«РЕЧЕВИЧОК» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения
рабочая программа по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

«Речевичок» программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevichok.docx215.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 49 «Родничок»

Изображение выглядит как текст, Шрифт, круг, снимок экрана  Автоматически созданное описание

«РЕЧЕВИЧОК»

программа дополнительного образования

для детей старшего дошкольного возраста

с нарушением звукопроизношения

Разработали:

учителя-логопеды  высшей квалификационной категории

Сайфуллина Р.С.,

Котова Е.А.,

Чернова Е.В.


Оглавление:

Паспорт Программы  

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи реализации Программы

1. 3. Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН

               1.4. Целевые ориентиры освоения Программы

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН

2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи

2.3. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации Программы. Учебный план.

3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы

3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и  организация развивающей предметно-пространственной среды

Список литературы 


Паспорт программы

Наименование программы

«Речевичок» Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения.

Основание для разработки программы

Нормативно-правовые ресурсы:

- Конституция Российской Федерации;

Ст.15 п.п. 7, 8, Закон РФ «Об образовании» в РФ от 29.12.2012; №273 –ФЗ;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный закон РФ «Об образовании» ст.26 п.1 «Обеспечение прав воспитанников на получение  дополнительного образования»;

- Рекомендации департамента образования города Нижневартовска;

- СанПин;

Программное обеспечение:

- Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей  с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева.

Заказчик программы

Родители (законные представители)  детей  с нарушением звукопроизношения.

Составители программы

Учителя-логопеды: МАДОУ ДС № 49

Целевая группа

Дети старшего дошкольного возраста  с ФФН.

Срок реализации программы

Один год  

Цель программы

Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

Задачи программы

1.Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).

2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха.

3. Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам).

4. Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и   коррекция произношения нарушенных звуков.

Ожидаемые результаты

  • Дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами.
  • Улучшится речевое дыхание.
  • Сформируется фонематический слух.
  • Дети научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные, согласные: свистящие, шипящие, соноры).

Координация  и контроль реализации программы

Осуществляется администрацией ДОУ.

Формы предоставления результатов:

- индивидуальные занятия с детьми для родителей;

- отчетная документация.

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная образовательная услуга «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей», реализуется по программе «Речевичок», разработанной на основе Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей  с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет, утвержденной ФГОС. Автор Н.В. Нищева.

Данная Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка и развитие фонематического слуха, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с ФФН как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе.

Постоянно растущая тенденция увеличения количества детей с речевыми нарушениями  привела к необходимости организации платной дополнительной образовательной услуги по коррекции звукопроизношения.

1.2. Цель и задачи программы

Цель: Коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов у дошкольников с ФФН.

Задачи:

  1. Формирование артикуляционной моторики, выработка качественных, полноценных движений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные (что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка).
  2. Формирование плавного продолжительного речевого выдоха
  3. Развитие фонематического слуха (умение на слух и в речи дифференцировать звуки родного языка по парным признакам)
  4. Закрепление навыков четкого произношения имеющихся звуков и  коррекция произношения нарушенных звуков.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода;
  2.  принцип развивающего подхода; 
  3. принцип полифункционального подхода;
  4. принцип сознательности и активности детей; 
  5. принцип доступности и индивидуализации;
  6. принцип постепенного повышения требований; 
  7. принцип наглядности.

1.3.  Возрастные и индивидуальные особенности детей с ФФН

 Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)— это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

•заменой звуков более простыми по артикуляции;

•трудностями различения звуков;

•особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе краткосрочных логопедических занятий, но не скорригировано фонематическое восприятие. Кроме особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

1.4. Целевые ориентиры

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной Программе можно считать следующее:

- дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами;

- улучшится речевое дыхание;

- совершенствуется фонематический слух;

- научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные, согласные: свистящие, шипящие, соноры).

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звуковой стороны речи у детей с ФФН

В основу коррекционно-логопедической работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития. Формирование полноценной звуковой культуры речи у детей с отклонениями в развитии - сложная многоаспектная задача, решение которой зависит от степени развития фонематического восприятия, овладения артикуляцией звуков, просодических средств, умения произвольно использовать приобретенные речевые умения и навыки в разных условиях речевого общения.

Формирование произношения состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы родного языка. Под усвоением звуков подразумевается овладение правильной артикуляцией в тесном взаимодействии с развитием слухового восприятия. В результате работы над формированием звуков должна быть создана единая система четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем. Известно, что звуки русского языка не одинаковы по трудности для произношения.

В Программе предусмотрена определенная последовательность усложнения речедвигательных дифференцировок. Освоение каждого нового звука происходит в сравнении с другими звуками. В период постановки звука его правильная артикуляция и звучание сопоставляется с дефектным. Усвоению звука способствует осознанное выделение характерных признаков как в звучании, так и в артикуляции. Таким образом, устанавливаются связи между акустическими и артикуляционными характеристиками звуков, что обеспечивает полноценную их дифференциацию. Этому способствует также сопоставление каждого изучаемого звука как с ранее изученными, так и с неисправленными, но в последнем случае — без проговаривания, только на слух. В начале обучения сравниваются контрастные звуки, т.е. резко противопоставленные по артикуляции и звучанию, затем вводятся упражнения на различение звуков, близких по артикуляционно-перцептивным признакам. Для систематических упражнений подбираются сначала звуки, слоги, слова. По мере овладения детьми звуковым анализом слова упражнения усложняются за счет включения новых типов звуко-слоговых структур. При автоматизации из речевого материала исключаются дефектно произносимые и смешиваемые звуки.

Важным методическим требованием является особая организация речевого материала для занятий:

  • он должен быть максимально насыщен изучаемым звуком;
  • нарушенные в произношении звуки не включаются (по мере возможности);
  • произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях; одновременно учитывается слоговой состав слов, их лексическое значение и грамматическая структура предложения в соответствии с возрастом.

Помимо специфических логопедических приемов рекомендуется регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти — запоминание рядов из 3—4 слов; воспроизведение серии простых действий. Постепенно в упражнения включаются слова все более сходного звукового состава; увеличивается их количество.

Широко используются различные виды слоговых упражнений:

  • воспроизведение ритмов;
  • сочетание отстукивания ритма и проговаривания;
  • рифмованные фразы.

Увеличивается количество элементов задания, включаются прямые и обратные слоги со стечением согласных, ускоряется темп.

Однако простого механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи. Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы системности и правильного подбора лексического материала. При определении лексического минимума учитываются разные позиции звука в слове.

Важно соблюдать принцип сознательной опоры на значение слова, подчеркивая, что изменение одного звука приводит к другому значению слов (кашка — каска, мышка — миска, лук — жук и т.д.)

Методы, технологии, формы и приемы коррекционной работы с детьми для реализации рабочей программы  учителя – логопеда.

К обязательным формам работы с детьми относятся следующие:

  • психолого-педагогическое изучение ребенка, 
  • индивидуальные логопедические занятия,
  • взаимодействие со специалистами,
  • консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка.

В зависимости от задач – на одном занятии могут сочетаться разные методы и приемы.

Методы используемые в коррекционно-развивающем  образовательном процессе.

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др..
  3. Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
  • Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: устные, письменные проверки, самопроверки, взимопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.
  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

В коррекционной работе используются следующие инновационные образовательные технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.

Цель применения: сохранять и укреплять здоровье детей в педагогическом процессе, формировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и использовать их в повседневной жизни.

Виды работы по сохранению здоровья воспитанников:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на развитие мелкой моторики;
  • Упражнения на дыхание;
  • Логоритмика;
  • Самомассаж лица, рук, шеи.
  • Арт-педагогические технологии в логопедической коррекции (песочная терапия).
  • Релаксационные упражнения;
  • Сказкотерапия.

Результат: сохраняется и укрепляется  физическое и психическое здоровье детей.

 

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Цель применения: повышение мотивации детей и эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков, коррекция речевых нарушений.    Применение в логопедической работе:

  • Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры».
  • Авторские презентации к логопедическим занятиям, родительским собраниям.
  • Игры и презентации из медиатеки.
  • Демонстрационные презентации иллюстраций.
  • Использование ИКТ - технологии MIMIO STUDIO.
  • Видео ролики для артикуляционной гимнастики, физминуток, пальчиковой гимнастики.
  • Аудиозаписи.
  • Мультипликационные фильмы (просмотр, пересказ, рисование).

Результат: классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов благодаря наглядности и интерактивности, позволяют вовлекать в активную работу всю группу детей. Обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Повышается эффективность принятия материала ребенком.  При проведении групповых консультаций, семинаров и собраний для педагогов и родителей способствуют предоставлению информации.

  • Развивающее обучение.

Цель применения: организация самостоятельной деятельности воспитанников.  

В логопедической работе используются различные развивающие игры.

Результат: дети овладевают умениями сравнивать, обобщать, анализировать.

  • Игровые технологии.

Цель применения: развитие творческих способностей; навык сотрудничества.

На разных этапах логопедического занятия, в зависимости от цели, используются игры и игровые упражнения: дидактические игры, развивающие игры, игры на развитие коммуникативных навыков; сюжетно-ролевые игры.

Результат: повышается активность детей и их интерес к логопедическим занятиям.

2.2. Этапы коррекции звукопроизношения при фонетическом и фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

I. Подготовительный – 4-12 занятий;

II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;

III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.

Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.

