Общепедагогические технологии
материал по теме

Козлова Елена Евгеньевна

Этот материал содержит информацию о том, что деятельностный подход в обучении - необходимое условие овладения знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Системно - деятельностный подход в начальной школе

          В « Концепции модернизации Российского образования» говорится:

(слайд №2)

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?

          Переступая порог школы, ребёнок зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

          Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.

(слайд №3)

         Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

        Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.

 Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

«В действии порождается знание!»

(слайд №4)

        Как отмечал Л.С.Выготский, способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. Значит, сегодня учебный процесс должен быть "деятельностным", дети должны получать не готовые знания, а добывать их в процессе своей деятельности. При этом важна не просто активность детей, а такой образовательный процесс, в ходе которого у них формируются требуемые общеучебные умения и способности:

(*)

 - умение ставить цель;

(*)

 - делать выбор;

(*)

- принимать решения ;

(*)

 - и доводить их до исполнения

(*)

 другими словами, как раз и формируется умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию.

          Сегодня современному учителю предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и  доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

          Недаром китайская мудрость гласит:

 (слайд №5)

 «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,  я делаю – я усваиваю».

          Именно поэтому современное обучение должно быть развивающим.

          Даже учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону.

(слайд №6)

          При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

          Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

(слайд №7)

Системно-деятельностный подход

             (*)

  1. обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

(*)

  1. прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 

(*)

  1. учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

(*)

  1. действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

(*)

  1. создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. 

Технология деятельностного метода (слайд № 8)

(*)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности. "Хочу, потому что смогу".

 Несмотря на малую продолжительность данного этапа (1-2 минуты), его правильное проведение во многом определяет успешность всей учебной деятельности на уроке.

Приемы работы:

- учитель высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи;

- девиз, эпиграф урока ("С малой удачи начинается большой успех")

- устанавливаются тематические рамки урока.

 (*)

 2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель : повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

        Необходимо организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.  Количество  заданий не должно быть большим (примерно 2-3), чтобы не рассеивать внимание детей.

Здесь же - пробное действие и возникновение проблемной ситуации. Этот этап формирует у учеников отношение к ошибке в учении как к рабочей ситуации, требующей осмысления и последующей коррекции деятельности. Этим снимается боязнь ошибок, исключаются многие стрессовые ситуации.

(слайд №9)

     3.Выявление места и причины затруднения.

Этот этап завершает первый шаг учебной деятельности (что я не знаю).

 Его цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения. ("Почему возникли затруднения?", "Чего мы еще не знаем?"). Понимание причины затруднения позволяет учащимся сознательно поставить цель своей деятельности и перейти к проектированию путей ее реализации.

(*)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Это является следующим этапом технологии. Ученики строят проект выхода из затруднения: -  ставят цель проекта (ею всегда является устранение причины возникшего затруднения), - уточняют тему урока,

 - определяют последовательность действий, средства достижения цели (алгоритмы, модели, справочники).

(*)

     5. Реализация построенного проекта.

Целью следующего этапа является реализация построенного проекта. Ученики должны: построить способ действия в соответствии со своим планом; зафиксировать новое знание в речи (вербально) и знаково (с помощью эталона); уточнить общий характер нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

(слайд №10)

     6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе происходит усвоение нового способа действий. Учащиеся выполняют типовые задания сначала фронтально, затем в группах и в парах с проговариванием решения алгоритма вслух. Этот этап сопровождается рефлексией того, что и как делается и все ли понятно.

(*)

      7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: ученики самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют их, пошагово сравнивая с эталоном. По результатам этой работы организуется самооценка усвоения нового знания (что уже достигнуто, а что - пока нет) и планирование коррекционных мер. Внимание детей акцентируется на их достижениях, таким образом, создается ситуация успеха, позитивный эмоциональный настрой.

(*)

     8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе ученики под руководством учителя устанавливают, в каких известных типах заданий оно может быть использовано.

Учащимся предлагается сначала из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. Организуя этот этап, учитель подбирает задания так, чтобы с одной стороны, учащиеся закрепляли изученный ранее материал, а с другой стороны, шла их подготовка к введению в будущем новых способов действий.

(слайд №11)

 9. Рефлексия учебной деятельности.

На заключительном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Полученный результат соотносится с поставленной целью, фиксируются неразрешенные затруднения, намечаются перспективы будущей учебной деятельности.

Вопросы:

- какую задачу ставили?

- удалось решить поставленную задачу?

- каким способом?

- какие получили результаты?

- что нужно сделать еще?

- где можно применить новое знание?

- что на уроке у вас получалось хорошо?

- над чем еще можно поработать?

Согласовывается домашнее задание.

Возможен такой вариант домашнего задания, который включает в себя 2 части: а) обязательную - посильную для каждого ребенка, небольшую по объему (по нормам САНПиНа); б)необязательную часть - одно задание (лучше по выбору) творческого характера.

(слайд №12)

Сущность системно-деятельностного подхода

  1. Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

(*)

  1. Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

         Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

          Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на  занятиях во внеурочной деятельности, педагоги, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире.    Например,  деятельностный подход необходим в «Проектной и исследовательской деятельности».  Именно в такой работе  ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают  в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

       Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей, а учителю предоставляется возможность тесно пообщаться с родителями класса.

(слайд №13)

       Подводя итоги вышесказанного, я уверена в том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребёнок сегодня не только мог что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФГОС » Презентацию подготовила Козлова Е.Е. Учитель нач . классов МБОУ Сухобезводненская СОШ

Слайд 2

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью... способные к сотрудничеству… обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально–экономическое процветание».

Слайд 3

Главная задача задача новых образовательных стандартов – это вооружить ребёнка таким важным умением, как умение учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт строится на системно – деятельностном подходе. Системно – деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода – метод обучения при котором, ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно – познавательной деятельности.

Слайд 4

«Способности проявляются в деятельности и в ней же формируются. При этом важна не просто активность детей, а такай образовательный процесс, в ходе которого у них формируются, требуемые общеучебные умения и способности: умение ставить цель; делать выбор; принимать решения; доводить их до исполнения или другими словами как раз и формируется умение учиться, способность к самореализации и саморазвитию»,- отмечал Л.С.Выгодский.

Слайд 5

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Слайд 6

Главная задача учителя – организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через сознание проблемной ситуации), объяснили как надо её решать. Позиция учителя : к классу не с ответом, а вопросом. Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

Слайд 7

Системно – деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; прохождение всех необходимых этапов усвоения, что позволяет существенно увеличить прочность знаний; учебные действия детей - на этапе «открытия» нового знания; действия самоконтроля и самооценки – в ходе выполнения самостоятельной работы; Создаёт благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода.

Слайд 8

Технология деятельностного метода 1.Мотивация ( самоопределение) учебной деятельности. Целью первого этапа является мотивация учащихся к учебной деятельности (1-2 мин). 2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии . Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Слайд 9

3.Выявление места и причины затруднений. Цель – организовать анализ учащимися возникшей ситуации и подвести их к выявлению места и причины затруднения («Почему возникли затруднения?, «Чего мы ещё не знаем?»). 4.Построение проекта выхода из затруднений. Цель – определить последовательность действий, средства достижения цели (алгоритмы, модели) 5.Реализация построенного проекта. Цель – построение способа действий в соответствии со своим планом, зафиксировать новое знание, уточнить общий характер нового знания.

Слайд 10

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Целью этого этапа является выявление усвоения нового способа действий, что и как делается и всё ли понятно. 7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже имеет. 8.Включение в систему знаний и повторение. Цель: установить в каких известных типах заданий можно применить полученные знания.

Слайд 11

9.Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнести полученный результат с поставленной целью, наметить перспективы будущей учебной деятельности.

Слайд 12

Сущность системно – деятельностного подхода Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Задача учителя заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решение проблемы урока, и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Слайд 13

ФГОС: стихийное бедствие или осуществление мечты? Решение за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общепедагогические технологии на уроках СБО.

Презентация опыта работы по социально-бытовой ориентировке обучающихся коррекционной школы 8 вида...

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ.

Предмет СБО - "Социально-бытовая ориентировка" изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие интеллектуальные проблемы в ...

Общепедагогические технологии

Полихудожественный подход как способ развития креативных способностей личностиНа современном этапе развития педагогической теории и практики  в области музыкального образования особое внима...

Общепедагогические технологии.

Общепедагогические технологии....

Развитие индивидуальности в массовой школе (общепедагогические технологии)

Общепедагогические технологии Каждый здоровый ребенок рождается на свет с удивительной способностью —стремлением к познанию окружающего мира. Но, к сожалению, часто эта способность не...

Общепедагогические технологии

Общепедагогические технологии...

Общепедагогические технологии

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимани...