«Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»
материал на тему

«Становление личности учащихся через  компетентностный подход в обучении и воспитании»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Становление личности учащихся через  компетентностный подход

в обучении и воспитании»

Слайд 2

“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,

 дай мне действовать самому – и я научусь”

Китайская мудрость

Слайд3

Компетентностный подход – это проблема, которая приобретает в последнее время не только актуальный, но и значимый характер для современной, в том числе и для начальной школы.

Давайте представим ученика – выпускника начальной школы. И на самый банальный вопрос: «Что он будет знать, уметь, какие навыки приобретет к концу 4 класса»? Можем точно сказать, что он научится: решать задачи, грамотно писать, пересказывать тексты, писать изложения и сочинения, знать законы, свойства, правила….

Так почему же в жизни мы часто сталкиваемся со следующими фактами:

-хорошо успевающие ученики, окончив школу, не редко оказываются в жизни неуспевающими людьми;

-молодые специалисты – выпускники институтов, колледжей, слишком долго адаптируются на рабочем месте….

Слайд4

По данным ученых в российском образовании

 знания занимают  - 65%,

 умения – 25%,

обобщенные умения – 10%.

Так и получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений, опыта применения данных знаний в различных жизненных ситуациях.

Слайд5

В связи с обновлением содержания образования, в том числе и начального, именно компетентностный подход получает в настоящее время широкое применение. Согласно Концепции общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".

Слайд 6

И такие понятия как компетенция и компетентность являются основными для компетентностного подхода. В чём разница?
Компетенция – совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности.
Компетенция= ЗУНы + опыт деятельности.

Компетентность – владение компетенцией. Готовность ученика использовать ЗУН, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач

Слайд 7

Таким образом,

Слайд 8

Разные ученые выделяют различные классификации ключевых компетенций.

А.В. Хуторский  (доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования) выделяет такие группы компетенций: 

Коммуникативные- владение учеником средствами коммуникации, 
Информационные – обеспечивает навыки деятельности ученика работы с информацией, 
Учебно-познавательные – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности; 
Социально-трудовые – готовность к сотрудничеству с другими людьми, овладения учеником знаниями и опытом в гражданской- общественной деятельности 
 
Ценностно-смысловые – речь идет о профориентации, постановка ученика в ситуацию самоопределения, 
 Компетенции
личного самосовершенствования – готовность к решению проблем.

Особенно важно, в младшем школьном возрасте, когда закладываются основы успешной учебной деятельности – это организовать процесс формирования ключевых компетенций: коммуникативной, социально- трудовой, информационной, учебно-познавательной, компетенции личного самосовершенствования. 

Слайд  9
    Аспекты учебно-познавательной компетенции, компетенции личного самосовершенствования. 
-Уметь выбирать собственную траекторию образования; 
-Ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель; 
-Отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание к изучаемой проблеме; 
-Выступать устно с результатами своего исследования 
-Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация , систематизация; 
- готовность к решению проблем. 

Слайд 10
Аспекты коммуникативной, социально - трудовые компетенции. 
-уметь представить себя устно, написать анкету, письмо, поздравление. 
-уметь представить свой класс, школу, 
-выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос 
-владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо)

Слайд11
Аспекты информационной компетенции. 
-владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями словарями; 
-самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию. 
-владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона. 

Рассматривая виды ключевых компетенций убеждаемся в том, что именно они (ключевые компетенции ) и характеризуют уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования по предмету, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника начальной школы.

Слайд 12

Овладение ключевыми компетенциями учащимися возможно при соблюдении требований:

  • Обучение носит деятельностный  характер;
  • Увеличена  доля  самостоятельных  работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;
  • Создаются условия для приобретения опыта и достижения цели,  для рефлексии учебной деятельности;
  • Применяются технологии преподавания: проектная методика, исследовательский, проблемный методы, программированное обучение, интеграция, дифференцированное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления,  ИКТ, интерактивная методика;
  • Усиление практической направленности школьного образования через деловые и имитационные игры, творческие встречи, диалогические  методы обучения: дискуссии, круглые столы, дебаты и др.

Слайд 13

Компетентностное задание

Слайд 14

При формировании ключевых компетентностей ученик становится способным и готовым: думать, изучать, адаптироваться, включаться в деятельность, искать и получать информацию, сотрудничать. 
   Актуальность внедрения компетентностного подхода становится все более очевидной. Компетентностный подход требует оценивания более сложных и « не видимых глазу» результатов – компетенций, что предполагает не усвоения отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение и использование ими в комплексе. При этом выступают не сами по себе, а как показатели ключевых компетенций.

Много труда должен приложить учитель, чтобы сформировать предметные, ключевые компетенции учащихся, обучая малыша в начальной школе.

«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая у меня в руках бабочка мертвая или живая?» А сам думает: Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая –выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». 


Так и в наших руках, в руках учителя возможность формировать личность: 
  -Любознательную, интересующуюся, активно познающую мир; 
  -Умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности; 
  -Уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю, культуру каждого народа; 
  -Доброжелательную, умеющую слушать и слышать других, уважающую свое и чужое мнение 
 -Готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки 

Актуальность сказанного подчеркивается положением, существующим в действительности,- реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные мыслить самостоятельно. И компетентностный подход позволяет с успехом решить эту задачу. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Развитие коммуникативных умений – это первоочередная задача в концепции современного образования Российской Федерации. Школы России на данном этапе развития модернизируют процесс обучения, в основе ко...

Мастер – класс Тема: « Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании»

Выступление на РМО. Полезные правила-советы которые способны облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности....

Становление личности учащегося через формирование ведущих учебных действий

В данной работе подробно рассматриваются компоненты личности; структура учебной деятельности; факторы, оказывающие влияние на становление личности младших школьников в учебной деятельности....

Проектная деятельность в воспитании национального самосознания и духовно- нравственного становления личности учащихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориен...

Сообщение на педагогический совет «Развитие личности учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать – я пойму».Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы ...