Развитие произвольного внимания на индивидуальных занятиях по СИПР
методическая разработка на тему

Лужина Анна Сергеевна

Педагогическая коррекция внимания умственно отсталого ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vnimanie.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

        Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания.

        Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. Термин «произвольный» образован не от слова «произвол», а от слова «изволение», означающего волю, желание. Непроизвольное внимание ни от нашего желания, ни от нашей воли или намерений не зависит. Оно происходит, возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны. Возникновение и развитие у школьника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.

        Проблема внимания у младших школьников является наиболее значимой, ведь они очень часто на уроках отвлекаются, несобранны.

        Педагогическая коррекция внимания умственно отсталого ребенка будет происходить успешно, если будет организовано систематическое использование упражнений на развитие внимания на уроках, а так же упражнения будут отобраны адекватно возрасту и развитию ребенка.

Воспитание произвольного внимания играет важную роль в обучении ребенка. Умение произвольно обратить внимание на то, что само по себе не привлекательно, но необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.

        Главным условием развития произвольного внимания детей-дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для школьников – способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.

---

Существует несколько различных мнений о природе возникновения произвольного внимания.

По мнению ряда ведущих отечественных психологов (Н.Ф. Добрынин [20-22], С.Л. Рубинштейн [60] и др.), внимание (и главным образом произвольное) можно охарактеризовать как избирательную направленность сознания на тот или иной предмет или явление окружающего мира, вследствие чего становится возможным приобретение от них конкретных знаний. Сознание имеет социальную природу, стало быть, произвольное внимание как его важнейшая функциональная характеристика имеет тоже социальные корни.

Другую природу произвольного внимания обнаружил в своих исследованиях Л.С. Выготский [12, 184-219]. В контексте идей французской социологической школы о культурно-опосредствованном характере произвольного поведения было экспериментально показано, что генезис произвольного внимания включает сознательное использование различных стимулов-средств, имеющих знаковый характер.

Проведя целый ряд экспериментов по формированию произвольного внимания у детей, Гальперин утвердился в своем убеждении, что внимание следует рассматривать как отдельную форму психической деятельности, что ему, как и всякому другому действию, надо специально учить.

---

    Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит ответственная задача — строго продумывать специальную работу по организации внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств.

    Безусловно, сам процесс обучения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание — как непроизвольное, так и произвольное — интенсивно развивается.

    Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это и невозможно. Педагогический процесс предполагает умение: 1) использовать непроизвольное внимание; 2) содействовать развитию произвольного.

    Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия. Очень важным для организации внимания является умение учителя предложить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято ребенком,— возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность.

    Детский интерес приобретает чрезвычайное педагогическое значение как самая частая форма проявления непроизвольного внимания. Детское внимание, подчеркивал Л. С. Выготский, направляется и руководствуется почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагает учитель как обязательные.

    «С этой точки зрения, — писал Л. С. Выготский, — всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует. Главным правилом всегда будет: прежде чем объяснять — заинтересовать; прежде чем заставить действовать — подготовить к действию; прежде чем сообщить что-нибудь новое — вызвать ожидание нового».

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность, инертность.

Виды коррекционно-развивающих упражнений по развитию внимания:
1 упражнения на развитие концентрации внимания

2упражнения на увеличение объема внимания и кратковременной памяти

3 упражнения на тренировку распределения внимания

4 упражнения на развитие переключения внимания.

Наименее подвержен влиянию объем внимания, он индивидуален, в то же

время свойства распределения и устойчивости можно и нужно тренировать.

Успешность тренировки внимания в значительной мере определяется также индивидуально-типологическими особенностями, в частности свойствами высшей нервной деятельности. Установлено, что разные сочетания свойств нервной системы могут способствовать или, напротив, препятствовать оптимальному развитию характеристик внимания. В частности, люди с сильной и подвижной нервной системой имеют устойчивое, легко распределяемое и переключаемое внимание. Для лиц с инертной и слабой нервной системой более характерно неустойчивое, плохо распределяемое и переключаемое внимание. При сочетании инертности и силы показатели устойчивости повышаются, свойства переключения и распределения достигают средней эффективности. Таким образом, необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого конкретного ребенка позволяют тренировать его внимание лишь в определенных пределах.

В силу особенностей своей работы я  могу изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате этих наблюдений у меня есть возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании ученика.

И подготовить упражнения на развитие внимания для конкретного ученика учитывая его особенности.

Учитывая возрастные особенности учащихся наблюдения показали, что детям очень трудно заниматься однообразными видами деятельности. Чтобы привлечь интерес учащихся к уроку необходимо подбирать различные виды работы, тем самым, развивая переключаемость внимания. Детям намного интереснее, когда на уроке они выполняют небольшие по объёму и длительности задания, но их на уроке целое разнообразие.

Подводя итог каждого урока, учитель делает акцент на внимательности или невнимательности учащегося в ходе урока, хвалит или делает замечание, пожелание, не оскорбляя и не унижая ребёнка: «… сегодня на уроке очень ты был внимательным , молодец!», «у тебя не получилось сегодня весь урок быть внимательным, но у нас с тобой всё получится, ведь первое задание ты выполнил без ошибок».

Этапы урока:
Приветствие - ритуал настраивающий на работу
Разминка - знакомство с предметами, которые будут помогать на уроке
Основная часть - упражнения на развитие внимания

Рефлексия - краткий опрос по прошедшему материалу. что понравилось?
Заключение - прощание( в конце последнего урока)

Вывод: Можно сказать, что почти во всех работах по воспитанию произвольного внимания рекомендации сводятся, прежде всего, к советам по общему воспитанию личности школьника (чувства ответственности, общей направленности личности, интересов, дисциплинированности и т. п.), а внимание должно возникнуть само собой как результат воспитания личности, поскольку оно, внимание, не имеет самостоятельного содержания. Рекомендуются также общие пути организации деятельности учащихся, такие, как порядок и дисциплина на уроках, использование разнообразных и рациональных приемов ведения урока, создание благоприятной внешней обстановки и т. п. В основном рекомендуются не способы воспитания, формирования внимания, а организация тех условий, без которых никакая учебная деятельность вообще не может протекать успешно.

Умственно отсталых детей надо учить умению выделять признаки предметов и явлений. Важнейшим приемом развития внимания и наблюдательности является сравнение, открывающее особенности предметов и явлений. Для младших школьников с умственной отсталостью это должно быть сравнение хорошо знакомых предметов.

Известно, что учащиеся с нарушениями интеллекта обладают различной направленностью внимания, в частности, одни ученики, прежде всего, схватывают целостное впечатление от объектов, а другие предпочитают аналитический путь распознавания, т.е. начинают с опознавания составляющих целых частей, иногда даже их деталей. У одних детей преобладает зрительное внимание, у других - слуховое. В индивидуальной работе необходимо опираться на более развитый тип внимания у конкретного ребенка: при преобладании зрительного внимания - широко пользоваться зрительной наглядностью, при преобладании слухового внимания - опираться на слуховую наглядность. В то же время следует необходимо развивать менее сформированные виды внимания.

Для индивидуальной работы в направлении развития концентрации внимания были предложены задания, требующие выделения признаков предметов и явлений. Упражнения, основанные на принципе прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др. Хорошим материалом для тренировки поискового внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями.

Примеры игр на развитие внимания.

«Перепутанные линии»

Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Линии разного цвета. Затем правила усложняются: все линии одного цвета.

Путаница. Используется на любом этапе урока.http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/210425/img1.gif

Ребенку предлагается рисунок, на котором несколько контурных изображений разных предметов.

 Упражнение «Найди половинку».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Форма занятия индивидуальная.

Учитель дает ребенку лист, на котором нарисованы 2-3 пары разных предметов в хаотичном порядке. Задача ребенка - логически их соединить - цветы-ваза; чашка-блюдце; стол-стул и т.д. (Лото)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приёмы развития произвольного внимания младших школьников

Игровые приёмы развития основного компонента успешной учебной деятельности младших школьников -произвольного внимания-  для учителей и родителей....

Упражнения по развитию произвольного внимания

«Запоминай порядок».«Заметить всё».«Ищи безостановочно»....

Методическая разработка по развитию психических процессов " Игровые технологии в развитии произвольного внимания."

Развить внимание, выполнив одно задание или игру, невозможно.  Для этого требуется систематическая работа с ребенком. При этом важно учитывать, что у детей младшего школьного возраста разви...

Квест-технология как средство развития произвольного внимания старших дошкольников с задержкой психического развития.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции 14-15 ноября 2019 года....

Психокоррекционное занятие "Развитие произвольного внимания"

Представлен конспект психокоррекционного занятия по программе  "Развитие психомоторики и сенсорного развития" для детей с нарушениями интеллектуального развития (умственная от...

Коррекционное занятие по развитию произвольного внимания и пространственно-временной ориентировки

развитие временной и пространственной ориентировки, произвольного внимания учащихся....

Конспект коррекционного занятия Тема: «Развитие произвольного внимания»

Конспект коррекционного занятияТема: «Развитие произвольного внимания»         Подготовила:учитель-дефектол...