Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс школы 8 вида.
рабочая программа (4 класс) на тему

Полякова Юлия Витальевна

Рабочая программа по изобразительному искусству с подробным календарно-тематическим планированием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx60.31 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида  № 108»

Адрес юридический:119421,  г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2

Почтовый адрес: 119421,  г. Москва,  Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,

тел./факс (499)  132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,

ИНН/КПП 7736210899/772801001

«Утверждаю»

Директор ГБОУ школа № 108

Бажанова Г.П.

«________»______________2017-2018уч.г

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ДЛЯ    4К   КЛАССА

НА  2017 -2018  УЧЕБНЫЙ ГОД

Настоящая программа разработана на основе

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов

(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)

под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.

Срок действия - 1 год.

Разработчик программы:

Полякова Юлия Витальевна

Москва

2017г.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год).

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

1.  ФГОС   образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства обраования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.

2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).

3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».

4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

5.  Учебный  план.

       6. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108

       7.  Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов  (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией  В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г. 

Программа рассчитана на 34 часа.

Методологические и концептуальные условия реализации рабочей программы по изобразительному искусству для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4 классе.

        Настоящая Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой и авторской программы И.А. Грошенкова «Изобразительное искусство» для 4 класса – М.; «Просвещение», 2006г.

     Программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (легкая степень умственной отсталости)  в 4 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости),  направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

        Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение и оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательные сферы, способствует формированию творческих способностей и развитию личности умственно отсталого ребенка с ограниченными возможностями здоровья, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

        Структурно и содержательно программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(легкая степень умственной отсталости)    в 4 классе составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания во время уроков ИЗО в 1, 2, 3 классах, уроков математики в 1,2,3 классах, уроков ручного труда в 1, 2, 3 классах, уроков развития устной речи  в 1, 2, 3 классах и  рассчитана на 34 часа в год,  1 час в неделю.

         Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Изобразительное искусство» предназначена для обучающихся с  ограниченными возможностями здоровья в 4  классе  специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида.

        Срок реализации настоящей программы по предмету «Изобразительное искусство» - 1 учебный год.

        Соответствие Государственному образовательному стандарту: рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости)   в 4  классе   детализирует и раскрывает содержание ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной области «Искусство», ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в образовательной области «Искусство», определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета, в соответствии с целями изучения предмета «Изобразительное искусство».

       Цель – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

        Задачи предмета:

  • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся  путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
  • находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
  • содействовать развитию у обучающихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
  • ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
  • исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
  • дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
  • знакомить обучающихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
  • развивать у обучающихся  речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

          Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Основополагающие принципы. 

  В основу программы по предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  4  класса положены следующие принципы:

  • Динамичность восприятия и продуктивная обработка информации.
  • развитие и коррекция высших психических функций.
  • Мотивация к учению.
  • Принцип научности и доступности обучения.
  • Принцип сознательности и активности обучающихся.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип связи обучения со всесторонним развитием личности    обучающихся.
  • Тематический принцип планирования учебного материала.
  • Направленность на развитие у обучающихся эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности.

 Особенности организации учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Изобразительное искусство» в 4 классе.

Методы.

а) общепедагогические методы:

-словесные – рассказ, объяснение, беседа;

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;

-практические – упражнения

б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д.  Худенко):

- задания по степени нарастающей трудности;

- специальные коррекционные упражнения;

- задания с опорой на несколько анализаторов;

- включение в уроки современных реалий;

- развёрнутая словесная оценка;

- призы, поощрения.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные;  личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода, приёмы рефлексивных технологий.

Виды и формы организации учебного процесса

Виды занятий:

- рисование с натуры;

- декоративное рисование;

- рисование на тему;

- беседа по картинам.

Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам по изобразительному искусству

Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
  • знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
  • рисование с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
  • применение приемов работы карандашом, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
  • ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
  • знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
  • применение разных способов лепки;
  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
  • различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

Содержание программы учебного курса.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена согласно  «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы  VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 4-е издание, 2008 год)

Программа рассчитана на 34 часа.

Темы

Краткое содержание раздела

  • Рисование с натуры предметов цилиндрической фор мы, расположенных ниже уровня зрения (кружка).
  • Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков.
  • Рисование с натуры листа дерева
  • Рисование с натуры ветки рябины.

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

  • Рисование геометрического орнамента (крышка для стола квадратной формы).
  • Составление узора в квадрате из растительных форм.

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

  • Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

  • Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим» (А. Пахомов «Василий Васильевич», Л. Кербель.«Трудовые резервы»).

      Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

  • Рисование с натуры игрушки – автобуса.
  • Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответ-х цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

  • Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.
  • Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика)

Построение орнаментов в  квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического  сочетания цветов.

  • Рисование на тему «Моя любимая игрушка».
  • Рисование на тему «Городской транспорт».
  • Рисование на тему «Зимние забавы детей»

      Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

  • Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народ.промысла.

      Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

  • Рисование с натуры домиков для птиц (скворечник).
  • Рисование с натуры  игрушки сложной конструкции (подъемный кран).
  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (ваза для цветов)
  • Рисование с натуры раскладной пирамидки.
  • Рисование с натуры бумажного стаканчика .

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

  • Декоративное рисование панно «Снежинки»
  •  Декоративное рисование открытки к 8 Марта.

Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

  • Рисование на тему: «День защитника Отечества».
  • Рисование на тему «Пришла весна».  Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Рассматривание репродукций художественных произведений. 

  • Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело».

(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»).

Рассматривание репродукций художественных произведений.  Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему.

Узнавание и правильное название изображенных предметов.

  • Рисование с натуры предметов симметричной формы (настольная лампа, зонт)
  • Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
  • Рисование с натуры  в виде набросков(3-4 предмета на одном листе) столярных или слесарных инструментов (молоток, рубанок, гаечный ключ).
  • Рисование с натуры предметов конструктивной формы (часы настольные, напольные, настенные)

 Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

  • Декоративное рисование расписного блюда (узор из ягод и листьев).
  • Рисование в квадрате узора из цветов и бабочек.

Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического  сочетания цветов.

  • Рисование на тему «Космические корабли в полете»
  • Рисование на тему «Здравствуй, лето!»

Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

  • Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

Рассматривание изделий народных мастеров.  Демонстрация  5—6 предметов декоративно-прикладного искусства.       Узнавание и правильное название изображенных предметов.

Нормы оценивания:

Знания и умения, обучающихся по изобразительному искусству  оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

Оценка «5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы.

Оценка «4» -выставляется  за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но обучающийся допускает неточности в выполнении  работы.

Оценка «3» - выставляется, за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов) и, если работа требует корректировки со стороны учителя.


Учебно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 4К  классе.

Дата

                        Тема

Кол.

Час.

Реализация обязательного образовательного уровня.

1 четв.

Рисование с натуры овощей и фруктов.Рисование с натуры овощей и фруктов в виде набросков(4-6 на листе бумаги).

1

Учить рисовать с натуры предметы округлой и продолговатой формы, правильно передавать их цвет. Уметь различать и изображать от руки предметы округлой, продолговатой, треугольной формы, передавая их характерные особенности. Различать и называть цвета и их оттенки. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету.

Рисование с натуры листа дуба. Беседа о лиственных деревьях. Рисование с натуры листа дерева (раздаточный материал).

1

Учить передавать строение предмета, начиная с общей формы. Знать названия листьев различных  деревьев. Уметь изображать с натуры лист дерева, анализировать форму и цвет листа дерева, применять среднюю (осевую) линию – главного направления формы листа.

Рисование с натуры ветки рябины.

1

Учить передавать в рисунке характерные особенности строения ветки рябины, форму листьев. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы.

Составление узора из растительных форм. Рисование с натуры ветки дерева. Составление узора в квадрате из растительных форм.

1

Знать строение (конструкцию) изображаемого предмета: части дерева. Уметь обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве. Уметь видеть и передавать в рисунке строение предмета несложной формы. Знать правила построения узора в квадрате. Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геом. форме с учётом симметричного расположения элементов. Уметь подготавливаться к работе и аккуратно убирать после работы своё рабочее место.

Рисование геометрического орнамента в виде крышки для журнального столика квадратной формы. «Мы растем на смену старшим» - беседа. Беседа по картинам на тему «Мы растем на смену старшим»(А. Пахомов Василий Васильевич», Л. Кербель. «Трудовые резервы»).

1

Учить последовательно, выполнять построение сложного геометрического орнамента. Знать отличие картины от репродукции. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных  средствами изобразительного искусства. Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художественных произведений, переданных  средствами изобразительного искусства. Грамотно и логически правильно излагать собственные мысли. Участвовать в диалоге.Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части. Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Уметь анализировать свой рисунок с помощью учителя. Знать построения узора в квадрате.

Декоративно-прикладное искусство. (Резьба по дереву, Богородская игрушка). Презентация «Холмогорская резьба».

1

Познакомить учащихся с резьбой по дереву (Богородская игрушка), резьбой по кости (Холмогорская резьба), изделиями из бересты.

Рисование сказочной избушки. Рисование на тему «Сказочная избушка» (украшение узором наличников и ставен).

1

Учить рисовать сказочную избушку. Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету. Знать  приёмы рисования простых геом. узоров (квадратики, крестики, кружочки) и узоров из растительных элементов (веточки, листочки, ягоды). Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (кружка, кастрюля).

1

Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.  Уметь изображать объемные предметы цилиндрической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. Сравнивать предметы по форме,  величине, цвету. Знать понятие о цилиндре.

2 четв.

Декоративно-прикладное искусство. Рисование дымковской игрушки.

1

Познакомить с Дымковской игрушкой. Познакомить с элементами Дымковской росписи, с основными сюжетами. Учить рисовать элементы Дымковской росписи.Уметь воспроизводить в рисунке ранее воспринятые иллюстрации к русским народным сказкам; использовать в работе приёмы декоративного рисования.

Рисование с натуры игрушки – автобуса.

1

Учить передавать строение, форму и пропорции автобуса.Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (автобуса). Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. Уметь доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности.

Рисование с натуры игрушки – грузовика (фургона).

1

Учить передавать в рисунке строение, форму и пропорции грузовика.Знать части (конструкцию) изображаемого предмета (грузовика). Уметь передавать в рисунке характерные особенности  формы предмета, сравнительные размеры его частей и их взаимное расположение; соблюдать определенную последовательность работы. Распознавать формы простейших плоских фигур.

Рисование на тему: «Городской транспорт». Беседа о правилах дорожного движения и пешеходов на улицах города.

1

Учить рисовать по представлению, после наблюдения, группу предметов.Знать виды транспорта, правила уличного движения. Уметь рисовать по представлению после наблюдения группу предметов, объединив их единым содержанием; располагать предметы на листе бумаги с учётом пространства (земля, небо). Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально - эстетические переживания от явлений действительности.

Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате.

1

Учить последовательно, выполнять построение сложного геометрического орнамента.Знать правила построения узора в квадрате. Уметь рисовать квадрат и делить его на равные части (8 частей). Уметь проводить прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, последовательно выполнять построение сложного геом. орнамента и соблюдать правила раскрашивания, подбирая гармонические цвета

Декоративно-прикладное искусство. Золотая Хохлома. Беседа на тему «Золотая хохлома». Демонстрация изделий народного промысла (посуда).

 

1

Познакомить с Хохломской росписью. Познакомить с элементами Хохломской росписи, с основными сюжетами. Учить рисовать элементы Хохломской росписи.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

Уметь рассматривать изделия народных мастеров, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий народного промысла (посуды). Узнавать и правильно называть изображенные предметы.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).

Выполнение хохломской росписи.Декоративное рисование расписной тарелки (новогодняя тематика).

1

Учить расписывать готовую форму элементами Хохломской росписи.Узнавать и правильно называть изображенные предметы.

Знать понятие «хохлома»; знать предназначение изделий народного промысла (посуды).Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое  сочетание цветов.

Чётко и правильно осознавать цель своей работы. Знать правила построения узора в круге.

Рисование на тему: «Новогодняя елка», «Зимние забавы детей»

1

Закрепить навыки рисования красками.Знать признаки зимы, зимние забавы детей. Уметь рисовать по представлению после наблюдения; создавать по словесному описанию представления о ранее увиденном. Уметь правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать видимое уменьшение дальних предметов, правило загораживания одних предметов другими.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности.

3 четв.

Декоративное рисование панно «Снежинки».

1

Учить рисовать снежинки разной формы. Знать последовательность изображения снежинки. Уметь передавать в графической форме некоторые природные явления. Уметь передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного.

Беседа по картинам на тему «Кончил дело – гуляй смело» (В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!»). Рисование картины по памяти.

1

Знать отличие картины от репродукции.Уметь рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемых репродукций художников.  произведений, переданных  средствами изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли.Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Декоративно-прикладное искусство – беседа и презентация: «Сказочная гжель».Роспись гжельской посуды.

1

Учить расписывать готовую форму элементами Гжельской росписи.Познакомить с Гжельской росписью. Вспомнить элементы Гжельской росписи.

Рисование с натуры стаканчика. Штриховка, свет, тень.

1

Учить изображать предметы цилиндрической формы, передавая в виде овала перспективное сокращение верхнего и нижнего оснований. Закрепить умение штриховать, понятия: «свет», «тень», «блик». Уметь рисовать предметы, используя осевые линии; выявлять объём предметов средствами светотени.

Рисование раскладной пирамидки. Рисование с натуры раскладной пирамидки.

1

Учить правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги.Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус». Уметь рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам. Знать понятие «осевая линия»; понятие «конус».

Декоративно-прикладное искусство. Городецкая роспись. Роспись спинки детского стульчика Городецкой росписью.

1

Познакомить с Городецкой росписью. Вспомнить элементы Городецкой росписи. Учить расписывать готовую форму элементами Городецкой росписи.

Рисование на тему: «День защитника Отечества». Рисование с натуры игрушки – вертолета (изготавливается из картона).

1

Уметь соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием. Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально – эстетические переживания от явлений действительности. Распознавать формы простейших геометрических фигур.

Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 марта.Декоративное рисование открытки к 8 Марта. Рисование узора из растительных форм в полосе. Беседа по картине о весне И. Левитана «Март».

1

Учить рисовать композицию с листком календаря. Уметь определять структуру узора, форму и цвет составных частей; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги. Знать правила построения узора на листе бумаги. Распознавать формы простейших плоских фигур. Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование с натуры домиков для птиц. Рисование с натуры домиков для птиц (скворечники, дуплянки, синички). Рисование с натуры весенней веточки. Беседа по картине о весне А. Саврасова «Грачи прилетели».

1

Учить передавать в рисунке объемную форму прямоугольных предметов. Знать понятие «осевая линия». Уметь рисовать предметы прямоугольной, конической формы с использованием осевой линии; определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Распознавать формы простейших плоских фигур. Уметь наблюдать, делать выводы и обобщать.

Рисование на тему: «Весна пришла!»Рисование на тему «Пришла весна».

Рассматривание иллюстраций картин (И. Левитан. «Март», «Первая зелень», К. Юон. «Мартовское солнце»)

1

Формировать умение передавать в рисунке свои наблюдения. Уметь компоновать сюжет на тему окружающей жизни путём сопоставления светлых и темных тонов, чистых и смешанных цветов. Уметь изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов – выше, близких предметов – крупнее дальних.

Уметь узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства.Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоц-эстетические переживания от явлений действительности. Знать признаки весны.

Декоративно-прикладное искусство. (Платки из Павловского Посада, Вологодское кружево, русский народный костюм).

1

Познакомить учащихся с русским народным костюмом и элементами его отделки.

4 четв.

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала (стена из разноцветного конструктора).

1

Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму. Уметь передавать в рисунке, следуя натуре, расположение кубиков в постройке, их форму, цвет, соблюдать приблизительные пропорции частей. Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. Знать части (конструкцию) изображаемого предмета, их цвет, форму.

Космические корабли. Рисование на тему «Космические корабли в полете».

1

Учить выполнять рисунки на космическую тематику. Уметь рисовать от руки основные геом. фигуры; уметь рисовать по замыслу. Располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Уметь работать не торопясь, уметь сравнивать.

Уметь отражать в рисунке свои зрительные впечатления и эмоционально-эстетические переживания от явлений действительности. Знать значение Дня космонавтики.

Декоративное рисование в круге узора из лепестков. Рисование узора из растительных форм в полосе. Беседа по картине о весне И. Левитана «Март».

1

Развивать умение использовать .осевые линии при выполнении узора в круге, подбирать сочетание цветов. Анализировать объекты изображения (определение формы,  величины составных частей). Определять величину рисунка по отношению к листу бумаги. Передавать в рисунке строение предметов, формы, пропорции. Наблюдать объекты окружающего мира. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь  рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.  Сравнивать натуру с рисунком.

Декоративно-прикладное искусство .Русские матрешки (Загорская, Семёновская, Полхов-Майданская). Русские матрешки. Выполнение росписи матрешки по выбору учащихся.

1

Познакомить с разными видами русских матрешек. Наблюдать объекты окружающего мира. Знать порядок расположения нескольких изображений на листе бумаги. Уметь  рисовать с натуры предметы несложной формы с точной передачей пропорций, строения, очертаний.  Сравнивать натуру с рисунком. Учить расписывать готовую форму элементами Семеновской, Загорской, Полхов-Майданской росписи. Уметь  рисовать с натуры предметы с точной передачей пропорций, строения, очертаний. Использовать осевые линии при построении рисунка.

Рисование с натуры куста земляники с цветами. Беседа по картине А. Куинджи «Березовая роща». Рисование с натуры цветов. Беседа по картине А. Пластова«Сенокос».

1

Подбирать соответствующие цвета для изображения предметов. Сравнивать натуру с рисунком.

Устно описывать объекты наблюдения. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое  сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Рисование бабочки. Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика).

1

Научить рисовать бабочку при помощи трапеции. Уметь использовать осевые линии при выполнении узора в квадрате, располагать симметрично элементы рисунка, заполняя середину, углы, края; ориентироваться в заданной геометрической форме с учётом симметричного расположения элементов.

Слушать объяснение учителя и ответы товарищей. Уметь рассматривать изделия декоративно-прикладного искусства, рассказывать об особенностях рассматриваемых изделий.     Узнавать и правильно называть изделия декоративно-прикладного искусства. Уметь размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использовать акварельные и гуашевые краски. Ровно заливать с соблюдением контуров отдельные элементы орнамента. Подбирать гармоническое  сочетание цветов.

Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Перечень учебно-методического, материально- технического обеспечения

1. Наглядный и раздаточный материал. (Игрушки. Инструменты.    Спортивный инвентарь).

2. Набор «Геометрические тела».

3. Муляжи овощей и фруктов.

4. Предметы: Доска разделочная, шахматная доска, будильник,  мяч, тарелка с узором.

5. Репродукции картин: И.Хруцкий «Цветы и плоды», И.Левитан «Золотая осень», И.Шишкин «Зима», К.Юон «Русская зима», К.Юон «Конец зимы», Т.Яблонская «Весна», И.Левитан «Март», А.Пластов «Сенокос».

Технические средства:

1.Ноутбук

2. Проектор

4. Компактная активная стерео система Prometean

Литература:

  1. Грошенков  И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». -  М.: Академия, 2007.
  1.  «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. -  М., 2007.
  1. Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 4 классах». – М.: Просвещение, 2006 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству  УМК «Школа России» 3 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС

В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана  в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс...

Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс по ФГОС

В рабочей программе учтены все требования по написанию программ, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке....