ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
статья (1 класс) на тему

Развитие коммуникативных умений – это первоочередная задача в концепции современного образования Российской Федерации. Школы России на данном этапе развития модернизируют процесс обучения, в основе которого лежит учёт интересов и дальнейших планов учащихся.

Использование такого подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_kommunikativnogo_podhoda.docx36.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Журавлевская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

   

 Подготовила: Рыженкова Тамара Константиновна,

 учитель начальных классов

                                 

             

с. Журавлевка, 2012

Развитие коммуникативных умений – это первоочередная задача в концепции современного образования Российской Федерации. Школы России на данном этапе развития модернизируют процесс обучения, в основе которого лежит учёт интересов и дальнейших планов учащихся.

В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информативной, когнитивной, общекультурной, специальной. Освоив их, ребенок впоследствии может легко адаптироваться в мировом сообществе.

Коммуникативная направленность процесса обучения одна из основных направлений гуманизации образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к младшему школьнику. Формирование коммуникативной компетенции, определенной в основополагающих документах как ключевой, решающей проблему активной социализации личности, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков.

Следует отметить особую важность формирования в школе коммуникативной компетенции сегодня. Школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что одной из характеристик его личности становятся коммуникабельность, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.

Социально-личностный подход позволяет приблизить обучение ребенка к жизни, что предполагает максимальную опору на характеристику ведущего вида деятельности, своеобразие интеллектуального и речевого развития, данные возрастных и индивидуальных различий. Возможность активно «включать» всех детей в доступные им формы взаимодействия с окружающими дают игровые модели обучения, прежде всего разворачивание речевых ситуацией в форме сюжетно-ролевых игр. Например, разыгрывая с младшими школьниками в теме «За порогом дома» проблемную ситуацию «Поведение в общественном транспорте», я предлагаю ученику, испытывающему трудности при вступлении в контакт с окружающими, «роль» пассажира, который не проявляет инициативы в общении, но реагирует на обращения окружающих - передает деньги на билет, отвечает кивком головы на высказанную благодарность и т.д.

Привлекательными для учащихся являются и творческие задания: раскрашивание, рисование, аппликации, конструирование, пение, выразительные движения. Как формы работы, среди прочих, могут быть названы: рисование или конструирование с последующим или текущим обсуждением; пение песенок и пропевание речевых образцов, что помогает выработке правильной интонации и артикуляции; составление «шифрованных писем», позволяющих моделировать различные типы высказываний.

Использование разнообразных форм работы, соотношение их с возможностями каждого ребенка создают условия для преодоления типичной для детей пассивности и для повышения мотивации к различной деятельности, в том числе и речевой.

Речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя. В.А. Сухомлинский говорил, что лучший учитель тот, кто забывает о том, что он учитель. Стоит учителю отбросить менторский тон, проявить подлинный интерес к ученикам, их словам, забыть, что он находится «наверху» и «встать рядом», как ученики откликнутся, проявят искреннюю заинтересованность в общении, т.е. станут речевыми партнерами.

Практика работы показывает, что наилучшие показатели в развитии речевой коммуникации учащихся отмечаются у учителей, чей педагогический стиль общения можно охарактеризовать как «общение дружеского расположения» или «общение совместной увлеченности» (Т.А. Ладыженская), где характер общения педагога с учащимися отражен уже в наименованиях стиля общения.

Одним из основных качеств речи учителя должна быть уместность, коммуникативная целесообразность, которая предполагает умение учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения. Участие учителя в беседе должно быть непринужденным, вопросы и реплики логически связанными с реальным ходом беседы, а не с запланированной моделью.

Не менее важно, каким голосом произносятся учителем высказывания, какой мимикой и жестами они сопровождаются. Так, в ситуации сообщения нового материала наиболее адекватен заинтересованный тон, различные способы привлечения внимания, в ситуации опроса - четкая постановка вопросов, доброжелательный тон. Спектр интонацией в речи педагога не может быть беден и однообразен. Моделирование на уроках различных игровых и учебных ситуаций диктует необходимость использования и интригующего, и заговорщического, и доверительного, и делового, и шутливого и многих других разновидностей тона голоса учителя.

Комфортность общения на уроке в большой степени зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Исправление ошибок в процессе организованного диалога нарушает коммуникацию, кроме того, вообще не сочетается с существующими этикетными нормами не прерывать собеседника. Устные ответы школьников должны быть в первую очередь направлены на установление взаимопонимания с окружающими (т.е. на уроке - с учителем и одноклассниками) и не могут являться постоянным объектом контроля со стороны учителя. Ученик не должен испытывать неуверенности при вступлении в общение. Необходимо поощрять стремление каждого ребенка всеми имеющимися в его распоряжении средствами реализовать коммуникативное намерение.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание. Известно, что, хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, в целом он далек от желаемого.

Организуя урок, работая с детьми, необходимо управлять их деятельностью, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха.

Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днём и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из результатов, показателей и успешности учительского труда.

Для того, чтобы поддерживать учебную активность всех на уроке, нужно хорошо знать своих учеников, быть внимательным к ним, вовремя заметить усталость, переключить внимание, чтобы сохранить работоспособность. Нужно обязательно помогать им в процессе познания. Управлять их учением там, чтобы дети постепенно овладели саморегуляцией своей деятельности, своего учебного труда.

Как показывает практика, в 1- 2-ом классе, помимо процессуальных умений, многим учащимся необходимы специальные упражнения для овладение следующими базовыми коммуникативными умениями: приветствовать взрослого, сверстника и вежливо обращаться к ним в различных ситуациях; оказывать и принимать помощь, благодарить за помощь или услугу; отказывать в адекватной форме, когда это потребуется.

Многим приходилось напоминать, что нужно здороваться со всеми входя в класс. Иногда вместо напоминания здоровались первыми взрослые и замечали, что постепенно ребята осваивают эту норму вежливости. Их коммуникативные умения незаметно развивались и отрабатывались также на внеурочных занятиях и при подготовке к праздникам.

Итогом нашей совместной работы в первой четверти 1-го класса был урок праздник «Моя осень», подготовка которого состояла из нескольких этапов:

1.         выразительное чтение стихотворений об осени, подготовленных дома по собственному выбору или по выбору родителей;

2.         подготовка выставки групповых работ из природного материала на тему «Осенний лес» и выставки осенних пейзажов.

3.         подготовка музыкальных номеров к празднику, как на уроках музыки, так и самостоятельно.

4.         подбор хоровых игр, соответствующих теме праздника.

5.         приглашение родителей на праздник, изготовление пригласительных билетов на уроках технологии.

В ходе самого урока – праздника чтение детских стихов сочеталось с пением и игрой на музыкальных инструментах и общими играми, в которых участвовали дети вместе с родителями.

«Праздник дружбы с книгой», который мы устроили в стенах школьной библиотеки и пригласили на него родителей и учеников соседнего класса. Праздник проходил в форме игры путешествия в страну Грамматики. Дети встречались со сказочными героями ( их роли исполняли пятиклассники), показывали свои знания королеве грамматики и получали от нее разрешение стать читателями библиотеки. Первоклассники не только познакомились с правилами поведения в библиотеки, но ближе узнали друг друга. Родители увидели детей в новой обстановке, оценили их успехи и достижения, особенности общения с одноклассниками, получили информацию о работе библиотеки. Многие родители, а постепенно и учащиеся в сопровождении родителей стали посещать школьную библиотеку.

При подготовки новогоднего праздника за основу была взята русская народная сказка «Морозко». По ее сюжету ранее проводилась серия театральных игр, а потом была приготовлена инсценировка для новогоднего представления.

Очень ярким и эмоциональным получился праздник «Мамин день». Он проходил в форме урока концерта, подготовленного совместно с родителями. На уроках развития речи ребята написали о маме и бабушке небольшие сочинения, оформили их своими рисунками. На уроках внеклассного чтения готовились выразительно читать стихи, с учителем музыки обсуждался характер и тематика музыкальных номеров, выстраивалась общая канва праздника, но совместных репетиций праздника не проводилось, поэтому подробности и детали возникали у учащихся на глазах. Это создавало особый настрой вовлеченности у ребят. В конце праздника мамы и бабушки получили в подарок красивые корзины с цветами - дети изготовили их на уроках технологии..

Конечно как в любом самом обычном 1-м классе, были трудности в обучении отдельных учащихся. Но все мы – и дети, и родители, и учитель – чувствовали, что общими усилиями сможем сделать многое. Подавляющее большинство ребят полюбили чтение, многие научились читать выразительно. Главное - учащиеся поверили в свои силы. Один из учеников поделился со своими родителями: «Я читаю еще очень медленно, но учительница сказала, что я молодец, потому что раньше совсем плохо читал, а теперь умею и скоро научусь еще лучше». И через каких-нибудь полгода он действительно сильно преуспел. Многим ребятам удалось стать успешнее в учебе, поскольку все алгоритмы действий с учебным материалом сначала изучались на наглядно-действенной основе, затем неоднократно проговаривались вслух и лишь, потом давались для самостоятельного применения.

Изменились и отношения ребят между собой. К концу учебного года 6 человек из класса значительно улучшили свой социометрический статус. дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. Этому во многом способствовала игра – соревнование « Какие мы дежурные».Для проведения этой игры весь класс разделился на 2 группы (по желанию). Каждая группа выбрала себе название, получила место на экране соревнования, были определенны дни дежурства в классе и школе. Командир выбирался каждую неделю заново и наравне с остальными участвовал в дежурстве. В начале каждого дежурства командир давал своему классу краткий отчет об итогах прошедшего дежурства. Класс на экране оценивал цветом работу дежурных. После этого новый состав дежурных выбирал командира и распределял обязанности на текущий день. Такая организация дежурства - эффективный способ тренировки различных коммуникативных умений.

Праздничный вечер «Переход во второй  класс» показал эффективность предлагаемой нами системы учебно – воспитательной работы. На этом празднике мы увидели, насколько вырос уровень творческой активности и самостоятельности учащихся, дети научились слушать друг друга и выступать перед большой аудиторией, расширили круг их интересов. Каждый ученик к празднику готовил стихи по своему выбору, мог выступить с творческим номером в любом жанре.

Трудная, но интересная совместная работа детей и взрослых по реализации проекта помогла нам всем научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь.

Следовательно уровень сформированности коммуникативных умений у младших школьников зависит от правильно организованной и систематической работы в данном направлении.

Немаловажная роль в формировании коммуникативных навыков по комплекту учебников «Школа России» отведена работе детей в парах.

Организация работы в паре, работа над коллективными проектами, которых достаточно много в учебниках комплекта,  нацелены не только на развитие познавательных действий, но и на формирование коммуникативных: умение договариваться с партнером, распределять роли,  устанавливать очередность действий, находить  общее решение.

С 1 класса у учащихся формируется умения слушать другого, высказывать собственное мнение, дополнять другого, участвовать в обсуждении, приходить к общему мнению, задавать вопросы. Чтобы выполнить это задание, учащиеся должны решить, как будут действовать, распределить между собой кто, какую работу будет выполнять, в какой очередности или последовательности, как будут проверять выполнение работы. Этот вид задания очень важен, так как способствует формированию коммуникативных действий, обеспечивает возможность каждому ученику высказать своё личное мнение, сопоставить его с мнением других, разобраться, почему я думал так, а товарищ по-другому.

В комплекте учебников по УМК Школа России»

• выделен коммуникативный компонент, предполагающий формирование ценностного отношения к коммуникативной деятельности и ее результатам;

•спроектирована система учебных диалогов, направленных на формирование коммуникативной культуры обучающихся;

•прослеживается технология педагогического проектирования учебных диалогов, формирующих коммуникативную культуру обучающихся;

•выявлена совокупность условий, способствующих эффективному формированию коммуникативной культуры обучающихся в учебном диалоге.

Диалогические умения младших школьников являются важной предпосылкой благополучия обучающихся в социальном и интеллектуальном развитии. Авторы учебников комплекта «Школа России» подчеркивают, что специальное внимание уделяется развитию диалогической речи.

Учебный диалог является не только эффективной формой обучения, но и оптимальным способом развития личности обучающихся и активно применяется в сочетании с другими методами, средствами и формами организации обучения, воспитания и развития.

 Примеры заданий из учебников комплекта для организации диалога:

1. Учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца – смысла». Можешь ли ты примерами подтвердить или опровергнуть это высказывание?

2.Правильно ли  построены словосочетания?  Если есть нарушения, установи их причину.  Запиши словосочетания верно, в скобках укажи, что было нарушено.

Спелая жёлудь, о сизокрылым голубе, наблюдать за малыш, ехал на метро.

3. Детям предлагается упражнения,  когда на доске записаны два столбика слов (словосочетаний, предложений) и дети их сравнивают. Вначале задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили?» Дети высказываются. Учитель слушает детей, «цепляется» за более интересные реплики (так называемые «крючки») и развивает их. В случае затруднения используются такие приёмы, как наводящие вопросы, дозированная подсказка, живая наглядность. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением результатов в виде какой-то схемы, опоры, плана, «изобретением» нового термина, словесной формулировкой вывода и чтением вывода в учебнике.

Использование такого подхода помогает переориентировать обучение с усвоения и запоминания готовых форм знаний на навыки слушания, чтения, говорения, письма, поиска информации в разных источниках, особенно в словарях разного типа, навыки организации учебной деятельности.

 

Методы поддержки развития коммуникативных способностей:

— метод «создания воспитывающих ситуаций» — ситуаций свободного выбора поведения;

— метод коммуникативного тренинга (ролевые игры, выполнение заданий по заданным параметрам — «активное слушание», «приём на работу», тренинг по этикету, «Кораблекрушение», «Необитаемый остров» и т.д.);

— метод творческого поиска.

Самостоятельность учащихся— метод самооценки — обучение адекватному оцениванию себя, адекватности целей, реальности, использованных средств;

— метод самоорганизации — обучение самостоятельному планированию режима дня, питания, физических и интеллектуальных нагрузок, сна, отдыха (составление и соблюдение распорядка дня, ведение ежедневника необходимых дел и т.д.);

— метод самореабилитации — самостоятельный способ восстановления физических и психических сил: расслабление, водные процедуры, смена видов деятельности, достижение катарсиса путём включения в творческий, эмоционально-нравственный процесс;

— метод самоопределения — создание ситуаций,когда ребёнок должен самостоятельно сделать выбор;

— метод самореализации — создание условий для выполнения индивидуальной работы в соответствии с поставленными задачами (метод поручения и другие);

— метод самоконтроля;

— метод самопрогнозирования — построение перспектив своего дальнейшего развития, стратегии и тактики саморазвития, планирование ближайшей и отдалённой перспективы своей деятельности.

Методы педагогической поддержки «социальногого здоровья» - это

— метод радостной перспективы — это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;

— метод «увлечения весельем» — юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создаёт мажорный настрой жизни;

— метод поощрения и похвалы — этот метод возбуждает у ребёнка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать ещё лучше путём одобрения (мимикой, жестом, взглядом, словом);

— метод самонаблюдения за своими эмоциями — метод, с помощью которого ребёнок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство;

— метод «угашения отрицательных переживаний» — способ раздумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и, как следствие, угашение отрицательных эмоций;

— метод «устранения плохих привычек»;

— метод «выработки хороших привычек и положительных черт характера»;

— метод релаксации — способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.

                         

Список литературы

Агафонова И.Н. Уроки общения для детей 6—10 лет «Я и мы»: программа / И. Н. Агафонова. — СПб., 2003.

Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. — 2008. — № 3.

Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. — М., 2002. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М., 2008.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. — М., 2007.

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. — М.,1984. — Т. 4.

Епишина Л.В. педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008

Захарова А.В. Психология формирования самооценки /А.В. Захарова. — Минск, 2003.

Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. — М., 2001.

Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование:опыт, проблемы и стратегия развития / В.Т. Кудрявцев //Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1—2.

Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008

Маркова А.К. Формирование мотивации учения /А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. — М., 2000.

Мостова О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников /

Сухомлинский Сердце отдаю детям. – Киев: Радянска школа, 2008

Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деятельностный подход в обучении как средство развития личности

из опыта работы по теме "Деятельностный подход в обучении как средство развития личности"...

Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании

Краткое описание педагогического опыта по использованию технологии развития  критического мышления на уроках литературного чтения в начальной школе...

Развитие личности младших школьников в системе личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании через дидактические игры и упражнения по обучению грамоте и чтению.

В последние годы все большее распространение получают игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Необходимость их использования в началь­ной ш...

Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»

Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании...

Доклад «Использование здоровье сберегающих технологий в учебной деятельности, как средство развития личности с ОВЗ»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, ...

Сообщение на педагогический совет «Развитие личности учащихся через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай сделать – я пойму».Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы ...