Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "Учимся учиться" для 1 класса
рабочая программа (1 класс) на тему

Программа кружка «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Программа кружка реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов по 9 часов в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учимся учиться»

Пояснительная записка.

Программа кружка «Учись учиться» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210.

Программа кружка реализует общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.

Программа представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся первых классов по 9 часов в неделю.

Актуальность выбора определена следующими факторами.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сформулирована цель – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Под универсальными учебными действиями понимается способность самостоятельно использовать приобретенный учебный опыт в любом виде деятельности, с которой обучающийся встречается в жизни.

Формирование любого умения проходит через следующие этапы:

1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.

2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.

3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.

4. Контроль.

Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.

Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:

1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;

2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);

3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости − коррекцию;

4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД.

Универсальные учебные действия могут быть сформированы не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, на занятиях кружка.

Цель кружка «Учись учиться» является формирование у обучающихся опыта выполнения УУД.

Задачи кружка:

- осуществить проблематизацию УУД;

- формировать понимание алгоритма выполнения УУД;

- обучить умениям решать задачи в сотрудничестве.

- обучить рефлексии по итогам совместной деятельности.

Содержание курса «Учись учиться».

Программа кружка разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий. На занятиях кружка формируются параллельно четыре вида УУД: регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные.

Формирование регулятивных УУД.

У учащихся формируются первичные представления об учебной деятельности, ее цели и результате, основных, а также опыт пребывания в учебной деятельности при изучении различных предметов. Дети учатся точно следовать образцу и осуществлять самопроверку по образцу. Формируется представление о доказательстве утверждений (правильности выполнения заданий) с помощью ссылки на образец.

Что значит учиться? (Два основных шага учебной деятельности.)

Адаптированная структура первого шага учебной деятельности – «Что я не знаю?»: повторение необходимого для открытия нового знания; итог повторения; пробное учебное действие; фиксирование своего затруднения; обдумывание; поиск причины затруднения.

Пробное учебное действие и фиксирование затруднения как необходимые этапы учения. Способ действий «затруднение – думаю». Причина затруднения. Выявление причины затруднения в пробном учебном действии.

Адаптированная структура второго шага учебной деятельности «Сам найду способ!»: цель; построение своего способа действий; усвоение нового задания; самопроверка, исправление ошибок. Алгоритм исправления ошибок.

Как поставить цель учебной деятельности. От «не знаю» к «знаю». От «знаю» к «умею».

Выполнение инструкций, точное следование образцу. Самопроверка своей работы по образцу.

Что значит учиться?

Выполнять последовательность из 10 шагов учебной деятельности:

1) повторение необходимого;

2) итог повторения;

3) пробное учебное действие;

4) фиксирование затруднения;

5) переход к обдумыванию;

6) выявление причины затруднения;

7) постановка цели;

8) построение нового способа действий;

9) усвоение нового знания;

10) самоконтроль усвоения нового знания.

Первичные представления об учебной деятельности.

Формирование коммуникативных УУД.

Учащиеся знакомятся со структурой и способом общения, самостоятельно строят основные правила общения, основанные на доброжелательности, и приобретают положительный опыт их применения. Они строят также правила поведения на уроке, правила работы в паре, в группе и применяют их в ходе предметных уроков. Начинается развитие навыков самопознания и норм межличностного взаимодействия: у детей формируются первичные представления о своих чувствах, мыслях и эмоциях, они знакомятся с простейшими правилами выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Параллельно с этим, они знакомятся с основными ролями в структуре коммуникативного взаимодействия: автор и понимающий.

Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила поведения на уроке.

Правила в паре. Правила работы в группе.

Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе.

Формирование познавательных УУД.

На основе опыта, приобретенного учащимися в ходе предметных уроков, они строят опорные сигналы и алгоритмы операций анализа, сравнения и обобщения, а затем применяют их для решения задач. Вырабатываются установки к организации учащимися своей самостоятельной работы при выполнении домашнего задания.

Правила выполнения домашней работы.

Операции анализа, сравнения, обобщения.

Формирование личностных УУД .

У учащихся формируются первичные представления о ценностях знаний, ориентация на понимание причин успеха, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за общее благополучие. Обсуждаются такие фундаментальные ценности как Жизнь и Здоровье, Семья, Родина, Природа и Земля, Знание. Эти обсуждения строятся на имеющемся у детей опыте, организуются самостоятельные выводы детей об этих ценностях, которые становятся для них личностно значимыми.

Такое содержание обеспечивает формирование комплекса универсальных учебных действий.

Работа над формированием всех видов УУД образует целостную систему, обеспечивающую реализацию современных целей образования.

Основываясь на опыте, полученном на предметных уроках, в ходе занятий кружка учащиеся выстраивают соответствующие нормы УУД, а затем закрепляют и отрабатывают при изучении предметных курсов по математике, русскому языку, окружающему миру и др.

При организации деятельности учащихся ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Принцип предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Содержание программы кружка носит личностно – ориентированный, деятельностный и развивающий характер.

Формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, работа в парах.

На занятиях кружка учитель может оценивать результаты работы учащихся. Важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Оцениваются достижения, успехи, отрицательные оценки исключены. Используются качественные оценки: «Молодец!», «Умница!», «Подумай еще!», «Будь внимательнее!» и др.

Подведение итогов деятельности учащихся может проводиться в игровой форме – путешествие по открытым для себя этапам УУД.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дополнительной образовательной программы

«Учимся учиться»

Кружковая работа

1 класс

Срок обучения:

Сентябрь-май

297 часов

Время обучения

9 часов в неделю

Понедельник, вторник, среда, четверг 15.00-17.00

Пятница 15.00-16.00

Форма обучения:

Очная

Кол-во групп (их наполняемость):

1 группа (15 человек)

Стоимость обучения за весь курс:

Бюджет

Содержание программы

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Формы контроля

Всего

В том числе:

теория

практика

1

«Учиться… А что это значит?»

2

1

1

2

«Учитель и ученик»

2

1

1

3

«Я ученик»

2

1

1

памятка

4

«Правила поведения на занятии кружка»

2

1

1

5

«Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»

2

1

1

6

«Учимся работать дружно».

3

1

2

Игра

7

«Как устроено общение?»

2

1

1

8

«Учимся дружно. Работа в парах»

3

1

2

9

«Учимся работать дружно. Я – автор».

2

1

1

Ролевая игра

10

«Учимся работать дружно. Я – понимающий».

2

1

1

11

«Как понимать друг друга без слов».

2

1

1

12

«Азбука общения в группе»

2

1

1

памятка

13

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

14

«Что значит учиться?»

2

1

1

15

«Учитель и ученик. Цель и результат».

2

1

1

16

«Как выяснить, что я не знаю».

2

1

1

памятка

17

«Пробное учебное действие. С чего начать»?

3

1

2

18

«Не могу?- Подумаю почему».

3

1

2

19

«Как найти причину затруднения».

4

2

2

20

«Как построить новый способ»?

4

2

2

21

«Ставим цель»!

4

2

2

22

«Путь к цели: узнаю новое».

3

1

2

23

«Как проверить свою работу»

5

2

3

памятка

24

«Как исправить свою ошибку»

5

2

3

памятка

25

«Учимся анализировать».

5

2

3

26

«Учимся сравнивать».

5

2

3

27

«Ценности нашей жизни. Знание»

2

1

1

28

«Домашнее задание делаю самостоятельно»

2

1

1

29

«Подробный образец»

2

1

1

30

«Как исправить свою ошибку»

2

1

1

31

«Настроение – мой помощник в учебе»

2

1

1

32

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

3

1

2

33

«Учусь называть свое затруднение»

2

1

1

34

«Как построить новое знание?» (Структура II этапа УД )

3

1

2

35

« Я – автор, я – понимающий»

2

1

1

36

«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

2

1

1

Ролевая игра

37

«Учимся дружно. Слушаю и слышу»

2

1

1

38

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

39

«Ставлю цель»

2

1

1

40

«Ключи к новым знаниям»

2

1

1

41

«Результат открытия нового знания. Эталон»

2

1

1

42

«Личностные качества: целеустремленность»

2

1

1

43

«Я знаю. Я умею»

3

1

2

44

«Как выяснить, что я не умею»

5

2

3

45

«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

4

2

2

46

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

4

2

2

47

«Личностные качества: самостоятельность»

4

2

2

48

«Учусь анализировать»

3

1

2

49

«Как выяснить, что я не знаю».

7

3

4

Экскурсия в библиотеку

50

«Пробное учебное действие. С чего начать»?

5

2

3

51

«Не могу?- Подумаю почему».

5

2

3

52

«Как найти причину затруднения».

7

3

4

53

«Как построить новый способ»?

2

1

1

54

«Путь к цели: узнаю новое».

2

1

1

55

«Как проверить свою работу»

2

1

1

56

«Как научиться быть внимательным»

2

1

1

57

«Затруднение – мой помощник в учении»

2

1

1

58

«Ценности нашей жизни. Здоровье»

4

2

2

59

«Учимся дружно. Работа в группах»

4

2

2

Игра

60

«Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

2

1

1

61

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

4

2

2

62

«Личностные качества: вера в себя»

2

1

1

63

«Учусь запоминать»

4

2

2

64

«Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

2

1

1

65

«План»

2

1

1

66

«Учусь составлять план»

5

2

3

памятка

67

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

3

1

2

68

«Учусь сравнивать»

2

1

1

69

«Учусь обобщать»

3

1

2

70

«Учусь моделировать»

2

1

1

71

«Учусь наблюдать»

2

1

1

72

«Секреты успешного выступления»

2

1

1

памятка

73

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

74

«Учимся дружно. Я − критик»

2

1

1

Ролевая игра

75

«Учимся дружно. Что такое диалог»

2

1

1

76

«Урок открытия. Учусь применять новое знание»

2

1

1

77

«Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

2

1

1

78

«Как научиться применять новое знание без ошибок»

3

1

2

79

«Как самому оценить свою работу»

5

2

3

памятка

80

«Чувства – мои помощники в учебе»

4

2

2

81

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

4

2

2

82

«Ценности нашей жизни. Дружба»

4

2

2

Устный журнал

83

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

3

1

2

84

«Ценности нашей жизни. Саморазвитие»

5

2

3

85

«Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу»

5

2

3

86

«Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности»

5

2

3

87

«Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»

5

2

3

88

«Проекты и их реализация в учебной деятельности»

2

1

1

89

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

Конкурс знатоков

90

«Учусь работать с информацией»

2

1

1

91

«Учусь работать с текстом»

5

2

3

92

«Действую по аналогии»

2

1

1

93

«Учусь классифицировать»

4

2

2

94

«Новое знание – часть целого мира»

4

2

2

95

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

2

1

1

96

«Учимся дружно. Дискуссия»

4

2

2

97

«Учимся дружно. Организатор»

2

1

1

Ролевая игра

98

«Учимся дружно. Как научиться договариваться»

3

1

2

99

«Учимся дружно. Арбитр»

3

1

2

КВН

Итого

297

133

164

 Календарно – тематического планирования

№ п/п

Тема занятий

Элементы содержания  

Виды деятельности

на занятии

Использование ИКТ

Дата проведения

по плану

по факту

1-2

«Учиться… А что это значит?»

Формирование представления об учебной деятельности и её двух основных этапах.

Организация выделения и фиксации личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельность

Ролевая игра

3-4

«Учитель и ученик»

Закрепление представления о функции ученика и формирование представления о функции учителя в учебной деятельности.

Введение основных правил взаимодействия ученика с учителем  в зависимости от роли учителя

Ролевая игра

5-6

«Я ученик»

Составление основных правил поведения ученика на уроке, исходя из функций учителя

Ролевая игра

7-8

«Правила поведения на занятии кружка»

Составление основных правил поведения ученика на уроке, исходя из функций учителя

Ролевая игра

9-10

«Личностные качества ученика: активность в учебной деятельности»

Формирование представления о понятии «честность» в учебной деятельности.

Показание значимости честности в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

11,12,13

«Учимся работать дружно».

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

14-15

«Как устроено общение?»

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

16,17,18

«Учимся дружно. Работа в парах»

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

19-20

«Учимся работать дружно. Я – автор».

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

21-22

«Учимся работать дружно. Я – понимающий».

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

23-24

«Как понимать друг друга без слов».

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

25-26

«Азбука общения в группе»

Построение простейших правил работы в парах в учебной деятельности

Ролевая игра

27-28

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизирование знания, открытые на предыдущих уроках по программе

Социально моделирующая игра

29-30

«Что значит учиться?»

Формирование представления об учебной деятельности и её двух основных этапах.

Организация выделения и фиксации личностных качеств, необходимых для успешного пребывания в учебной деятельность

Ролевая игра

31-32

«Учитель и ученик. Цель и результат».

Закрепление представления о функции ученика и формирование представления о функции учителя в учебной деятельности.

Введение основных правил взаимодействия ученика с учителем  в зависимости от роли учителя

Ролевая игра

33-34

«Как выяснить, что я не знаю».

Формирование представления о структуре 1 этапа учебной деятельности

Сюжетная игра

35,36,37

«Пробное учебное действие. С чего начать»?

Формирование представления о пробном учебном действии как о необходимом этапе учения

Ролевая игра

38,39,40

«Не могу?- Подумаю почему».

Формирование первичного представления о шаге учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать» как необходимом этапе преодоления затруднения

Ролевая игра

41-44

«Как найти причину затруднения».

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

45-48

«Как построить новый способ»?

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

49-52

«Ставим цель»!

Формирование представлений о цели учебной деятельности.
Построение простейшего алгоритма постановки цели учебной деятельности.

Ролевая игра

53-55

«Путь к цели: узнаю новое».

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

56-60

«Как проверить свою работу»

Формирование представления об образце и его роли при самопроверке своей работы

Построение алгоритма самопроверки своей работы по образцу.

Формирование первичного умения проверять свою работу по образцу

Социально моделирующая игра

61-65

«Как исправить свою ошибку»

Формирование представления об образце и его роли при самопроверке своей работы

Построение алгоритма самопроверки своей работы по образцу.

Социально моделирующая игра

66-70

«Учимся анализировать».

 Построение простейшего алгоритма и опорного сигнала анализа объекта, формирование положительного опыта их применения.

Социально моделирующая игра

71-75

«Учимся сравнивать».

Построение простейшего алгоритма и опорного сигнала сравнения двух объектов.

Формирование умений применять алгоритм сравнения двух объектов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Социально моделирующая игра

76-77

«Ценности нашей жизни. Знание»

Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека

Раскрытие приоритета  ценности знаний

Сюжетная игра

78-79

«Домашнее задание делаю самостоятельно»

Формирование представления об учебной деятельности вне уроков.

Раскрытие значимости выполнения домашнего задания для ученика. Организация постановки учащимися перед собой основных общих целей выполнения домашнего задания и вывести алгоритм его выполнения

Ролевая игра

80-81

«Подробный образец»

Формирование представления о пробном учебном действии как о необходимом этапе учения

Ролевая игра

82-83

«Как исправить свою ошибку»

Формирование первичного представления о шаге учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать» как необходимом этапе преодоления затруднения

Ролевая игра

84-85

«Настроение – мой помощник в учебе»

Формирование представления о понятии доброжелательность в учебной деятельности»

Показание значимости доброжелательности в учебной деятельности как личностного качества, необходимого ученику в процессе обучения

Сюжетная игра

86-88

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизирование знания, открытые на предыдущих уроках по программе

Социально моделирующая игра

89-90

«Учусь называть свое затруднение»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

91-93

«Как построить новое знание?»

Систематизирование знаний учащихся о структуре учебной деятельности, сформированные в текущем году.

В игровой форме проведение путешествия по открытым детьми шагам учебной деятельности

Сюжетная игра

94-95

« Я – автор, я – понимающий»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

96-97

«Учимся дружно. Я – автор, я – понимающий»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

98-99

«Учимся дружно. Слушаю и слышу»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

100-101

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизирование знания, открытые на предыдущих уроках по программе

Социально моделирующая игра

102-103

«Ставлю цель»

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

104-105

«Ключи к новым знаниям»

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

106-107

«Результат открытия нового знания. Эталон»

Формирование представлений об эталоне как о знаковой фиксации нового знания, выявить его отличия от образца.

Формирование представлений об использовании эталона как критерия доказательства правильности выполнения учебного задания.

Ролевая игра

108-109

«Личностные качества: целеустремленность»

Формирование представления о понятии «целеустремленность» в учебной деятельности.

Показание значимости целеустремленности в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

110-112

«Я знаю. Я умею»

Обобщение и систематизирование знания, открытые на предыдущих уроках по программе

Социально моделирующая игра

113-117

«Как выяснить, что я не умею»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

118-121

«Учимся дружно. Как понимать друг друга без слов»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

122-125

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизирование знания, открытые на предыдущих уроках по программе

Социально моделирующая игра

126-129

«Личностные качества: самостоятельность»

Формирование представления о понятии «самостоятельность» в учебной деятельности.

Показание значимости самостоятельности в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

130-132

«Учусь анализировать»

 Построение простейшего алгоритма и опорного сигнала анализа объекта, формирование положительного опыта их применения.

Социально моделирующая игра

133-139

«Как выяснить, что я не знаю».

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

140-144

«Пробное учебное действие. С чего начать»?

Формирование представлений о пробном учебном действии и затруднении как о необходимом этапе учения.
Формирование умений правильно формулировать цель пробного учебного действия на уроке, фиксировать индивидуальное затруднение во внешней речи и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Сюжетная игра

145-149

«Не могу?- Подумаю почему».

Формирование представлений о шаге учебной деятельности – «остановлюсь, чтобы подумать» (выход в пространство рефлексии) как о необходимом этапе преодоления затруднения.

Сюжетная игра

150-156

«Как найти причину затруднения».

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

157-158

«Как построить новый способ»?

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

159-160

«Путь к цели: узнаю новое».

Формирование представлений о том , что дорога к новым знаниям строится с помощью того .что уже изучено.

Ролевая игра

161-162

«Как проверить свою работу»

Формирование представления об образце и его роли при самопроверке своей работы

Построение алгоритма самопроверки своей работы по образцу.

Формирование первичного умения проверять свою работу по образцу

Ролевая игра

162-164

«Как научиться быть внимательным»

Формирование представления о понятии «внимательности » в учебной деятельности.

Показание значимости внимательности  в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

165-166

«Затруднение – мой помощник в учении»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

167-170

«Ценности нашей жизни. Здоровье»

Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека

Раскрытие приоритета  ценности здоровья и формирование представления об ответственности каждого человека за своё здоровье

Сюжетная игра

171-174

«Учимся дружно. Работа в группах»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

175-176

«Личностные качества ученика: терпение в учебной деятельности»

Формирование представления о понятии «терпение » в учебной деятельности.

Показание значимости терпения  в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

177-180

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

181-182

«Личностные качества: вера в себя»

Формирование представления о понятии «веры в себя» в учебной деятельности.

Показание значимости веры в себя в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

183-186

«Учусь запоминать»

 Формирование представлений о необходимости запоминать информацию в учебной деятельности. Формирование мотивации к развитию своей памяти, умений применять простейшие приемы, развивающие память.

Сюжетная игра

187-188

«Урок открытия. Нахожу место и причину затруднения»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

189-190

«План»

 Формирование представлений о плане.

Построение алгоритма составления плана при открытии нового знания.

Сюжетная игра

191-195

«Учусь составлять план»

Формирование представлений о плане.

Построение алгоритма составления плана при открытии нового знания.

Сюжетная игра

196-198

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

199-200

«Учусь сравнивать»

Формирование  умений применять алгоритм сравнения двух объектов и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Построение простейшего алгоритма и опорного сигнала сравнения двух объектов.

Ролевая игра

201-203

«Учусь обобщать»

Формирование умений обобщать на основе применения эталона и опыта самооценки этого умения на основе применения эталона.

Ролевая игра

204-205

«Учусь моделировать»

Формирование представлений о методе моделирования как общенаучном методе познания окружающего мира, знакомство с различными видами моделей (предметными, графическими, знаковыми, блок-схемами алгоритмов).

Построение основных этапов моделирования в учебной деятельности.

Ролевая игра

206-207

«Учусь наблюдать»

Формирование умений применять метод наблюдения в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.

Построение основных этапов наблюдения в учебной деятельности.

Ролевая игра

208-209

«Секреты успешного выступления»

 Обобщение представлений о личностных качествах, необходимых для успешной учебной деятельности.

Построение индивидуальных диаграмм своих качеств как ученика и наметить пути их саморазвития. 

Ролевая игра

210-211

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

212-213

«Учимся дружно. Я − критик»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

214-215

«Учимся дружно. Что такое диалог»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

216-217

«Урок открытия. Учусь применять новое знание»

Формирование умений применять правило закрепления нового знания и опыта самооценки этого умения на основе применения эталона.

218-219

«Нахожу место и причину ошибки в самостоятельной работе»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

220-222

«Как научиться применять новое знание без ошибок»

Формирование умений применять правило закрепления нового знания и опыта самооценки этого умения на основе применения эталона.

223-227

«Как самому оценить свою работу»

 Формирование умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий на основе применения эталона.

Построение простейшего алгоритма самоконтроля в учебной деятельности. 

Ролевая игра

228-231

«Чувства – мои помощники в учебе»

Формирование представлений о чувствах ученика, помогающих ему в процессе совместной с другими учениками учебной деятельности.

Формулирование простейших приемов погашения негативных эмоций при работе в группе, паре. 

Ролевая игра

232-235

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

236-239

«Ценности нашей жизни. Дружба»

Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека

Раскрытие приоритета  ценности дружбы

Сюжетная игра

240-242

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

243-247

«Ценности нашей жизни. Саморазвитие»

Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека

Раскрытие приоритета  ценности саморазвития.

Сюжетная игра

248-252

«Я ученик: Хочу - Знаю, как надо - Могу»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

253-257

«Личностные качества: самокритичность в учебной деятельности»

Формирование представления о понятии «самокритичности» в учебной деятельности.

Показание значимости самокритичности в учебной  деятельности, как  личностного качества необходимого в процессе обучения

Ролевая игра

258-262

«Алгоритм самопроверки и исправления ошибок»

Формирование представления о причине затруднения в учебной деятельности при открытии нового как о незнании нового правила, понятия, алгоритма и т.д.

Построение простейших образцов формулирования причины затруднения в учебной деятельности на уроках открытия нового знания

Сюжетная игра

263-264

«Проекты и их реализация в учебной деятельности»

Формирование  представлений о проекте и видах проектов в зависимости от поставленной учебной цели.

Построение основные структур проектов в зависимости от учебной цели.

Социально моделирующая игра

265-266

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

267-268

«Учусь работать с информацией»

Формирование представлений об информации и способах ее фиксирования с целью передачи.

Построение  основных правил представления информации.

Социально моделирующая игра

269-273

«Учусь работать с текстом»

Знакомство с видами текстов и простейшими приемами понимания текста.

Построение простейших правил работы с учебным текстом. 

Социально моделирующая игра

274-275

«Действую по аналогии»

Формирование  умений формулировать умозаключения по аналогии и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Ролевая игра

276-279

«Учусь классифицировать»

Формирование  умений классифицировать множество объектов по заданному свойству и осуществлять самооценку этого умения на основе применения эталона.

Ролевая игра

280-283

«Новое знание – часть целого мира»

Формирование представлений о том, что новое знание помогает решать новые задачи и является элементом системы знаний. 

Построение основных способов включения нового знания в систему своих знаний: дополнение, уточнение. 

Ролевая игра

284-285

«Я ученик: что я уже знаю и умею»

Обобщение и систематизация знания, открытые на предыдущих уроках Обобщение накопленного опыта применения этих знаний на уроках по другим предметам и выявить имеющиеся затруднения, перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений и приобретения новых знаний и умений, необходимых в учебной деятельности

Социально моделирующая игра

286-289

«Учимся дружно. Дискуссия»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

290-291

«Учимся дружно. Организатор»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

292-294

«Учимся дружно. Как научиться договариваться»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

295-297

«Учимся дружно. Арбитр»

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной деятельности

Ролевая игра

Планируемые результаты:

1. воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;

2. определять учебную задачу;

3. ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;

4. владеть своим вниманием;

5. сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;

6. владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

7. использовать основные приемы мыслительной деятельности:

 описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

 выделять существенные признаки предметов;

 сравнивать между собой предметы, явления;

 обобщать, делать несложные выводы;

 классифицировать предметы, явления;

 определять последовательность событий;

 судить о противоположных явлениях;

 давать определения тем или иным понятиям;

 определять отношения между предметами типа «род - вид»;

 выявлять функциональные отношения между понятиями;

 выявлять закономерности и проводить аналогии.

8.самостоятельно мыслить и творчески работать;

9. владеть нормами нравственных межличностных отношений.

Литература:

Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. М., 2001

Пилипко Н. В. Приглашение в мир общения. М.: УЦ «Перспектива», 2010.

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2012.

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [сост. В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2012.

Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию общеучебных организационно-рефлексивных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы / [сост. Л.Г. Петерсон].- М.: 2012.

Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 1 класс. М.: Издательство «Экзамен». 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ) «ЭКОКЛУБ»

Срок реализации: 2016 – 2018 учебный гоУровень: внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классовКоличество часов по учебному плану: 1 час в неделюКоличество часов в год: 34 часаРазработчик:Габриеля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для 2-4 классов «Основы проектной деятельности »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельностидля 2-4 классов«Основы проектной деятельности »...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» 4 класc

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»   Формы оценивания результатов по курсу  Формы работы Содержание программы  Формы оценивани...