Контрольно-оценочная деятельность
материал на тему

Прудникова Светлана Юрьевна

Контрольно-оценочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolno_-_otsenochnaya_deyatelnost.docx11.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС.

Статью подготовила  учитель начальных классов

1 квалификационной категории

 МОУ ГСОШ г. Калязина

Прудникова С. Ю.

Слайд № 1

  Современное общество нуждается в образованных , инициативных людях , которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации , способные прогнозировать возможные последствия. В появлении самостоятельности , инициативности , ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. И формировать это умение необходимо уже с первого класса. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценка и контрольно – оценочная деятельность является самостоятельным элементом содержания образования , который необходимо формировать и развивать.

Что такое оценивание?

Слайд №2

Оценивание – очень объёмное понятие : оно включает в себя и процесс , и результат работы.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

Оценивание может осуществляться по – разному.

Слайд № 3

В виде количественного показателя ( чаще всего связанного с объёмом усвоенной информации )

- отметка ;

- результаты теста в баллах .

В виде качественного показателя :

- словесные высказывания о процессе и результате работы ;

- эмоциональная реакция.

Современные психологи утверждают , что наиболее частая проблема, с которой сталкиваются в начальной школе , тревога младшего школьника по поводу контроля , боязнь необъективной оценки учителя и неадекватной реакции на неё одноклассников и родителей, на результат учёбы. Есть интересные психологические исследования , где доказывается отрицательное влияние тревожности ученика начальных классов , связанной с контролем и оценкой его учебной деятельности , на его психическое состояние. Данное явление , свойственное нашей школе, определяется в первую очередь тем, что на этой составляющей методической системы меньше всего отразилась общая тенденция к личностно – ориентированному обучению : подходы учителя к контролирующей и оценочной деятельности сегодня такие же , как и прежде. Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности.

  Анализ новых подходов к контролю и оценке выявил возможность гуманизировать этот процесс, сделать его , как ни странно это звучит , радостным и желанным для ребёнка. Действительно, значение контролирующей и оценочной деятельности очень велико : ученик прежде всего! – и все желающие ( родители , директор и др.) получают представление о сформированности знаний , умений и навыков, что позволяет скорректировать процесс учения и обучения.

Слайд № 4

В этом случае и ученик , и учитель ставят пред собой два вопроса : что я сделал не так , что…  как я должен изменить свою деятельность , чтобы…   Как видим вопросы и для школьника , и для педагога одни и те же , и каждый задаёт их себе! Обычно всё бывает наоборот : учитель предъявляет требования к ученику , а тот в свою очередь обвиняет в необъективности учителя. Это происходит потому , что мы упускаем важную функцию контроля и оценки – совместный анализ ( и ученика , и педагога) характера ошибок , их причин , а также поиск путей их преодоления.

  Из сказанного следует важный вывод: чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя , чтобы они не попадали в «зону тревожности» , необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность , объективную самооценку.

  В связи с тем , что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно – оценочную деятельность , ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоконтролю( рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными « партнёрами учителя , то есть , в частности , нести ответственность за свои достижения , уметь их оценивать самостоятельно.

  Чему целесообразно учить младших школьников :

Слайд № 5

Рассмотрим несколько фрагментов урока математики в 4 классе по теме «Умножение числа на сумму».

1.Осознавать мотив своей деятельности.

 Для этого ученик должен ответить себе на вопросы : зачем мне нужно это знать, уметь; что я приобрету , если это узнаю; что я потеряю , если этого не узнаю? Быть умеренно озабоченным своими успехами. Оценивать свои ощущения от успеха ( поражения).

С помощью заданий и наводящих вопросов подводим учащихся к созданию проблемной ситуации: «Как вычислить «6* 16»?. Дети предлагают различные варианты. Создалась проблемная ситуация. В ходе беседы выясняется , что у учащихся нет достаточных умений выполнить данное задание. Возникает потребность в необходимости приобретения конкретных умений для выполнения данного задания.

2.Планировать свою деятельность, то есть понимать , что планирование – это дисциплина труда. Отвечать на вопросы : какие мои усилия потребуются для выполнения учебной ( практической) задачи; что я должен делать и какова последовательность моих действий ( что сначала , что потом); какие средства мне понадобятся для этого ; какие трудности могут встретиться мне и как я смогу их преодолеть?

Учитель совместно с детьми составляет план работы

1.Составить алгоритм умножения на двузначное число.

2.Применить данный алгоритм  при выполнении заданий.

3.Актуальность  применения данного алгоритма при умножении на двузначное число.

3. Анализировать достигнутый результат.

Для этого необходимо ответить на следующие вопросы: соответствует ли полученный результат поставленной цели; как я могу проверить полученный результат ; замечу ли допущенные ошибки ; пойму ли , почему они возникли? Оценивать свои усилия при решении учебной задачи и их влиянии на результат деятельности.

- был я активен на уроке

1          2         3         4        5

- внимательно слушал

1          2         3         4        5

- самостоятельно справился с заданиями

1          2         3         4        5

На этапе подведения итогов вспоминаем « Какую учебную цель поставили на уроке?» Составить алгоритм  умножения на двузначное число и применять этот алгоритм при вычислениях. «Поставленная цель достигнута?» Оцените каждый свою деятельность с помощью оценочного листа.

4.Знать характеристику отметок.

Что какая стоит.

Слайд № 6

  Очень важно начинать приёмы оценочной деятельности с первого класса , несмотря на то , что учитель находится в условиях безотметочного обучения.

Приёмы оценочной деятельности , используемые на уроках при безотметочном обучении.

«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал : нижняя ступенька – не понял , вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.

Слайд № 7

«Волшебные линеечки» - на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания. Учащиеся отмечают крестиком , на каком уровне , по их мнению , выполнена работа. При проверке учитель , если согласен с оценкой ученика , обводит крестик , если нет , то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.

Слайд № 8

«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов : красный – нужна помощь, жёлтый – я умею , но не уверен , зелёный – я умею сам.

Слайд № 9

В безотметочном обучении одним из эффективных приёмов оценочной деятельности является «Словесное оценивание».

На протяжении всего обучения в начальных классах широко применяется работа с сигнальными карточками. Этот приём контрольно – оценочной деятельности даёт возможность контролировать свою деятельность и оценивать свои знания и умения по отношению к другим участникам учебного процесса.

Слайд № 10

В современной школе необходимо переориентировать контроль, направленный на результат обучения, на контроль над процессом познания. Система контроля и оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Этому способствует использование в качестве рефлексии ( самооценки) «Оценочные листы». Они могут быть использованы на различных этапах урока.

- лист самооценки работы на уроке ( метод договаривания предложений);

- лист самооценки работы в паре ( группе);

- лист самооценки работы над проектом ( творческим делом);

- лист самооценки по результатам проверочной ( контрольной) работы.

Слайд № 11

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель : отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.

Слайд № 12

Какие советы пригодятся учителю , чтобы решить все эти задачи?

Совет первый: формировать у младших школьников уверенность в своих силах. Учителю следует понимать . что дети этого возраста учатся в ситуации успеха, поэтому любой . даже самый маленький успех школьника учитель должен заметить и отметить прилюдно(!). Это позволяет не только снять детскую тревожность ( не умею , не получается , не буду …), но и придать всем действиям ребёнка оптимизм, уверенность в возможности выполнить задачу. Обучение идёт в « зоне ближайшего развития» , что предполагает постоянную гуманную помощь ученику до тех пор , пока он самостоятельно не сможет решать поставленную перед ним задачу. Эта поддержка и помощь должны состоять не в формальной подсказке( делай так , повторяй за мной), а в обучении последовательности тех шагов ( действий , операций), которые необходимо осуществить школьнику , чтобы решить поставленную задачу. Также очень важно создавать ситуации интереса к оценке своей деятельности.

- За что я ( учитель ) могу тебя похвалить на уроке ?

Совет второй: предоставлять ученику право выбора трудности работы. Современный учитель хорошо знаком со способами дифференциации обучения и знает , что ученик работает более успешно , если поставленная перед ним задача соответствует его возможностям. Поэтому « слабым» ученикам педагог предлагает нетрудные задачи , а наиболее успешным – трудные. Но это – лишь один и , кстати , не самый эффективный путь повышения успешности обучения. Дело в том , что младший школьник должен и может сам оценивать свои силы и возможности , поэтому более целесообразно предоставить ему самому выбор задания из предложенных разноуровневых.  Конечно , учитель поможет советом ( начни сначала с простого …, я советую тебе не тратить время на лёгкое задание…, ты можешь выполнить и более сложное и т.д.), но право выбора остаётся за детьми , поэтому все рекомендации учителя  должны восприниматься ими как советы , а не как приказания. Именно такой подход к обучению становится условием формирования объективной самооценки ученика.

Совет третий: разбирать с учащимися контрольные ( самостоятельные) работы сразу после их выполнения. В Методическом письме Министерства образования и науки «Контроль и оценка в начальной школе» рекомендуется не исправлять работы учащихся . а только отмечать место , где ребёнок допустил ошибку. Например , педагог подчёркивает слово , где ребёнок допустил ошибку , а дети сами её исправляют. Следование этим рекомендациям весьма положительно влияет на результаты обучения : по данным исследований , уже через 2 – 3 месяца по этой методике количество ошибок уменьшится на 20 – 25 %.

Выполнение только этих советов очень быстро приведёт к положительным изменениям в отношении младших школьников к контролю и оценке со стороны учителя.

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности , чтобы человек мог в ней совершенствоваться , оценка необходима. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

 Рефлексия.

Контрольно – оценочная деятельность является самостоятельным элементом содержания образования , который необходимо формировать и развивать. В своей работе педагога …

        -  приёмы КОД мною используются часто

       

 -    - приёмы КОД мною используются не достаточно часто

       

      - приёмы КОД мною используется крайне редко.

Мы формируем умение контролировать и оценивать учебную деятельность уже с первого класса. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Пройдёт немного времени и современное общество получит образованных , инициативных людей , которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в сложной ситуации , способных прогнозировать возможные последствия

Слайд № 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

Описаны педагогические средства по формированию контрольно-оценочной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....

МАСТЕР-КЛАСС для учителей города «Контрольно-оценочная деятельность младших школьников»

Создание «Паспорта класса» -  документа, в котором собраны основные данные класса по каждому году обучения, дающие учителю богатую информацию, как об индивидуальном развитии ребенка, так и всего ...

Формирование контрольно-оценочной деятельности в условиях безотметочного обучения

Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности в начальной школе...

Контрольно-оценочная деятельность по математике в 3 классе

В метериале размещены варианты контрольных работ, карточки с заданиями, тесты на различные темы за курс 3 класса....

Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО

Доклад на тему"Контрольно-оценочная деятельность учителя в свете деятельности ФГОС НОО". Материал предназначен для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО....