Контроль и оценка знаний
учебно-методический материал на тему

Кущенко Екатерина Николаевна

Самостоятельные, проверочные, контрольные - методика проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл контроль знаний и умений18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Виды самостоятельных работ

Признаки классификации самостоятельных         работ        

Формы и цель самостоятельных работ

1. По дидактической цели

1. Для повторения опорных знаний и подготовки к восприятию нового материала.

2. Для изучения нового материала.

3. Для систематизации знаний.

4. Для закрепления знаний и умений путем выполнения тренировочных упражнений.

5. Для закрепления знаний путем применения их в новой ситуации.

6. Проверочные, контролирующие

2. По характеру познавательной деятельности

1. Копирующего характера, выполняемые по образцу.

2. Частично-поискового характера.

3. Исследовательского характера

3. По формам организации

учебной деятельности учащихся

1. Фронтальные.

2. Групповые (по дифференцированным заданиям).

3. Парные (по вариантам, дифференцированные).

4. Индивидуально-дифференцированные

4. По источнику знаний

1. С учебником, справочником или другими печатными пособиями.

2. По составлению плана, конспекта лекции, на основании прочитанного или услышанного.

3. По составлению схем, плана после или во время работы с экранными пособиями.

4. С раздаточным материалом.

5. По выполнению опытов.

6. С моделями.

7. По устному и письменному решению расчетных и качественных задач.

8. По написанию диктантов.

9. По экспериментальному решению задач.

10. По подготовке рефератов, докладов, творческих, графических работ

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ

Цель: проверка знаний, умений, навыков учащихся.

1. Самостоятельная работа:

а) должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);

б) хорошо, если носит разноуровневый характер;

в) предусматривает помощь учителя;

г) проверка осуществляется сразу же на уроке;

д) оценка «2» за данный вид работы не ставится;

е) может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Начиная работу:

1. Выясните, подготовлена ли она:

              • устными упражнениями;

              • выполненным домашним заданием;

              • выполненным аналогичным заданием на уроке.

2. Определите цель работы:

               • закрепление знаний;

               • углубление знаний;

                проверка домашнего задания;

               • подготовка к объяснению нового материала.

3. Определите содержание знаний:

               по образцу (на уроке первичного усвоения знаний);

               • по сходной ситуации (на закреплении);

               • в измененной ситуации (на повторении).

4. Определите время, необходимое для выполнения каждому ученику (слабому ученику окажите помощь, слабому дайте дополнительное задание).

5. Определите форму осуществления самоконтроля:

               по готовому решению;

               • по устному ответу;

               • взаимопроверка (проверяющий ученик не зачеркивает, а только указывает на ошибку).

6. Определите, какая помощь будет оказана:

               • памятка-алгоритм;

               • помогающие карточки;

               • включение в работу консультанта.

7. Определите, какие средства будут использованы при проверке:

               • индивидуальные доски;

               • «крылья» доски;

               • экранные средства;

               • самостоятельная работа у доски не очень «сильных» учеников с последующей сверкой их решений с решениями в тетрадях.

8. Начиная работу, сообщите детям:

              • время, отпущенное на задания;

              • цель задания;

              • в какой форме оно должно быть выполнено;

              • как оформить результат;

              • какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к. его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание).

9. Продумайте действия учителя на уроке и после самостоятельной работы:

           • сообщите критерии оценки;

           • организуйте проверку;

           • подведите итог.

2. Проверочная работа:

а) отдельный вид работы, может быть разноуровневым;      

б) количество проверочных работ должно соответствовать количеству контрольных работ за четверть, за год, т.к. проводятся за 3-4 урока до контрольной работы с целью выяснения готовности детей к написанию контрольной работы и избежания неудовлетворительных оценок;

в) при проведении проверочной работы помощи учителя быть не должно;

г) проверка осуществляется после урока.

3. Контрольная работа:

а) задания должны быть одного уровня для всего класса;

б) задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и «5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;

в) за входную работу оценка «2» в журнал не ставится;

г) оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные исправления;

д) неаккуратное исправление - недочет (2 недочета = 1 ошибка).

Материал из журнала «Завуч начальной школы» №5,2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок контроля и оценки знаний по математике в 3 классе. Тема: "Табличное умножение и деление"

АннотацияУрок контроля и оценки знаний по теме «Табличное умножение и деление» проведен не в форме традиционной письменной  контрольной работы, а в форме игры-соревнования «Олимпийские игры...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС

В этой статье рассказывается о современных подходах к контролю и оценке знаний обучающихся как к структурным и функциональным компонентам урока по ФГОС...

Современные подходы к контролю и оценке знаний обучающихся как к функциональным компонентам урока по ФГОС

Показан современный подход к контролю и оценке знаний обучающихся, поможет при планировании оценивания различной деятельности....

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Презентация на тему: "Основные виды, методы и формы контроля и оценки знаний учащихся в начальной школе"

Данная презентация содержит практические рекомендации для учителя, работающего в начальной школе в 1 классе. Раскрыты 4 основные формы контроля, этапы формирования оценочного суждения....

Системы диагностики, контроля и оценки знаний, умений, навыков учащихся

  Контроль за усвоением учащимися учебного материала – важнейшая составная часть учебного процесса. Предлагаемые тексты контрольных работ носят комбинированный характер....