Доклад «Использование здоровье сберегающих технологий в учебной деятельности, как средство развития личности с ОВЗ»
материал на тему

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_ped_sovet.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в школе.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

Стрессовая педагогическая тактика;

Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

Провалы в существующей системе физического воспитания;

Интенсификация учебного процесса;

Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Тем более остро стоит вопрос о сохранении здоровья детей с ОВЗ.У этой категории детей изначально здоровье «повреждено», поэтому  сохранить то здоровье,которое у ребёнка есть , научить его заботиться о своём здоровье является такой же важнейшей задачей школы, как и его обучение.

Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.

Интенсификация образовательного процесса идет различными путями.

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми,

имеющими ограниченные возможности здоровья

Воложанина Алена Сергеевна,

психолог Культурно-образовательного центра

для детей с ограниченными возможностями

ТОУНБ им. А.С. Пушкина

Всем прекрасно известна истина: здоровье – одна из главных ценно-

стей в жизни каждого человека. Здоровье дарит нашим воспитанникам хо-

рошее самочувствие, а вслед за ним успехи и достижения, удачи и счастье.

В Российском обществе в последнее десятилетие сформировалась

тенденция к общему ослаблению физического здоровья населения страны.

Проблема здоровья и его сохранения в современном мире стоит более чем

остро. И, вполне закономерно, что именно эти задачи стали приоритетными

в программе модернизации российского образования в последние годы.

Согласно данным Госкомстата России складывается стабильная тен-

денция к увеличению количества детей, имеющих нервно-соматические

заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии:

2000 г. 2003 г. 2007 г. 2011 г.

все зарегистрированные дети

с диагнозом, полученным

впервые в жизни

38225,7 тыс.

детей

37118,6

тыс. детей

38140,5

тыс. детей

42055,8

тыс. детей

болезни нервной системы 713,9

тыс. детей

740,0

тыс. детей

843,4

тыс. детей

943,9

тыс. детей

болезни глаза и его придаточ-

ного аппарата

1211,0

тыс. детей

1169,8

тыс. детей

1201,3

тыс. детей

1291,3

тыс. детей

болезни уха и сосцевидного

отростка

1076,9

тыс. детей

988,6

тыс. детей

1056,8

тыс. детей

1201,9

тыс. детей

врожденные аномалии (по-

роки развития), деформации

и хромосомные нарушения

172,4

тыс. детей

187,2

тыс. детей

230,3

тыс. детей

264,4

тыс. детей

Плохое самочувствие, болезни и патологии рождения являются при-

чинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нор-

мальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он

живет. Для ребенка от 3 до 17 лет этой средой является система образо-

вания, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70%

времени его бодрствования. В связи с этим, словосочетания «здоровьесбе-

Введение

        В последние годы наметился рост числа детей, имеющих ограниченные возможности здоровья  и испытывающих вследствие этого трудности в развитии. Усвоение ребенком учебных знаний, умений, навыков, а также усвоение им правил поведения в обществе, навыка межличностного общения, накопление определённого культурного минимума формируется через комфортность обучения той среды, в которой находится ребенок. Государство создает детям с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Исходя из возможностей детского коллектива,  должно определяться содержание обучения, учебные планы, программы, виды деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и отдыха, создание системы воспитания и развития творческих способностей детей, необходимых и возможных для данного учебного учреждения.

        Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие требованиям образования исследователей (Н.И. Лапин, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова и др.) [7]. Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной самооценки и соответственно недостаточное развитие коммуникативной сферы [1]. Поэтому основными задачами мы считаем не только развитие умственных способностей детей, но и их эмоциональное благополучие и социальную адаптацию. Зачастую у школьников с интеллектуальной недостаточностью отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева (1995), это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка с нарушенным интеллектом, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы.

         В последнее десятилетие в специальном образовании произошли значительные изменения. Использование современных образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению [1].

        Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья. Это очень важно, особенно в коррекционной школе [7].  Педагоги осознают свою причастность к ответственности за неблагополучное состояние здоровья учащихся и видят решение проблемы в овладении необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.

  1. Обоснование применения здоровьесберегающих технологий в специальной  (коррекционной) школе VIII вида

        Актуальность и необходимость использования здоровьесберегающей образовательной технологии обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров [13]. А в коррекционной школе здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе должны выходить на передний план.

        Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что учебно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов.  

        Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
  3. Индивидуально-дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися [12].

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику с ОВЗ возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Только в этом случае мы можем говорить об эффективности процесса «валеологизации культуры здоровья и формирования здоровьесберегающих условий в образовательном учреждении» (Н. К. Смирнов) [13]. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, –  регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Наша цель: активизировать силы самого ребенка, настроить его на преодоление жизненных трудностей. Для этого необходимо решение одной из главных задач специальной (коррекционной) школы VIII вида - создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья учащихся. Основным из средств реализации этой задачи является активное внедрение  в практику принципов здоровьесберегающей технологии, в частности,  технологию здоровьесберегающего обучения, основанную на методике В.Д. Сонькина.

        Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:

  • условия обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

        Именно поэтому,  любое  общеобразовательное учреждение (и в первую очередь специальная (коррекционная) школа VIII вида) должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также, прием пищи и двигательная активность и др.) будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей  к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья [10].

        Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Аспекты здоровьесбережения должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида(учебных занятиях, режиме дня, уроках физической культуры, ЛФК, ритмики, воспитательных занятиях, внеклассных и внешкольных мероприятиях).

        Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий – такая организация образовательного процесса на всех уровнях, при которой  развитие и воспитание учащихся происходят  без нанесения ущерба их здоровью. Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить  здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья [14].

        Группы здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, в которых используется разный подход к охране здоровья и разные методы и формы работы:

  1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий, функционирование в школах медицинского кабинета.
  2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
  3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней и т.п. Все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ.
  5. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, подходов к решению возникающих проблем.

Основными принципами и отличительными особенностями здоровье  сберегающих образовательных технологий являются:

         - отсутствие авторитарности;

  1. - индивидуализация педагогических воздействий;
  2. - творческий характер образовательного процесса;

          - создание благоприятных психологических условий и обеспечение комфортного микроклимата.

Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

  • Защитно-профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).
  • Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).
  • Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма(закаливание, педагогическая психотерапия).
  • Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
  1. Направления деятельности специальной (коррекционной) школы VIII вида для  использования здоровьесберегающих технологий

        Одной из главных задач нашей школы, по нашему  мнению,  является использование здоровьесберегающих технологий, которые объединяют в себе все направления деятельности школы-интерната по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

  1. Педагогическое направление

        Поскольку «ячейкой» образовательного процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной.

Одним из направлений работы педагогического коллектива с целью укрепления и сохранения здоровья школьников является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, которая решает следующие задачи:

  • организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
  • создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения;
  • обучение детей жить в гармонии с собой и окружающим миром;
  • воспитание культуры здоровья;
  • мотивация на здоровый образ жизни;
  • научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни;
  • внедрение инновационных педагогических технологий [10].

        Наш педагогический коллектив осознаёт, что именно педагог может сделать для здоровья воспитанника школы гораздо больше, чем врач. Педагог не должен выполнять часть обязанностей врача или медсестры, а должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников и на своих уроках, и в общей программе работы школы, на деле решающей приоритетную задачу охраны здоровья всех, находящихся под её крышей.

         Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.

         Задача школы — не «дотянуть» ребёнка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль.

Для предотвращения перегрузки, перенапряжения и обеспечение условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья прежде всего была создана рациональная организация учебного процесса [1].

        Организуя учебно-воспитательный процесс, педагогический коллектив стремится к строгому соответствию показателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:

- объем учебной нагрузки - количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе - факультативов,

индивидуальных занятий, и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

- занятие активно-двигательного характера - динамические паузы, уроки

физической культуры, - спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

Двигательная активность учащихся

Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика,  подвижные перемены и динамическая пауза в режиме учебного дня) и периодической, которая бывает весьма разнообразной (спортивные мероприятия, походы, дни здоровья и т.д.).

Ответственность учителя за соблюдение  санитарно-технических норм. Он обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог   делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.

        В зоне постоянного контроля администрации школы находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.

        Продолжительность урока в нашей школе соответствует физиологически обоснованной норме и равна 40 мин.   Урок комбинируется с литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). В  классах проводятся физкультминутки с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). использованием мероприятий для снятия утомления (чтение художественной Такая работа проводится для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения. Сдвоенные уроки в расписание не ставятся, за исключением тех случаев, когда проводятся  уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

         На уроке отслеживается момент снижения учебной активности школьников как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы).

        Кроме того, определяется и фиксируется психологический климат на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока.

  Педагоги школы соблюдают следующие требования к уроку с позиций здоровьесбережения:

- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.

- Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы.  Наоборот: частая череда смен одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных усилий.

- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут,  не позже чем через 10—15 минут.

- Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие.  Норма – не менее трех за урок. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению. К таким методам относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) [1].

Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.

- Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Эффективным методом является периодическая смена поз (перевод детей из позы сидя в позу стоя). Педагоги используют два варианта практического решения методики динамических поз. Первый из них не требует каких-либо специальных технических решений или материальных затрат. Второй - настольные конторки. Учитель планирует построить урок с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения сидя в положение стоя [5]. Кратность подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависят от характера урока. Наиболее удобно вставать тогда, когда ученики слушают объяснения педагога или ответы товарищей. Применение настольных конторок в нашей школе не систематично из-за нехватки их. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируется в школе. Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

- Проведение оздоровительных минуток. За урок в начальной школе учитель проводит две оздоровительные минутки, а в среднем и старшем звене – одну физминутку. Оздоровительные минутки способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала [3]. Комплексы упражнений состоят из 3-4 простых и хорошо знакомых упражнений. Время выполнения 1-3 минуты на каждом уроке, после завершения какого-либо этапа. Упражнения выполняются сидя и стоя. Комплексы оздоровительных минуток подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке [8]. Упражнения проводятся в различных формах: с музыкальным сопровождением, речевой зарядкой, стихотворным текстом и др.  Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя имеется множество специальных упражнений и игр. Для проведения оздоровительных минуток используются различные предметы и подручные средства. Норма: на 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, демонстрация, прослеживание этих связей. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;  формирование потребности к здоровому образу жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения [12].

- Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

- Благоприятный психологический климат на уроке. Заряд позитивных эмоций, полученных учениками, говорит о позитивном воздействии школы на их здоровье. И наоборот: наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и т. п. проявления, как со стороны учителя, так и учеников, свидетельствует о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Взаимоотношения  на уроке между учителем и учениками (комфорт- напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный);   между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность- пассивность) [3]. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п.

        В конце урока обращается внимание на следующее:

- Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: не ранее 20-25 минут в 1 классе, 25-30 минут в начальной школе, 40 минут в средней и старшей школе.

- Темп окончания урока: быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

        Не менее важным направлением работы школы, направленным на здоровьесбережение учащихся – это охрана труда школьника [9].

Охрана труда - это предупреждение травматизма и других очевидно вредных воздействий на здоровье ребенка. «Производство» школьника – его парта, класс, деятельность – учёба. Задача  учителей – по возможности защитить тело и психику ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно. То же самое касается охраны труда и здоровья педагогов. Для соблюдения техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. Учитель обязан добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их. Важнейшим условием соблюдения правил является дисциплинированность учащихся. Кроме того, педагог своим поведением и требовательностью   формирует у своих воспитанников это важное качество. В нашей школе соблюдаются данные требования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии в учебном процессе.

В работе с обучающимися утомление обычно наблюдаю в снижении работоспособности, которое наступает в следствии выполнения продолжительной или интенсивной работы на уроке. По мн...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

Использование здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе....

"Учебное исследование как средство развития личности ребёнка"

Учебно-исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы ученика и учителя по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Целью такого взаимодействия является создание условий ...

Проектная деятельность как средство развития личности

Мои ученики с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Так начиная с 1 класса я использую метод проектов....

«Здоровье сберегающие технологии во внеурочной деятельности в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов второго поколения»

«Забота о здоровье – это важнейший труд  педагога.  От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»...