Главные вкладки

    методический семинар
    опыты и эксперименты на тему

    Кудасова Ольга Александровна

    работа с родителями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskiy_seminar.docx51.46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический  семинар

     «Сотрудничество школы и семьи при развитии единого социокультурного пространства в условиях реализации ФГОС НОО»

    Нетрадиционные формы работы педагога начальной школы с родителями учащихся

     «Современная школа и счастливая семья –

    настоящие верные друзья!»

    «Родить ребенка, вырастить, как сад –

    Нет счастья выше и трудней от века,

    Но только тот, кто сам душой богат,

    Даст миру не жильца, а Человека».

    Владимир Сапронов

     

    Введение

            Воспитание современного человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, социума и семейного воспитания. Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться в условиях введения ФГОС без широкого сотрудничества с семьей на уровне социального партнерства. И если школа сможет сделать семью своим партнером, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны. И это должно происходить не когда-то завтра, а уже сейчас. Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие. Эффективность воспитания личности ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья.  Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети. Именно поэтому необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.

            Мною разработана модель социокультурного пространства, это проект взаимодействия семьи, школы и различных социальных партнеров с учетом современных технологий обучения и воспитания. В практике работы с родителями учащихся мною используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации, посещение на дому. Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера, тренинги, ринги.

    Для того чтобы объединить усилия родителей и учителя для успешного решения воспитательно-образовательных и оздоровительных задач, я разработала и апробировала на практике свои нетрадиционные формы общения с родителями.

    Главная опора любого общества и государства - благополучная полноценная семья, а родительский дом для человека – это отправная точка жизненного пути. Семья – колыбель духовного рождения человека. И поэтому, самое первое и важное понятие, на основе которого строится вся учебная и воспитательная деятельность – это «семья».

    В семье ребенок учится говорить и ходить, думать и чувствовать. Здесь он учится любви и ненависти. Горше сиротства бывает воспитание во зле, но счастлив человек, если через любовь отца и матери на протяжении всей жизни он получает урок человеколюбия. Прививать детям стремление к добру и верности, самоотверженности и бескорыстию, милосердию и состраданию вместе с семьей должна и школа. Потому первостепенной задачей для учителя считаю необходимость научить ребенка любить и беречь свою семью, дух своего дома. С этой целью с первого года обучения в нашем классе стартовал долгосрочный информационно – практико – ориентированный проект «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!» Использование проектной деятельности как средства воспитания наиболее эффективно в работе при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только обучающиеся, но и их родители.

    Проект является одним из главных направлений воспитательной деятельности в нашем классе. Он позволяет систематизировать знания, стимулирует развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создает предпосылки поисковой деятельности и соответствует принципам ФГОС. Создание и продвижение проекта способствует социализации личности обучающегося, что является одной из стратегических задач современного воспитания.

    Данный проект адаптирован для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

    Цель проекта:

    Создание целостной системы работы, как социокультурного пространства через вовлечение обучающихся, родителей, общественных организаций и административных структур  в совместную воспитательно-образовательную деятельность, способствующую воспитанию физически и психически здорового, культурного, высокообразованного ученика.

    Задачи проекта:

    - создать условия для всемерного развития личности;

    - совместно с семьей воспитывать и развивать качества личности, отвечающие требованиям инновационных, экономических, общественных задач построения гражданского демократического общества;

    - создать положительную эмоциональную и продуктивную среду общения между детьми, родителями и педагогами;

    - обобщать и распространять положительный опыт семейного воспитания;
    - активизировать и обогащать педагогические знания и умения родителей;
    - повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к воспитанию детей;

    - создать условия для профориентационной работы с учащимися через инновации в области социального партнёрства;

    - работать над развитием духовного мира и креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности;

    - формировать медиакомпетентность и информационную грамотность обучающихся и их родителей путем активного внедрения ИКТ технологий в практику воспитания.

    Актуальность проекта заключается в том, что в процессе его реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на Земле. Счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, укрепляя и сохраняя здоровье, стать образованным, духовно  воспитанным и трудолюбивым патриотом своей Родины.

    Эффективность моего проекта обеспечивается четким планированием; адекватной оценкой имеющихся ресурсов и возможностей.

    Новизна разработки - новая форма работы с родителями и социальными партнерами: создание творческого клуба с целью развития  единого социокультурного  пространства при реализации проекта «Современная школа и счастливая семья – настоящие верные друзья!»

    Проект предлагается для учащихся 1—2-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе учебно – воспитательного процесса.

    Участники проекта: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальная служба школы, социальные партнеры.

    Предполагаемый результат реализации проекта:

    - единение и сплочение семьи, детского коллектива и школы;

    - постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе;

    - овладение родителями новыми  знаниями в области воспитания и психологии ребенка;

    - успешная социализация обучающихся;

    - повышение мотивации к обучению и  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления;

    - создание комфортных благоприятных условий для развития творческих и коммуникативных способностей, стремления к восприятию прекрасного.

    Нетрадиционные формы работы

    Родительские чтения

             Очень полезной и необходимой формой работы с семьёй являются родительские чтения. Чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Это одна из наиболее любимых форм общения с родителями для меня как классного руководителя. Благодаря существующей рубрике «Настольная книга», родители узнают о предстоящих чтениях и начинают готовиться к чтениям заранее. Например, изучив литературу по теме «Культура поведения. У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление», многие родители искренне высказывались о том, что серьезно задумались о культуре поведения и общения, пересмотрели свое отношение к окружающему миру.

    Родительские вечера

    Форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они обычно проводятся 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Мы организуем родительские вечера с использованием материала по краеведению, истории, географии, литературе. Например, вечер воспоминаний - «Умели люди работать и отдыхать!», вечер православной культуры «Сказочное Рождество в нашем доме».

    Литературно-музыкальные вечера.

    Интересной формой работы с родителями являются  литературно-музыкальные вечера: вечер фольклора «День Кузьмы и Демьяна», обрядовый «Не жизнь, а Масленица» и мероприятие, связанное с русской трапезой «Что за чудо этот чай!». На вечере посвященном истории, например, «Наши славные предки славяне» мы знакомимся с понятием «язычество» и подробно изучаем всех богов и духов, в которых верили наши предки – славяне. Семейные коллективы пишут сочинения на исторические темы, составляют кроссворды и изготавливают историческое лото.

    Участие семейных коллективов в школьных, районных, областных, всероссийских и международных конкурсах:

    «Подарок маме - своими руками», «Духовное и культурное наследие родного края», «Моя семья в истории страны» «Спорт – альтернатива пагубным привычкам», « Мы за безопасную дорогу!», «Золотой глобус» и т.п.

    Мастер - классы

    В классе, народном музее и во Дворце культуры родителями обучающихся и для семей нашего класса проводятся мастер – классы: «Игрушки из бабушкиного сундука. Кукла из ниток», «Весенний букет» цветы из салфеток и др. Тематика мастер – классов самая разнообразная и она дает возможность  заинтересовать и вовлечь родителей в совместную досуговую деятельность с детьми «Идеи для дома», «Сам себе доктор», «Спортивный инвентарь из ненужных вещей» и др.

    Совместные экскурсии и поездки.

    Первое школьное знакомство с малой родиной для моих учеников и их родителей должно быть особенным, незабываемым. Организуется совместная обзорная поездка - экскурсия по селу. Продолжая изучать свой край, мы посещаем Починковский конный завод №23, построенный по указу Елизаветы Петровны в 1760 году, промышленную зону: завод «Починковские консервы», маслосыркомбинат, пенькозавод.

    Родительские тренинги

    Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг. Тренинги проводит школьный психолог.

    Родительский клуб «Лучшее лекарство – это увлеченность!».

    В нашем клубе есть традиция – тему заседания предлагают родители, бабушки и дедушки, известные люди – земляки. Все члены клуба с нетерпением ждут новой встречи, а по этим темам заседания уже прошли: «Комсомол не просто возраст – комсомол моя судьба», «Космические высоты каждой профессии», «Песня строить и жить помогает» и др.

    Презентации позитивного опыта семейного воспитания

            Семейные коллективы охотно делятся своими секретами воспитания через тематические презентации. Такая форма по обмену опытом вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание педагога и родителей всего класса. Презентации позитивного опыта семейного воспитания способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

    Семейные творческие отчеты и исследовательские работы.

    Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, участие в ремонте)

    Учителю необходима помощь со стороны семейных коллективов. Совместно с родителями мы осуществляем дизайн классной комнаты, посадку растений, генеральную уборку, оформление стендов и др.

    Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека. Особое внимание в настоящее время уделяется внедрению в практику школы здоровьесберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Совместные семейные занятия физической культурой и спортом организуемые классным руководителем, необходимо рассматривать как эффективное средство продуктивного взаимодействия семьи и школы. В своей практике я использую следующие формы и методы организации деятельности:

    Совместные мероприятия: семейные эстафеты, игры, соревнования, турниры и командные веселые старты

    Так, например, ко Дню учителя был организован турнир между родителями обучающихся «Родители – первые учителя своих детей».  

    Спортивные встречи

    Один раз в неделю, желающие заняться спортом родители, могут устроить соревнования или стать участниками товарищеской встречи по любому виду спорта. Чаще всего проходят игры по волейболу, пионерболу и  теннису, а зимой мы всем классом с удовольствием катаемся на коньках и лыжах.

    Час родителя – профессионала

    Этот вид общения предполагает «звездный час» родителей учеников. Безусловно, каждый член семьи - уникальная личность, способная поделиться своим жизненным и профессиональным опытом. Необходимо предоставить родителям возможность проявить себя.

    Прогулки и походы  

    Одним из наиболее любимых видов совместной деятельности является  - поход. Это может быть как пешая прогулка, так и прогулка на велосипеде.

    Интерактивные игровые технологии

    В течение всего года проходят спортивно - оздоровительные мероприятия: «Выше, быстрее, сильнее», «Семейное многоборье», «Новогодняя семейная эстафета», «Семейная лыжня», «Наши богатыри – сыновья и отцы», «Папа, мама, я автомобильная семья», «Зов джунглей».

    «Мы во всем для вас пример, от привычек до манер!»

    Практикум «Отдыхать умело - непростое дело» (пути выхода из стрессовой ситуации, релаксация, приемы самовнушения и т. п.)

    Родители нашего класса – активные участники всех затей, классных часов, праздников, экскурсий. Они принимают самое активное участие в подготовке своих детей к конкурсам, соревнованиям. Каждый месяц сами проводят внеклассные мероприятия и игры. Но живя в современных стрессовых условиях им  необходимо уметь расслабляться, отдыхать и снимать напряжение. Считаю своей первостепенной задачей оказывать специальную психологическую помощь родителям обучающихся, организуя работу со специалистом – психологом.

    Встречи с медицинскими работниками

    Доказано, что здоровый человек быстрее социализируется в обществе, поэтому неотъемлемой частью воспитательного процесса являются встречи с медицинскими работниками, как для бесед с детьми, так и для общения с  родителями обучающихся.

    Классный поход.

    Стало традицией в нашем классе каждый сезон открывать «Путешествием в природу».  Цель нашего общения -  формирование необходимых знаний и развитие умений по сохранению и укреплению здоровья.

    Продуктивная интеграция: семья, школа и социум. 

    Совместно с родителями был организован урок – экскурсия с элементами практикума в магазине «Продукты».

    Беседы с детьми о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека проводятся регулярно на различных уроках, но особенно яркие впечатления и необходимые знания обучающиеся получили, общаясь в районной аптеке со специалистами.

    По теме «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты» мы работали дружной триединой командой – школа, семья и детский сад. Для изучения темы был создан интегрированный минипроект «Мы здоровьем дорожим, фрукты – овощи едим».

    По инициативе родителей была организована поездка на хлебокомбинат «Починковский хлеб»

    Всем классом в программе  «Разговор о правильном питании»

    Практикум

    Практикум - обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, по теме «Как помочь ребенку стать внимательным» участники знакомились с понятием внимания и его основными свойствами, изучали и демонстрировали игры и упражнения по развитию внимания.

    Нестандартные открытые уроки «День открытых дверей» (каждую четверть)

    Этот вид деятельности, как и многие другие в нашей практике, подразумевает активное вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Родители обучающихся здесь не зрители и слушатели, а равноправные участники. Они задают вопросы, выполняют задания и объясняют новый материал.

    В каждой учебной четверти предусмотрен «День открытых дверей».

    Конференция

    Педагогическая дискуссия (диспут) 

    Родительские собрания: собрание – деловая игра, собрание – конкурсы, собрание – практикум. 

    Внеурочная деятельность с социальными партнерами  за пределами школы

    (Клуб Веселых Математиков,  «Новогодний Счастливый случай», «Книжки добрые любить и воспитанными быть!», Флеш – моб «Город читающих людей», «Классный театр»)

    Родительский ринг

             Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей. Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребёнка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребёнка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребёнка они делают правильно, а что не совсем так.

             Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы. Вопросы выбирают сами родители. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Последнее

    слово в ходе ринга остаётся за специалистами.

             Темы для проведения родительских рингов могут быть следующими:

    – «Плохие привычки – наследственность или влияние социума?»

    – «Что делать, если есть у ребенка проблемы с дисциплиной?»

    -  «Школьная форма – за и против?»

    Лекции

    Коллективно -  творческие  дела.

    Совместное оформление коллекций, создание коллажей, изготовление инвентаря и мобильных пособий, выпуск классной газеты и др.

    На первом плане — индивидуальная работа

    Индивидуальные консультации: личное общение, посещение семьи, переписка с родителями по электронной почте (Интернет-консультации), переписка через родительский почтовый ящик, информационный лист ученика, портфолио учащегося, извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей.

    Истинным критерием эффективности работы в направлении успешной социализации является наличие единого информационного пространства для обучающихся, родителей и учителей. Обеспечивают это пространство в нашей школе и интернет – проект Дневник. ru, и локальная сеть, и собственный сайт, издается газета «Гиря».

    Микрогрупповые собрания

    Ежедневное общение с группой родителей «Пятиминутка».

    Работа с родительским комитетом. Родительский комитет совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

    Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы об индивидуальном развитии своего ребёнка (родительский день - суббота). В еженедельные встречи входят:

    -консультации специалиста-профессионала для тех родителей, чьи дети имеют сходные личностные или учебные проблемы «Скорая помощь»

    -тематические консультации (например)

    Мой ребёнок левша?!

    Как развить у ребёнка интерес к чтению?

    Заключение

    Социальное партнерство семьи и школы представляет собой глубокую интеграцию различных форм, методов и видов деятельности.  Оно позволяет сформировать представление о единой картине окружающего мира и  о своем месте в нем. Роль этого партнерства заключается в том, чтобы воспитать социально успешную личность, помочь обучающимся найти себя в будущем, стать здоровыми, самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

    Ежеминутно воспитывая лучшие душевные качества детей, я чувствую, что после уроков у каждого ребенка рождается  мир и покой в душе, чистосердечная вера в добро, беззаветная любовь к Отечеству, и зарождается главное богатство  - человеколюбие.

    И дети, и родители с восторгом и  огромным желанием работать вступают в каждый новый день школьной жизни, а я с нетерпением ждут встречи с ними.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методический семинар по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»

    Презентация к  методическому семинару по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС»...

    Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

    …Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

    Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

    Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

    Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

    Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

    Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

    Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

    АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...