Приемы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»
статья на тему

Петухова Галина Васильевна

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поэтому актуальна для всех участников   учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимыми, увлекательными?

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить тот или иной предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priemy_povysheniya_motivatsii_uchashchihsya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ№5

ЯНАО, г.Лабытнанги

Разработчик:Г.В.Петухова

Площадка «Инновационные образовательные технологии и их использование в урочной и внеурочной деятельности»

Тема: Приемы повышения мотивации учащихся

при изучений предмета «Окружающий мир»

«Все наши замыслы, все поиски и

построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться»

В. А.Сухомлинский.

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поэтому актуальна для всех участников   учебно - воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Как заинтересовать ребят изучением предмета, сделать урок любимыми, увлекательными?

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. И часто ученики спрашивают: "А зачем учить тот или иной предмет?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Мотивы возможного применения знаний в будущем недостаточно сильны в борьбе с каждодневными трудностями обучения.  Отсюда вытекает проблема важности развития мотивов на каждом уроке.

Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.
К учебным мотивам относятся следующее, как  собственное развитие в процессе учения; 
действие вместе с другими и для других; 

познание нового, неизвестного;
понимание необходимости учения для дальнейшей жизни,
процесс учения как возможность общения, 
похвала от значимых лиц;
процесс учебы как привычное функционирование; 
учеба ради лидерства и престижа; 
стремление оказаться в центре внимания, 
стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников и др.

Главной цепочкой формирования мотивации я считаю: могу – хочу – делаю. Потребность – “Хочу”, мотив - “Зачем мне это надо?”, цель – “Что для этого надо сделать?” - вот путь, по которому ведет педагог-профессионал своего ученика, превращая его в субъект деятельности по овладению содержанием образования.                          

Опыт показывает, что усвоение информации именно на уроках   окружающего мира вызывает у детей наибольшие затруднения. Причины этого я вижу в следующем:
большой объем информации; неумение работать с информацией; недостаточное количество наглядных пособий; некоторые темы являются достаточно сложными.

Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

В младшем школьном возрасте главным видом деятельности становится учение, но дети быстро устают, особенно от однообразных движений и действий. Поэтому следует использовать разнообразные виды деятельности, приемы и методы работы с информацией. Следует отметить, что структура урока «Окружающий мир» - дробная. Это означает, что учитель должен предусмотреть 2-3 части урока, которые будут различаться по характеру умственной деятельности. Обязательные структурные элементы: игра, беседа, логические задачи.

Сочетание частей урока может быть самым разнообразным: это зависит от темы, этапа ее прохождения, желания учителя и предпочтения детей. Школьники выполняют задания в рабочей тетради, рисуют, раскрашивают, делают аппликации.  И хотя постепенно доля диалогов, объяснений и рассказов учителя может увеличиваться, урок должен оставаться «дробным».

 «Скажи мне и я забуду

Покажи мне и я запомню

Вовлеки меня и я научусь»

(Китайская пословица)

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный,   но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии. 

Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

Применение компьютерных технологий в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность, путешествовать по миру.   Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для

него, играючи. 

С введением ФГОС изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты.

Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. В начальной школе учащимся важно научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

Информационный проект. Направлен  на  сбор  информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления  информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. явлении.

Творческий проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Такой проект не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности обучаемых.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.  Когда работа особенно захватывающа и интересна, работа в группах очень полезна. Проектное  обучение  усиливает интерес к учебе со стороны учеников, потому что оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов;  самомотивируемое, что означает возрастание интереса к работе по мере ее выполнения; позволяет учиться на собственном опыте и опыте других; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда. 

Групповая работа — наиболее полезна для развития социальных мотивов. В ней школьники учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, можно распределить ответственность между ними.

Соревнования в повышении мотивации весьма эффективны. Соревнование нужно использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями. В большинстве случаев более полезны групповые соревнования, в которых группы комплектуются так, чтобы выровнять их возможностями других школьников. 

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес. Интерес - мотив, который действует в силу своей осознанной значимости.

Приемы, которые хорошо зарекомендовали себя на практике: создание проблемной ситуации. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами.

Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если внести в урок этот эффект, считайте, что вам уже удастся пробудить у учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили.

Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета, развивают интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же их творческую самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют учащихся на коммуникацию. Необычная форма обучения: 

  • урок-конференция,
  • урок-путешествие,
  • ролевая игра, 
  •  защита проектов.

Экскурсия, которая проводится по программе окружающего мира в начальных классах – это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. 

Учитель Анатолий Арсеньевич Окунев из Петербурга в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Например,

- на доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

- на доске дана схема или чертеж (в зависимости от особенностей изучаемого предмета), нужно осуществить поиск возможности изложения изучаемого материала с помощью этой схемы или чертежа;

- предлагается задание, которое можно выполнить только с опорой на жизненный опыт учащихся, их смекалку;

- дается задание на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками;

- учащимся дается небольшая исследовательская работа по определенному плану.

Фантастическая добавка, т.е дополнение реальной ситуации фантастикой, например, учебная ситуация переносится на фантастическую планету или придумывается фантастическое растение (животное) и рассматривается в реальном. А еще можно предложить рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина.

Отсроченная отгадка. В начале урока я даю загадку (или удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку (удивительный факт) можно дать и в конце урока, чтобы начать с нее следующий урок. Пример: Урок Окр. мира 3 кл. Уч-ль: Вы уже рассказывали о тех бедствиях, которые несли людям Древней Руси набеги кочевников. А какая была от них польза? Попробуйте ответить на этот вопрос к концу урока. (ответ: во-первых, грозная внешняя опасность привела восточных славян к пониманию необходимости государственного и этнического единства; во-вторых, частые военные столкновения и связанные с ними бедствия должны были подготовить славян к восприятию христианского мировоззрения. 

Лови ошибку: объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Когда вы только вводите этот прием в своей практике, детей нужно заранее предупредить об этом. Иногда им можно подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Впоследствии мы должны научить ребят мгновенно реагировать на ошибки условным знаком или пояснением, когда оно требуется. Поощряйте внимание и готовность вмешаться! Например, 2класс. Степи и пустыни расположены там, где холодно. (Степи и пустыни расположены там, где жарко и сухо)...

Универсальная игра «ДА-нетка» «ДА» И «НЕТ» говорит учитель. Эта игра учит:

- связывать разрозненные факты в единую картину;

- систематизировать уже имеющуюся информацию;

- слушать и слышать соучеников.

Учитель может использовать «Да-нетку» для создания интригующей ситуации, организации отдыха на уроке.

Приемы устного опроса

«СВЕТОФОР» - это длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю. Сигнализируя о своей готовности к ответу. Когда я провожу опрос по базовым вопросам, которые учащийся обязан знать «назубок», здесь красный сигнал означает «Я не знаю». Это сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себя оценивает. Зеленый сигнал – «Я знаю!». Чем нравится мне этот прием? Я думаю, это лучше, чем простое поднятие руки.

При использовании «светофора» ученик находится в иной психологической позиции: пассивность невозможна, чем бы она не была мотивирована. Сигналя «светофором», ученик вынужден каждый раз явно для себя и для учителя зафиксировать готовность, т.е. оценить свои знания.

ОТСРОЧЕННАЯ РЕАКЦИЯ - небольшой, но полезный приемчик. Думаю, что у каждого из вас были и есть такие ситуации, когда учитель задает вопрос и тут же мгновенно один из ребят, аж выскакивая из-за парты, выкрикивает ответ, уж очень хочется ему ответить первым. Не должно быть выкриков с места. Это способствует «забиванию» самыми энергичными и активными детьми всех остальных. Детям толковым, но обладающим медленной реакцией, приходится поневоле занимать пассивную позицию. Поэтому: у меня так: вопрос- пауза секунд 10- ответ.

 

ИНСЕРТ  - технология активного чтения

В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Название приёма складывается из первых букв каждого слова определения:

  • I — interactive (интерактивная)
  • N — noting (познавательная)
  • S — system for (система)
  • E — effective (для эффективного)
  • R — reading and (чтения и)
  • T — thinking (размышления).

Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

  • V — «Эта информация мне уже известна»;
  • + — «Новые факты для меня»;
  • — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
  • ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Учителя, использующие ИНСЕРТ на уроках, рекомендуют вкладывать в учебники полоски листа А4, чтобы не марать книги.

После маркировки учащиеся переносят записи из учебника в специальную таблицу:

V

+

?

Тезисные записи фактов, терминов и понятий, которые уже знакомы

Всё новое, что стало известно из прочитанного

Противоречия, которые появились после прочтения

Непонятные слова, факты, требующие разъяснения

Преимущества технологии эффективного чтения

Что касается ИНСЕРТа, то он может быть применён на любой стадии работы с учениками:

  • для актуализации изученного на этапе вызова;
  • в процессе вычленения новой информации на этапе осмысления;
  • при анализе самостоятельно полученной информации на этапе рефлексии.

В итоге у школьников:

  • повышается интерес к изучению материала за счёт стимулирования самостоятельной поисковой деятельности, которая носит творческий характер;
  • запускается механизм самообразования и самоорганизации, что повышает образовательную мотивацию в целом;
  • формируются навыки написания текстов разного жанра, то есть воспитывается культура письма;
  • развивается информационная грамотность, способность к аналитической и оценочной работе с текстами.

Кроме того, дети учатся:

  • ориентироваться в источниках информации — в частности, в учебниках, – что немаловажно для младших школьников и их последующего обучения;
  • сортировать материал на главный и второстепенный;
  • критически подходить к оценке новых знаний;
  • делать выводы и обобщать в процессе размышления.

Конфуций говорил: «Размышление — это самый благородный путь к знанию».

Специфика обучения в начальной школе требует переработки приёма ИНСЕРТ, направленной на сокращение и упрощение маркированных категорий текста. Методисты предлагают ограничиться всего лишь двумя графами: «знаю» и «не знаю». Постепенно, в зависимости от того, насколько удобно и легко будет детям работать, можно добавлять колонки. При этом сначала вводится графа «непонятные факты», а затем «противоречия с тем, что я уже знал».

Это связано с тем, что для определения последней категории знаний детям нужно обладать определёнными навыками сравнения и анализа. От малышей требуется не пассивное чтение, а внимательное, которое заставляет концентрироваться на каждой строке прочитанного. Использование приёма ИНСЕРТ может быть эффективным только в том случае, если дети достаточно подготовлены, то есть обладают некоторыми навыками анализа. Поэтому методисты и психологи рекомендуют вводить технологию эффективного чтения не ранее третьей четверти первого года учёбы. И начинать рекомендуется с комплекса картинок на уроках.

Нельзя выделить один «самый главный» прием. Радуга из одного цвета - не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект. Многоцветную картину не рисуют одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику - схватиться за все сразу. Мы с вами будем поступать иначе. Каждый новый прием будем отрабатывать до автоматизма. Приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет…А в работе - совершенствуется. Желаю всем творческих успехов!

В заключении своего выступления назову ЛИТЕРАТУРУ, которую рекомендую использовать в педпрактике:

1.Сергей Владимирович Кульневич «Нетрадиционные уроки в начальной школе» Издательская программа «Педагогика нового времени» 2004г.

2.Надежда Тихоновна Брыкина,Ольга Егоровна Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» Москва 2004 г.

3. Николай Францевич Дик Серия « Сердце отдаю детям» «Классные часы и нестандартные уроки в 1-2 классах» Издат-во «Феникс» Ростов-на-Дону 2004г.

4.Анатолий Александрович Гин «Приемы педагогической техники» Изд-во «Вита- Пресс» Москва 2005г.

5. «Театрализованные игры для младших школьников» Составитель Р.В.Димитренко. Изд-во « Учитель» Волгоград 2006г.

Кружок «Экологическая тропа исследовании»

Программа включает два направления:

  • экологическое;
  • исследовательская деятельность.
    Особенности экологического направления

Особенность данного направления состоит в том, что в нем

  • расширяется кругозор обучающихся;
  • пополняются знания об окружающем мире.
    В 1-2 классах:
  • раскрываются законы, по которым живет и развивается природа, и обучающиеся учатся в своих поступках руководствоваться этими законами;
  • расширяются представления о природных связях Земли,
  • выявляется необходимость сохранения всего многообразия жизни.
    В 3-4 классе:
  • развиваются представления о человеке как части природы, его назначении;
  • раскрывается сущность происходящих экологических катаклизмов;

•        акцентируется внимание на современных проблемах экологии и осознании их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации детей к изучению английского языка посредством применения продуктивных методов обучения

Детство, и особенно, школьные годы – это уникальное время, когда ребенку необходимо получить качественные и основательные знания, заложить интеллектуальный фундамент на всю оставшуюся жизнь. Поэ...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий в проектной деятельности учащихся при изучении предмета «Окружающий мир» в условиях реализации ФГОС»

Начальная школа — важный этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ребенку надо не только освоить...

Методы повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка

Формирование мотивации у школьников, а особенно у младших школьников, когда они только начинают изучать английский язык является самой важной задачей для учителя. Так как именно от учителя зависит, ка...

Образовательный проект по теме: «Использование цифровых образовательных ресурсов и создание среды, развивающей собственную мотивацию учащихся к изучению предмета»

Цель проекта – отобрать, структурировать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса методов интерактивного обучения младших школьников на уроках в начальной школе.Задача ...

Тема: Визуализация учебной информации в начальной школе как один из приемов повышения мотивации обучения.

Лучшие  практики педагогических и руководящих работников образовательных организаций Тогучинского района Новосибирской области...

Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учеников к изучению иностранного языка

Дети начинают изучать английский язык во втором классе. Для них это что-то новое, необычное, интересное, но со временем иностранный язык превращается в такой же школьный предмет, как и все остальные, ...