Формирование навыка самоконтроля при обучении в начальных классах.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

  Татьяна Петровна Заруцкая

Статья «Формирование навыков самоконтроля при обучении в начальной школе»  была рассмотрена на  методическом объединении учителей начальных классов. Можно использовать, как текст для самопроверки. Выделенные крупным шрифтом слова удалить. Члены МО УНК  вставляют пропущенные слова, работая в парах.

Упоминание о самоконтроле как психическом явлении можно встретить в литературных источниках далекого прошлого, в том числе в трудах Аристотеля, стоявшего у истоков возникновения научной психологии. Тем не менее, очень долгое время этот феномен оставался вне научных интересов. Только на границе XIX и XX веков понятие самоконтроля начинает все чаще встречаться на страницах психологической литературы. Целенаправленные и систематические исследования самоконтроля в связи с вопросами воспитания, обучения в школе начинаются в нашей стране в послевоенный период, и относится к рубежу 50-60-х годов XX века. Самоконтроль вышел сегодня за пределы частного вопроса психологии, интерес как к насущной проблеме к нему расширяется, требует своего решения в самых различных областях психологической науки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samokontrolya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыка самоконтроля

при обучении в начальных классах

Самоконтроль относится к числу обязательных признаков сознания и самосознания человека. Он выступает как условие адекватного психического отражения человеком своего внутреннего МИРА  и окружающей объективной РЕАЛЬНОСТИ.

Именно МЛАДШИЙ   школьный  ВОЗРАСТ  является наиболее благоприятным для формирования самоконтроля.

Существует множество определений понятия «самоконтроль». Вот некоторые из них.

«Самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной ЦЕЛИ, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов» (В.И.Страхов).

«Самоконтроль – это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое ПОВЕДЕНИЕ   и  управлять им». (Г.А. Соболева).

«Самоконтроль – это сознательная оценка и регулирование человеком собственной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  и поведения своих действий и поступков, движения с точки зрения их соответствия предварительным намерениям, поставленным целям или требованиям, правилам и требованиям общества. Самоконтроль дает возможность человеку управлять своей деятельностью и поведением, контролировать осуществление намеченного плана действий, воздерживаться от нежелательных ПОСТУПКОВ» (В.Л. Крутецкий).

С одной стороны, самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что, собственно, контролируется, проверяется. С другой стороны, в составе самоконтроля обязательно присутствие эталона, т.е. того, что должно быть. Вопрос о степени совпадения контролируемой и эталонной составляющих решается посредством операции сличения. Т. е. важным моментом  является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения ЗАДАНИЙ  и полученные РЕЗУЛЬТАТЫ. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения.

Задачей  учителя начальных классов  является не только развитие умственной активности у учащихся, выработка прочных и глубоких знаний, но и формирование навыка  САМОКОНТРОЛЯ.

Современный УРОК должен обеспечить усвоение основ науки, выработку умений и навыков, специфических для каждого предмета, развивать эмоциональную восприимчивость, мотивировать на самостоятельное добывание знаний и использование их в теоретических и практических задачах.

Развитие навыка самоконтроля немыслимо без развития таких психических качеств как МЫШЛЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ВНИМАНИЕ и ВОЛЯ. Поэтому на уроках целесообразно использовать задания по их формированию и совершенствованию.

Школьник должен овладеть приемами учебной работы, осознать себя самостоятельным в выборе способа усвоения знаний, т. е. научиться пользоваться учебной и справочной ЛИТЕРАТУРОЙ, наглядными материалами, овладеть приемами, которые помогают воспринимать учебный материал (наблюдение, запоминание, создание образов, логических связей, ассоциаций).

Зачастую эти приёмы не контролируются, т. к. они происходят в уме, никак не проявляются внешне. Если учитель просит вставить пропущенные БУКВЫ и списать ТЕКСТ, или решить  ЗАДАЧУ, или выучить стихотворение, ученики с готовностью принимаются за дело, но, как и почему они делают так, остается скрытым.

Чтобы   успешно справиться с заданием, необходимо точно знать, какие операции и в каком порядке надо сделать, т. е. нужно раскрыть технологию выполнения задания. Именно поэтому можно предложить детям ПАМЯТКИ: “Как учить стихотворение”, “Как решать задачу”, “Как правильно списывать” и т. п.

Под руководством учителя УЧАЩИЕСЯ должны овладеть обобщенной схемой действия. При выполнении следующих упражнений и заданий, руководствуясь усвоенными алгоритмами действий, ученики уже будут способны сконцентрировать внимание на главных вопросах и смогут выбрать рациональные СПОСОБЫ  решения учебных задач, т. е. контролю подвергнется не только конечный результат, но и сам процесс выполнения задания.

Прежде чем начать контролировать свои   ДЕЙСТВИЯ,  надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т. к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная ПРОВЕРКА  в сочетании с контролем учителя.

   Взаимные и фронтальные ПРОВЕРКИ  являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

Можно говорить о следующих показателях сформированного самоконтроля:

·  умение спланировать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

·  умение изменять свои действия, учитывая изменившиеся условия, находить рациональные способы решения;

·  умение осознанно переходить на знаковые СИМВОЛЫ и СХЕМЫ;

 - умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;

·  умение самостоятельно составлять системы проверочных ЗАДАНИЙ, алгоритм ПРОВЕРКИ.

Говоря о способностях и возможностях самопроверки в начальных классах, надо учитывать уровень подготовленности и индивидуальные ОСОБЕННОСТИ учащихся.

Возрастными особенностями младших школьников объясняется использование игровых  МОМЕНТОВ  и дидактических ИГР  с элементами соревнования.

Предлагаемые приемы позволят учителю так организовать урок, чтобы дети практически тренировались контролировать не только товарищей, но и формировали навык самоконтроля:

·  сверка с написанным образцом;

·  проверка по словесной инструкции;

·  взаимопроверка с ТОВАРИЩЕМ;

·  сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

·  коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

·  сочетание коллективной и ИНДИВИДУАЛЬНОЙ работы;

·  САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ   придумывание заданий;

·  выполнение задания по алгоритму;

·  выполнение задания по наводящим вопросам;

·  выполнение задания по образцу;

·  проверка с помощью сигнальных карточек;

·  подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального;

·  проговаривание “про себя” объяснения выбора.

Эти приемы будут способствовать формированию ответственности за свои действия, а в конечном счете – сформируется привычка самоконтроля

До сознания ребёнка нужно донести одну простую истину: только повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет.

 Необходимо приучить ребёнка для контроля сравнивать свою работу с каким-то ОБРАЗЦОМ: если это стихи – с текстом, если «письмо», то  с прописями и т.д.

          Чем раньше школьник поймёт необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше.

          Родители не должны брать функцию контроля на себя.

          Главная цель – научить самоконтролю как можно раньше самого ребёнка, а не подменять его как можно дольше.

1. До начала работы представь, какой РЕЗУЛЬТАТ ты предполагаешь получить;

  • определи общий объем работы, ВРЕМЯ, которое потребует ее выполнение;
  • наметь основные ЭТАПЫ работы, с чего начнешь, что будешь выполнять потом;
  • подумай, что для тебя представляет наибольшую ТРУДНОСТЬ_, на чем придется задержаться;
  • определи, как и что ты будешь проверять в своей работе (например, в сочинении – его содержание, оформление, отсутствие ошибок);
  • по каким образцам и нормам будешь оценивать результат работы.

2. В ходе работы:

  • старайся удерживать во внимании намеченный предполагаемый результат;
  • несколько раз спроси себя, соответствует ли то, что ты делаешь, результату, который ты наметил получить. Это поможет предупредить ошибки.

3. В конце работы:

  • если допустил ошибку, стремись не только исправить ее, но и найти причины; постарайся мысленно выполнить работу как бы в обратном порядке, чтобы найти ошибочное звено, это поможет тебе в следующий раз предусмотреть ту же проблему.
  • Успех на уроке обеспечивает не только качественная самостоятельная подготовка к нему, но и эффективная работа во время урока. Анализ ответов одноклассников поможет тебе не только лучше усвоить материал, но и усовершенствовать собственные ответы по форме и содержанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков самостоятельной работы, самоконтроля, самопроверки у учащихся начальных классов

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». ...

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

    Вопросом самоконтроля и самооценки занимались многие известные педагоги и психологи. "Есть основания думать – писал Д. Б. Эльконин, - что рациональнее всего в нач...

Доклад - Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе....

Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе.

Рассматриваются некоторые приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки которые я использую на уроках....

Презентация на тему"Формирование навыков взаимооценки и самооценки в начальных классах в условиях зрительной депривации"

Презентация рассказывает о методах формирования навыков взаимооценки и самооценки на разных этапах урока в начальных классах у детей с нарушением зрения....

Статья Формирование навыка связной речи у учащихся начальных классов с ОВЗ через устные виды работ.

Работа по развитию связной речи очень сложный и длительный процесс в учительской работе, поэтому её надо начинать ещё с 1 класса. И опыт показывает, что учащиеся с проблемами в речевом развитии после ...

Доклад на тему «Формирование навыков самоконтроля и самооценки в 1 классе»

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его  обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем....