20 – 18:40

Индивид. работа

 в режимных моментах

Чучалов Н.

( подг. гр. 2)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Плотников А.

 (подг. гр. 1)

18:10 - 18:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Государев М.

(подг. гр. 1)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Антипкина В.

(подг. гр. 2)

18:25 - 18:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Куроптева М.

(подг. гр. 1)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Шабаров М.

(подг.гр. 2)

18:30 -19:00 Индивид. работа

в режимных моментах

с детьми в присутствии родителей

18:45 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Гришин В.

(подг.гр. 1)

Расписание специально организованной деятельности учителя – логопеда

  (с февраля 2021 года по май 2021год)

  Понедельник

    Вторник

     Среда

    Четверг

    Пятница

15:00 - 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(вторая группа ран. возраста-

«Колокольчик»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(младшая группа-

«Красная шапочка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

 за детьми

(средняя группа-

«Чебурашка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(средняя группа-

«Малинка»)

15:00 – 15:15

Динамическое наблюдение

за детьми

(старшая группа-

«Рябинка»)

15:15 - 15:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Государев М.

(подг. гр. 1)

15:15 - 15:50

       Занятие

(подготовит. группа ФФНР)

15:15 - 15:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

 (подг. гр. 2)

15:15 - 15:50

    Занятие

(подготовит.

группа ФФНР)

15:15 - 15:35

Индивид. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

(подг. гр. 1)

15:30  15:50

Индивид - подгруп. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

Гришин В.

 (подг. гр. 1)

15:50 – 16:10

Индивид . работа

в режимных моментах

Керницкая П.

(подг.гр. 1)

15:30 - 15:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Яручик В.

(подг. гр. 2)

15:50 – 16:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Юдинцева Э.

 (подг. гр. 1)

15:35 – 15:55

Индивид - подгруп. работа

в режимных моментах

Плотников А.,

Лапина А.

(подг. гр. 1)

15:50 - 16:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Антипкина В.

(подг. гр. 2)

16:10 - 16:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

(подг.гр.1)

15:55 - 16:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Корюнова Д.

(подг. гр. 2)

16:10 - 16:25

Индивид. работа

 в режимных моментах

Таротина У.

(подг.гр. 1)

15:55 - 16:15

Индивид. работа

в режимных моментах

Стрекаловский Р.

(подг. гр. 1)

16:10 - 16:25

Динамическое наблюдение

за детьми

(старшая группа-

«Ромашка»)

16:25 - 16:40

Динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа-

«Белочка»)

16:05 - 16:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Чучалов Н.

(подг. гр. 2)

16:25 - 16:40

Динамическое наблюдение

за детьми

(подг. группа-

«Белочка»)

16:15 - 16:30

Динамическое наблюдение

за детьми

(подгот. группа-

«Аленушка»)

16:25 - 16:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Дружинина А.

(подг. гр. 2)

16:40 - 17:00

Индивид.  работа

в режимных моментах

Юдинцева Э.

(подг. гр. 1)

16:20 – 16:35

Динамическое наблюдение

за детьми

(подгот. группа-

«Аленушка»)

16:40 - 17:00

Индивид – подгруп. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

Тисленко К.

(подг. гр. 1)

16:30 - 16:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

(подг. гр. 2)

16:40 - 17:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Борисова Д.

(подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

 в режимных моментах

Ушакова Э.

(подг. гр. 1)

16:35 - 16:55

Индивид. работа

в режимных моментах

Жуков А.

 (подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Мухарицын Д.

(подг. гр. 2)

16:45 - 17:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Корюнова Д.

(подг. гр. 2)

17:00 - 17:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Жуков А.

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Стрекаловский Р.

(подг. гр. 1)

16:55 - 17:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Шабаров М.,

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Чучалов Н.

(подг.гр. 2)

17:05 - 17:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Яручик В.

(подг. гр. 2)

17:20 - 17:40

Индивид. работа

в режимных моментах

Мухарицын Д.

(подг. гр. 2)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Тисленко К.

(подг. гр. 1)

17:10 - 17:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Гришин В.

(подг. гр. 1)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Дружинина А.

(подг. гр. 2)

17:25 - 17:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Барболин Д.

(подг. гр. 1)

17:40 - 18:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Дерябин А.

(подг. гр. 2)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Лапина А.

 (подг. гр. 1)

17:30 - 17:50

Индивид – подгруп. работа

в режимных моментах

Ушакова Э.,

Барболин Д.

(подг.гр. 1)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

 в режимных моментах

Варакин М.

(подг. гр. 2)

17:45 - 18:05

Индивид. работа

в режимных моментах

Житнухин А.

 (подг. гр. 1)

18:00 – 18:20

Индивид. работа

в режимных моментах

Варакин М.

(подг. гр. 2)

18:20 - 18:40

Индивид – подгруп. работа

в режимных моментах

Куроптева М.

Таротина У.

(подг. гр. 1)

17:50 - 18:10

Индивид. работа

в режимных моментах

Рокшина В.

(подг. гр. 1)

18:20 - 18:40

Индивид. работа

 в режимных моментах

Борисова Д.

(подг. гр. 2)

18:05 - 18:25

Индивид. работа

в режимных моментах

Керницкая П.

(подг. гр. 1)

18:20 – 18:40

Индивид. работа

 в режимных моментах

Чучалов Н.

( подг. гр. 2)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Плотников А.

 (подг. гр. 1)

18:10 - 18:30

Индивид. работа

в режимных моментах

Государев М.

(подг. гр. 1)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Антипкина В.

(подг. гр. 2)

18:25 - 18:45

Индивид. работа

в режимных моментах

Куроптева М.

(подг. гр. 1)

18:40 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Шабаров М.

(подг.гр. 2)

18:30 -19:00 Индивид. работа

в режимных моментах

с детьми в присутствии родителей

18:45 - 19:00

Индивид. работа

в режимных моментах

Гришин В.

(подг.гр. 1)

3.4. Предметно – пространственная среда

  • Центр коррекции звукопроизношения

-зеркало с лампой дополнительного освещения, стол и стулья для занятий у зеркала; индивидуальные зеркала; комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа; соски, вата, ватные палочки, ватные диски; спирт;                                                                                                                                      -логопедический альбом для обследования звукопроизношения;                                        -комплексы артикуляционных упражнений в картинках и сказках;                            

 - картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);                                                                                                                                            -предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;                                                                                                                                   -настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков: «Логопедическое лото», «В мире звуков» и др.

  • Центр развития речевого дыхания  

- соломинки для коктейля, вертушки, дудочки, воздушные шары, пузыри, перышки, сухие листочки, вата                                                                                                                 -   дидактические игры «Узорчатые снежинки», «Посади бабочку на цветок», «Прятки», «Осенние листочки» и др.                                                                                    

-картотека дыхательных упражнений.

  • Центр развития фонематического слуха и обучения грамоте                                                  

-звучащие игрушки, предметы (колокольчики, бубен, дудочки, погремушка, пищалки…);                                                                                                                        

-кассеты с записью «звуки природы»;                                                                                                                         -логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи;                                                                                                                      

-картотека упражнений для формирования фонематического восприятия;                       -раздаточный материал и материал для групповой работы по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (круги синего, зеленого, красного цвета; «светофорчики» для определения места звука в слове; касса букв)                                                                                                                                     -настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза: «Делим слова на слоги», «Моя первая азбука», «А –арбуз, Б-барабан», «Живые слова» и др.

  • Центр развития лексико-грамматической стороны речи

-логопедический альбом для обследования лексико-грамматических категорий;                                                                                                                           -предметные картинки по лексическим темам;                                                              

-настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи: «Кто что делает», «Речевое лото», «Посчитай-ка», «Кто какой?» и др.;                                                                  

-картотека заданий по лексическим темам.

  • Центр развития связной речи

-сюжетные картинки, серии сюжетных картин                                                      

-схемы составления описательных рассказов                                                                  

-настольно-печатные дидактические игры для развития монологической формы речи: «Мои первые предложения», «Истории в картинках», «Короткие истории» и др.;                                                                                        

-наборы игрушек для инсценировки трех-четырех сказок.

  • Центр моторного развития

-картотека упражнений для развития пальчиковой гимнастики;                                    

- игрушки-шнуровки;                                                                                                

-мелкая мозаика и схемы выкладывания узоров из нее;                                                

-мелкий конструктор;                                                                                                          

 -пальчиковые бассейны с различными наполнителями (фасолью, горохом, камешками);                                                                                                                          

-массажные мячики, шишки;                                                                                          

-средние мячи;                                                                                                                                            -трафареты; плоскостные изображения предметов для обводки; раскраски; цветные и простые карандаши.

  • Центр развития психологической базы речи

-разрезные картинки, кубики;                                                                                                         -пирамидка, матрешка;                                                                                                    

-счетные палочки и схемы выкладывания предметов;                                                                                                - настольно-печатные дидактические игры для развития восприятия, внимания, памяти, мышления: «4-й лишний», «Аналогии», «Найди половинку», «Сложи узор», «Запомни пары» и др.;                                                      

-серия пособий с заданиями для развития восприятия, внимания, мышления, памяти.

        

Приложение № 1

Документация учителя - логопеда

Для коррекционного процесса учитель- логопед ведет следующие виды документов:

  • График работы учителя - логопеда, утверждённый заведующим образовательного учреждения
  • Расписание специально – организованной деятельности учителя - логопеда
  • Циклограмма деятельности учителя- логопеда
  • Журнал учета посещаемости логопедических занятий воспитанниками, зачисленными в логопедический пункт
  • Годовой план работы
  • Перспективный план коррекционной работы в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием
  • Календарный план коррекционной работы с детьми
  • Перспективный и календарный план индивидуального сопровождения ребенка
  • Речевая карта на каждого ребёнка
  • Выписки ПМПК
  • Тетрадь с индивидуальными рекомендациями для родителей по коррекции речи воспитанников
  • Журнал учета движения детей логопедического пункта (отчёты о воспитанниках, прошедших курс коррекционных занятий на логопункте)
  • Журнал обследования речи воспитанников
  • Журнал регистрации воспитанников, нуждающихся в коррекционной помощи
  • Журнал учета мероприятий (посещаемых семинаров, занятий воспитателей и логопедов города; подготовленных выступлений на родительских собраниях; открытых занятий для родителей; бесед, консультаций для родителей)
  • Тетрадь по выдаче направлений родителям
  • Тетрадь взаимосвязи с воспитателями
  • Журнал взаимосвязи с узкими специалистами (рекомендации невролога)
  • Паспорт кабинета

Приложение № 2

Речевая карта

1.Фамилия, имя ребенка ________________________________

2.Возраст, дата рождения_______________________________

3.Группа_______________________________________________

4.Домашний адрес, телефон                      ______________________________________________________________________________________________________________

5.Дата зачисления в логопедический пункт ______________

6.Освоение программы муниципального образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования______________________

_______________________________________________________

7.Жалобы педагогов или родителей_______________________

_______________________________________________________

8.Состояние слуха______________________________________

9.Состояние зрения_____________________________________

10.Заключение психиатра________________________________

11.Анамнез:____________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

12.Состояние артикуляционного аппарата:

губы______________________ прикус _____________________

твердое небо______________ мягкое небо_________________

зубы______________________ язык________________________

состояние подъязычной связки___________________________

13.Общее звучание речи:

разборчивость_______________ темп______________

дыхание____________________ голос_______________

14.Звукопроизношение:

Гласные звуки__________________________________________

Свистящие: С______ СЬ______ З______ ЗЬ_______ Ц________

Шипящие: Ш________ Ж_________ Ч________ Щ______________

Соноры: Р_________ РЬ________ Л________ ЛЬ_____________

Йотированные:__________________________________________

Другие:________________________________________________

15.Фонематический слух

Различение: С-З_________   С-Ш________  Ш-Ж___________         Й-ЛЬ_________

            Ж-З_________   Ш-Щ________  Ч-СЬ__________

            Ц-С_________   Ц-ТЬ_______  Ч-С __________

            Ч-ТЬ________   Щ-СЬ________ Ч-Щ___________

            Л-Р_________   П-Б________  Т-Д___________

            ЛЬ-РЬ_________ В-Ф________  К-Г___________

Твердые-мягкие______________________

Повторение рядов:

пу-бу-пу_______________ до-то-то______________                                                                        

         ка-га-га_______________ ты-ды-ты______________

         па-ва-па_______________ ка-ха-ка______________

         том-дом-ком___________ утка-дудка-будка___________

16.Произношение слов  сложного слогового состава:

строительство_______________  аквариум________________

пингвин____________________   скатерть________________

велосипед__________________   гнездо _________________

Экскурсовод проводит экскурсию_________________________

Чистильщик чистит обувь________________________________

17.Анализ звуков составов речи:

а) выделение начального гласного из слов:

Ира__________ Утка__________ Оля________ Эхо_________

б) выделение конечного гласного из слов:

банка_______ очки______ окно______ киты________

кенгуру_______

в)выделение конечного согласного из слов:

Пух___________ кот__________ дом_________

г) выделение начального согласного из слов:

Волк_______ банка_________ танк__________

д) определение звука в ряду других звуков- хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук____________________

ж) отбор картинок с заданным звуком_____________________

з) придумывание слов с заданным звуком__________________

18.Состояние словаря:

а) знает ли названия различных предметов_______________

_______________________________________________________

б) объяснение значения слов:

холодильник_____________________________________________________________

пылесос ________________________________________________________________

в) обобщающие понятия:

свитер, платье, юбка, шорты______________________

сапоги, тапки, туфли, валенки______________________

блюдце, сковородка, ложка, тарелка________________

шкаф, кресло, стул, тумбочка_______________________

помидор, огурец, морковь, репа_____________________

яблоко, груша, лимон, персик_______________________

малина, клубника, смородина, черника______________

кошка, собака, волк, лиса__________________________

утка, голубь, воробей, дятел_______________________

комар, муха, пчела, бабочка________________________

машина, автобус, самолет, лодка____________________

г) словарь признаков:

лимон- какой?__________________________________________

лиса- какая?___________________________________________

платье- какое?_________________________________________

д) подбор антонимов:

широкий___________ высокий___________ веселый__________

прямой____________ длинный___________ светлый__________

сухой_____________ больной___________ холодный_________

ж) глагольный словарь:                                 Что делает?

повар_______________________ врач ____________________

учительница_________________ строитель_________________

Кто, как голос подает?

кошка_____________ утка____________ ворона_____________

собака____________ лягушка_________ мышь_______________

гусь______________ свинья__________ корова_____________

19.Словообразование

а) образование названий детенышей животных

У собаки______________ у кошки_______________

У белки_______________ у козы________________

У волчицы_____________ у коровы_______________

У лошади______________ у льва_________________

б) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

лента______________     звезда________________

дом________________     стакан________________

топор______________     ведро_________________

кольцо_____________

в) образование относительных прилагательных

стол из дерева_________________

стакан из стекла________________

сумка из кожи___________________

шапка из меха___________________

сок из яблок____________________

крыша из соломы_________________

сапоги из резины________________

ручка из пластмассы_____________

г) образование притяжательных прилагательных

чей хвост?_______________________________________

чьи уши?_________________________________________

д) образование приставочных глаголов

______________________________________________________________________

20.Состояние грамматического строя

а) употребление существительных в именительном падеже множественного числа

паук__________ дом______________ лист______________

стул__________ пень_____________ сова______________

ухо___________ колесо___________ окно______________

б) употребление имен существительных в косвенных падежах_______________________________________________________________

в) употребление существительных в родительном падеже множественного числа

книга_____________ вилка_____________ окно____________

ведро_____________ ключ______________ лист____________

стакан____________

г) согласование прилагательных с существительными

красный флаг___________  синий автобус_____________

красная роза___________  синяя сумка_______________

красное кресло_________  синее полотенце__________

д) согласование существительных с числительными

ухо_______________ ведро___________ кукла____________

ручка_____________ банан___________ карандаш_________

стул______________

ж) употребление предлогов

на__________ под________ в_________   из_________

над_________ за_________ с/со________  

из-за________ из-под________

21.Связная речь-составление предложений по картинке

__________________________________________________________________________

22.Проявление заикания:

Предполагаемая причина, выраженность заикания

23.Краткая характеристика ребенка по данным педагога-психолога и воспитателя________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

24.Заключение учителя-логопеда:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25.Динамика

Приложение № 3

Кружок «В мире предлогов»

Цель: обучение детей правильному употреблению предлогов в речи.

Задачи:

  • познакомить с термином слова – предметы, слова-признаки, слова-действия, предложение;
  • уточнить значение предлогов (в- на- под –за-перед -  к- от- по- из- с/со- над- из-под-  из-за-  между - через), познакомить со схемой данных предлогов;
  • упражнять в правильном употреблении простых предлогов в речи (в –на- под-за - перед- к- от- по- из- с/со- над- между -через);
  • упражнять в правильном употреблении сложных предлогов в речи (из-под,  из-за);
  • учить детей слышать заданный предлог в разговорной речи;
  • учить различать следующие пары предлогов и правильно употреблять их в речи (в-на, к-от, в-из, с-из, над-под, из - из-за, из – под);
  • закреплять умение составлять предложения с заданным предлогом;
  • развивать умение составлять схему предложений;
  • формировать навык самоконтроля и самооценки;
  • воспитывать умение говорения и слушания.

Кружок проводится с детьми 6-7 лет в игровой форме. Продолжительность занятия 25 - 30 минут.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

месяц

№занятия

Тема занятия

октябрь

  1.

«Знакомство со словом»

  2.

«Слова- действия»

  3.

 «Слова - признаки»

  4.

«Знакомство с предложением»

ноябрь

  5.

«Предлог НА»

  6.

«Предлог ПОД»

  7.

«Дифференциация предлогов НА - ПОД»

  8.

«Предлог В»

декабрь

  9.

«Дифференциация предлогов В - НА»

 10.

«Предлог ПЕРЕД»

 11.

«Предлог ЗА»

 12.

«Предлог К»

январь

 13.

«Предлог ОТ»

 14.

«Дифференциация предлогов К - ОТ»

 15.

«Предлог ПО»

февраль

 16.

Закрепление пройденного материала

 17.

«Предлог ИЗ»

 18.

«Дифференциация предлогов В - ИЗ»

 19.

«Предлог С - СО»

март

 20.

«Дифференциация предлогов С - ИЗ»

 21.

«Предлог НАД»

 22.

«Дифференциация предлогов НАД - ПОД»

 23.

«Предлог ИЗ - ПОД»

апрель

 24.

«Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ПОД»

 25.

«Предлог ИЗ - ЗА»

 26.

«Дифференциация предлогов ИЗ – ИЗ-ЗА»

 27.

Закрепление сложных предлогов

май

 28.

«Предлог МЕЖДУ»

 29.

«Предлог ЧЕРЕЗ»

 30.

Закрепление пройденного материала

Приложение № 5

Список литературы

- Волина В.В. Праздник букваря

- Волкова Г.А. Методика психолого – логопедического обследования детей с нарушениями речи.

- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.

- Громова О.Е. Инновации в логопедическую практику.

- Игры в логопедической работе с детьми/ под ред. В.И. Селиверстова

- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

- Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи».

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.

- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука у дошкольников (серии по звукам)

- Краузе Е. Логопедия.

- Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.

- Косинова Е.М. Грамматическая тетрадь № 1,2.

- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.

- Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой

- Лопухина И.С. Логопедия речь-ритм-движение.

- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие.

- Нищева Н.В. Будем говорить правильно.

- Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки.

- Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия.

- Руководство по организации работы логопеда в ДОУ.

- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей.

- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись говорить правильно.

- Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков.

- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико – фонематическим недоразвитием»

- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

- Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников.

- Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод социального проектирования как условие социализации детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Процесс социализации детей с нарушением интеллекта будет проходить успешно, если в образовательный процесс будет введен метод социального проектирования, который дает  возможность детям с н...

Формирование психологической готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, через тренинговые занятия, в условиях ФГОС ДО

В материале представлена программа "Учимся быть вместе", направленная на профилактику и коррекцию психологических изменений личности ребёнка, оказание помощи в преодоление барьеров в общении. Материал...

Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ

Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению....

Программа курса " Дошколёнок"по обучению детей старшего дошкольного возраста (предшкольная пора)

В настоящее время в соответствии с условиями жизни и требованиями, которые определены Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, большое внимание уделяется социализации детей старшего...

«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения

laquo;Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения....

Дистанционное обучение. Презентация диагностической программы: "Экспресс-диагностика: Комплексное обследование детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-х классов образовательных учреждений.

В данной диагностической программе  соединены обследования речевых и психических функций, что дает ускорение процесса обследования, удобство использования как логопедами, так и учителями начальны...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...