На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:

  • для всех звуков: “Забор”, “Окно”, “Мост”;
  • для свистящих: “Лопата”, “Холодный воздух”, “Фокус”;
  • для шипящих: “Трубочка”, “Вкусное варенье”, “Чашечка”, “Грибок”, “Тёплый воздух”;
  • для Р, Р': “Маляр”, “Индюк”, “Лошадка”, “Грибок”, “Молоток”, “Гармошка”, “Дятел”;
  • для Л: “Лопата”, “Накажем язык”, “Пароход”, “Пароход гудит”.
  • развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

  • свистящие С, 3, Ц, С', 3'
  • шипящие Ш,Ж, аффрикаты Ч, Щ
  • соноры JI-Ль, Р-Рь

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2.Автоматизация поставленных звуков проводится в следующей последовательности: изолированного произношения; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

3. Дифференциация: изолированных звуков; в слогах; в словах; в словосочетаниях; в предложениях; в тексте.

Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.

При фонетико-фонематическом недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания.

II. Развитие фонематического слуха.

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:

  1. упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.
  2. воспроизведение ритмического рисунка на слух.

Этап развития фонематического слуха включает:

  1. упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях.
  2. упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам.

2.3. Система мониторинга планируемых результатов освоения Программы

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

  1. направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу  родителей.

  1. направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети получающие дополнительную образовательную услугу.

По результатам обследования составляется диагностическая карта о логопедической работе и речевом развитии дошкольников .

Цель обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  2. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Фонематический слух и восприятие
  2. Артикуляционная моторика
  3. Звукопроизношение.

В целях реализации Программы по результатам проведенной коррекционной работы логопедами ДОО проводится итоговое мероприятие «Праздник красивой речи» в форме развлечения, на котором дети читаю стихотворения, учувствуют в театрализованных постановках, играх. На данное мероприятие приглашаются родители, педагоги и дети.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Координатором Программы по дополнительной услуге является администрация МАДОУДС №49 «Родничок».

Исполнителями Программы являются  учителя-логопеды ДОУ.

Координатор:

-  разрабатывает перечень показателей для контроля над ходом реализации Программы;

  • анализирует ход выполнения плана мероприятий по реализации Программы;
  • подготавливает и вносит предложения по совершенствованию и корректировке механизмов реализации Программы;

Исполнитель:

  •  разрабатывает календарно-тематический план, необходимый для реализации Программы;
  • несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию Программы;
  • обеспечивает методическое и организационно – техническое сопровождение реализации Программы;
  • проводит мониторинг реализации Программы.

3.1. Условия реализации Программы.

Периодичность и длительность проведения дополнительной услуги «Занятия по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» определены СаНПин.

На решение задач Программы ориентированы следующие педагогические условия: игровые методы и приемы, интерактивные средства обучения, развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС.

3.2. Психолого-педагогическое обеспечение Программы

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.

3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающей образовательной среды.

5. Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка.

7. Профессиональное развитие педагогов.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря чёткому взаимодействию всех участников образовательных отношений  в работе с детьми с речевой патологией. Специалисты  планируют работу в соответствии с общеобразовательной и коррекционными программами, ориентируясь на речевой диагноз и психосоматические характеристики здоровья ребенка, особенности семейного воспитания и запросов родителей.

3.3. Кадровое обеспечение реализации Программы

Реализация Программы осуществляются учителями-логопедами.

Уровень образования, квалификационная категория, стаж работы учителя-логопеда позволяет выполнить социальный заказ общества на образование и оздоровление детей дошкольного возраста с нарушениями звукопроизношения.

3.4. Материально-техническое обеспечение Программы и организация развивающей предметно-пространственной среды

Основываясь на требованиях ФГОС, СанПиН, Примерного перечня игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений, в детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на использование адекватных возрасту форм работы с детьми, организацию разнообразной игровой деятельности детей, использование образовательных технологий деятельностного типа, эффективную организацию совместной и самостоятельной деятельности детей.

На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени и которая стимулирует развитие личности, инициативности, помогает обрести уверенность в себе. Она должна представлять собой хорошо оборудованное пространство.

Организация развивающего пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в логопедическом кабинете и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивают:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей,, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.


Список литературы

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004 
  2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей  с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
  4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ  Сфера, 2008.
  5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия  в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,  1999
  7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим  недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998. 
  8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001
  9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному  обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и  рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
  11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном  образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного  возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и   методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

Обучающая программа для детей старшего дошкольного возраста

Обучающая программа по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал размещен не вполном объеме, так размер файла для размещения ограничен....

Опыт работы: Активизация и развитие речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством ИКТ

Развитие речемыслительной деятельности одна из важных задач подготовки к школьному обучению....

Статья на тему "Содержание логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

Данная коррекционная программа направлена на решение актуальной проблемы, так как у старших дошкольников с дизартрией имеются нарушения звукопроизношения. Наиболее трудным, требующим более длительного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта»

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамма...

«Использование технологии «Синквейн» в работе по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста»

Презентация для педагогов. может быть использована для работы с родителями по ознакомлению с нетрадиционными педагогическими технологиями....