Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Бабченко Татьяна

Выступление по теме "Проектирование рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО." В данном материале говорится о требования к рабочим программам по предметам в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ №1576  от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.   и внесенных  изменениях в структуру рабочей программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проектирование рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Добрый день, уважаемые коллеги, тема моего выступления «Проектирование

рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО». Данная тема всем известна и всем знакома, хочется немного напомнить о требованиях ФГОС НОО к рабочим программам по предметам

          Рабочая программа по учебному предмету – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся начальной ступени образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее – ОУ).

           Цель рабочей программы — создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. слайд 2

 Функции рабочей программы: слайд 3 

  • нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;
  • процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

К рабочим программам, которые в совокупности определяют содержание деятельности ОУ (общеобразовательного учреждения) в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования, относятся: слайд 4

  • программы по учебным предметам;
  • программы по внеурочной деятельности;

          Разработка рабочих программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (личностным, метапредметным, предметным).

1.Разработка рабочей программы

Разработка и утверждение рабочих программ относится к компетенции образовательного учреждения и реализуется им самостоятельно.

Рабочая программа  разрабатывается учителем (группой учителей, специалистов по данному предмету или курсу

Рабочие программы составляются на ступень обучения (начальное общее образование). Рабочая программа учителя начальных классов разрабатывается на 4 года

При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам: слайд 5

  • федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования;
  • требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • программе формирования универсальных учебных действий;
  • основной образовательной программе начального общего образования;
  • примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ;
  • федеральному перечню  учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;  
  •  Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений;  
  • требованиям к оснащению образовательного процесса.

Рабочая программа разрабатывается  на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем календарно-тематического планирования.
 

Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям положения о рабочей программе

Первичная экспертиза проводится в электронном виде.

Экспертиза проводится  с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов.

При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.  При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется    заместителем    директора    по    учебно-воспитательной    работе        и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 30 августа.  При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы.
Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР.
слайд 6

В соответствии с  Приказом Минобрнауки РФ №1576  от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373.  внесены изменения в структуру рабочей программы.

пункт 19.5 изложить в следующей редакции:

«19.5. Рабочие программы учебных предметов , курсов, в том числе внеурочной деятельности должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру. Рабочие программы учебных предметов , курсов должны содержать: слайд 7

 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2.Содержание учебного предмета, курса;

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Данные изменения сохранены в Приказе Минобрнауки России
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (по состоянию на 04. 04. 2018)
(подготовлен Минобрнауки России)
 Стандартом устанавливаются требования к структуре образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации. 3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2018 года. Министр О.Ю.ВАСИЛЬЕВА

Рассмотрим  изменения в содержании рабочей программы. Слайд (распечатка 1)

Рабочая программа включала следующие разделы:

1) пояснительную записку, в которой конкретизировались общие цели начального общего образования с учётом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально технического обеспечения образовательной деятельности;

9) планируемые результаты освоения программы по учебному предмету, курсу

Рабочая программа включает следующие разделы:

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2.Содержание учебного предмета, курса;

3.Тематическое планирование с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы

Как вы видите структура содержание рабочей программы существенно изменилось. Она стала более компактной, но не менее функциональной.

    Учитель, разрабатывая рабочую программу, может  определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки обучающихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными (если  изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование).

Рассмотрим первый пункт рабочей программы:

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Требования разрабатываются в соответствии с ФГОС, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.  В соответствии с ФГОС должны быть отражены группы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, предметных результатов.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС   конкретизируются для каждого класса; и дифференцированы по уровням. слайд 8

Каждая группа планируемых результатов должна быть представлена двумя уровнями: уровнем актуальных действий и уровнем зоны ближайшего развития.

Первый уровень планируемых результатов относительно универсальных учебных  действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) описывается  в блоке « Первоклассник (второклассник, третьеклассник, но выпускник)  научится».

Второй уровень планируемых результатов описывается в блоке «Первоклассник (второклассник, третьеклассник, но выпускник)    получит возможность научиться». 

Требования к подготовке обучающихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС НОО и примерной  программой по предмету.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Например   слайд 9 выписка из программы по математике и информатике, вы видите, что соответствие ФГОС, планируемым результатам-100% слайд10-12

Следующий пункт программы 2.Содержание учебного предмета, курса слайд 13

Содержание учебного предмета, курса – структурный элемент рабочей программы, включающий:

-  перечень и название разделов и тем курса;

- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

- содержание учебной темы:

-темы практических и лабораторных работы;

-творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

-краеведческий материал;

-возможные виды самостоятельной работы обучающихся;

Обязательно прописываем в программах по факультативам: в конце изучения курса за год ставится зачёт или незачёт по результатам обучения

     Обратите внимание формулировку тем уроков берём только  из примерной ООП НОО и ООП НОО ОУ «Основное содержание учебных предметов» Проверяющие сравнивают.

приложение 3  

русский язык слайд 14

Примерная ООП НОО

Рабочая программа 2 класс

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу

Раздел «Состав слова (морфемика)» (4ч)

Родственные (однокоренные) слова. Выделение корня в однокоренных словах.  Корень слова (первое представление).    Работа со словарём однокоренных слов.  Различение однокоренных слов   и синонимов, родственных слов    и слов с омонимичными корнями. Однокоренные слова.          

 

Третий раздел программы:

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы слайд 14

Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий:

- перечень разделов, тем,  последовательность их изучения;

- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-в том числе контрольных, практических работ

- Основные виды учебной деятельности обучающихся

приложение показать на примере математики, музыки.

Оформление и хранение рабочей программы  в соответствии с положением о рабочей программе в ОУ

Текст набирается в редакторе Word  for Windows шрифтом Times New Roman, 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее — 1.5 см, правое — 2см, левое — 1,5см; центровка заголовков  выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – везде книжная  (тематическое планирование  – можно альбомная).

Начинать все разделы с новой страницы

Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя.

Таким образом, используемые в общеобразовательном учреждении рабочие программы, отражают особенности образовательной политики учреждения, его статус (особенно – вид) и обеспечивают реализацию Государственного образовательного стандарта.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Проектирование  современного урока  в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Проектирование урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Какие требования к уроку предъявляются сегодня?Меняются цели и содержание образования, требования к результатам, появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной...

Проектирование современного урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвали тревогу и неуверенность в своих силах.Как спроектировать урок, который...

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Материал содержит разъяснения как спроиктировать урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС....

Выступление на тему «Проектирование уроков ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

В данном материале рассказано о том, как построить современный урок по ОРКСЭ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Указаны особенности курса ОРКСЭ. Подробно описаны этапы проектирования урока....