семинар
материал на тему

Гаридова Любовь Николаевна

Проблема  здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков , 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Гаридова Любовь Николаевна

МАОУ ПГО  «СОШ№8»

Здоровьесберегающие технологии как одно из важнейших средств повышения эффективности образовательного процесса.

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов через знакомство с современными здоровьесберегающеми технологиями  и возможностями их применения в педагогической практике учителя.

Тип семинара: теоретико – практический

Используемые средства: Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.

Целевая аудитория: Учителя начальных классов, педагоги предметники.

Проблема  здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков , 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.

Многочисленные  исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в  школе  число здоровых  детей уменьшается  в 4 раза, число близоруких  детей  увеличивается с первого класса  к выпускным  с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими  расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями  осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна  из частых  патологий  у школьников – нарушение  остроты  зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Почему так  происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен  болезнями  и леностью, если он не умеет бороться с недугом?

 Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. 
А ведь «школьный фактор» – это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье детей. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса привели к увеличению учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.

Я работаю в начальной школе уже давно, проанализировав показатели здоровья моих учеников, могу подтвердить выше сказанное. Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм

Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс как способа предотвращения утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  • Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
  • Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
  • Формировать у учащихся практические навыки здорового образа жизни, способствующие повышению интереса к процессу обучения, снижению школьной тревожности для более успешного обучения.

В своей педагогической деятельности я регулярно внедряю здоровьесберегающие  технологии, создаю на уроке условия, способствующие сохранению психического и физического здоровья обучающихся, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитие интеллектуальных способностей, повышение качества знаний..

Уже несколько лет в своей работе я использую методику обучения и воспитания Владимира Филипповича Базарного. Ведущая идея методики «сенсорная свобода и психотропное раскрепощение».

Начну с того, что каждый учебный день в нашем классе мы начинаем с утренней 10-минутной физзарядки. Утренняя гигиеническая гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние. Как правило, дети охотно занимаются утренней гимнастикой. Я использую готовые комплексы упражнений, но при этом стараюсь разнообразить их. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма. Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова:

а) потягивание;

б) ходьба (на месте или в движении);

в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;

г) упражнения для мышц туловища и живота;

д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);

е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны));

ж) упражнения силового характера;

з) упражнения на расслабление;

и) дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика не только "пробуждает" организм, но и оказывает определенный тренирующий и укрепляющий эффект.

Ещё один организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест. На перемене  проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветриваю помещение. Стараюсь, чтобы каждый ученик  был приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. В реализации здоровьесберегающего подхода в учебном процессе одним из важных условий является формирование положительного настроя учащихся на урок. Для нормального развития и самочувствия ребенок должен не только уметь учиться, но и хотеть этого.

 С первых минут урока, с приветствия я создаю обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Он  проводится в форме диалога или прочтения стихотворения, которое настраивает школьников на работу. Например:

 Всем-всем добрый день!

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Дети с большим интересом и вниманием воспринимают материал. Многие темы начинаются в виде игры. Так изучая умножение обыкновенных дробей, мы «получили» письмо от Бабы-Яги с просьбой о помощи: «Сколько надо сока, чтобы разлить его в пять бутылей по ? л каждая?»

     Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока я не допускаю однообразия работы. На уроке происходит от 4 до7 смен видов деятельности на уроке, что соответствует СанПин.

           Очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). Для этого я использую на различных этапах урока мультимедийный проектор. Например,

• Объяснение нового материала

• Закрепление

• Проверка знаний

Физкультминутки являются обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока в соответствии с современными требованиями. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-30-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2-3 физкультминутки на 10-ой, 15-ой, 20-ой минутах, на четвертом — 3 минутки отдыха. Длительность физкультминуток составляет 1-2 минуты и включает комплекс из 4-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием рук вверх, приседания, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-5 раз. В результате выполнения нескольких несложных упражнений работоспособность учеников повышается в несколько раз.

      Часто упражнения для физкультминуток органически вплетаю в канву урока. Так, например, при формировании понятий:

Большая буква в именах собственных. - Ребята, если я вам назову слово, которое нужно писать с большой буквы, – вы поднимаете руки вверх, если с маленькой – приседаете. Барсик, котенок, Москва, город, ученик, Никита и т.д.

Таким образом, физкультминутки провожу, учитывая и специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа.

Наравне с расслаблением мышц кистей рук, развиваю и их мелкую мускулатуру. Массаж сопровождается словами:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный

И стоит посередине.

Этот пальчик безымянный,

Он у нас упрямый самый.

           А мизинчик хоть и мал, он и ловок и удал.

Правильно подобранная мною физкультминутка способствует тому, что ребята переключают внимание с одного вида деятельности на другой, развивается мускулатура, легче усваивается новая тема, правила, закрепляются и проверяются знания. А веселые физкультминутки наполняют наши уроки радостью и становятся ниточкой приятного общения между мною и ребятами.

Любят дети и мимические физминутки. Они с удовольствием копируют клоунов.

Дети катастрофически теряют здоровье, когда урок не интересен. Каждый урок должен быть для ученика маленьким чудом,
интересным путешествием, восхитительным открытием. Возможно, тогда наши дети не будут болеть. Учитель может сделать для здоровья ребенка гораздо больше, чем врач.

В 1-2 классах я часто применяю  сказкотерапию, где дети учатся вместе со сказочными героями преодолевать трудности, быть добрыми и справедливыми. Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением,  которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках.

Для снятия напряжения В.Ф.Базарный предлагает режим динамических поз, который предусматривает на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя) «Не усади!» — заповедь Базарного.

«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся».

Преимущества: Режим смены поз повышает иммунную систему, улучшает ростовые процессы, развивает координацию всех органов, снижает степень низкой склоняемости головы. В идеале приём применяется с использованием специальной мебели «конторок». Мои ребята работают сидя, стоя, и, даже, передвигаясь по классу. Переход из одного положения в другое происходит по команде учителя. Главное не продолжительность стояния, а сам факт смены поз.

 Методика зрительно-координационных упражнений.

 Дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей, в любой точке класса.

Самое главное здесь то, что дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, снижают напряжение с глазных мышц.

Методика зрительно-координационных упражнений включает в себя работу с офтальмотренажёрами.

Дети пробегают глазками по разноцветным линиям, делая непроизвольные движения головой, шеей, туловищем.

Использую различные зрительные траектории.

Для профилактики органов дыхания и развития голосового аппарата использую дыхательную гимнастику («Свеча», «Ныряльщик»)

Элементы цветотерапии.

Таблицы, схемы оформляю в разных цветах, на доске работаю мелом разного цвета.

Жёлтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.

Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.

Голубой – улучшает настроение.

Красный – возбуждает, раздражает.

Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания

казанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.

Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.

Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.

В работе с детьми используем аэрофитотерапию, которая помогает восстанавливать здоровье детей. Традиционно используем противовирусные средства: лук, чеснок.

Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью посвящаю различные мероприятия. Это система классных часов о здоровом питании, о вредных привычках, о толерантном отношении друг к другу.

Например, «Безопасная дорога в школу и домой», «В здоровом теле здоровый дух», «Огонь -друг, огонь - враг»,  «Твоё здоровье в твоих руках», «Делу время - потехе час.», «Опасность - безопасность», «Нам морозы не страшны, с физкультурой мы дружны!», «Быть может еда прибавляет года?», «Со спортом дружить - здоровым быть!», «Как люди отдыхают» и многие другие.

Несколько собраний обязательно посвящаю ЗОЖ: «Здоровые дети в здоровой семье», «Собрался в школу - считай болезни?!», «Семья- здоровый образ жизни» , «На контроле здоровье детей», «Вредные привычки у детей», «Игры и игрушки наших детей» и другие. В нашем классном уголке обязательно есть информация для родителей, которая периодически обновляется «Советы психолога», «10 золотых правила воспитания детей», «Что делать, чтобы не кричать на ребёнка», «Пять простых правил формирования осанки» и другие.  

Регулярное использование мною различных направлений  здоровьесберегающих технологии улучшает психологический климат в классном коллективе, снижает количество пропусков уроков по болезни и приобщает родителей и детей к стремлению к здоровому образу жизни. Ребята активны на уроках. Это сказывается и на повышении успеваемости учащихся.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое, психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок. Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными, заботливыми. В конце прошлого учебного года группа по оздоровлению детей была с низким процентом по заболеванию .

В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приветствие учителей, участников семинара "Предметная неделя в начальных классах"

Данная публикация представляет собой приветственные слова учителям перед семинаром, который посвящён предметным неделям в начальных классах....

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Семинар-практикум "Роль развивающих упражнений в формировании познавательной активности учащихся"

РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, ...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Семинар для родителей "Как помочь ребёнку стать уверенным в себе?"

На этом материале можно ближе познакомить родителей с чувством неуверенности, проработать более полно ощущение этого чувства на себе. Семинар можно также провести как тематическое собрание для ро...

Буклет семинара МО по теме: Тема семинара: «Методическое сопровождение аттестации учителей начальных классов»

Буклет подготовлен к проведению районного семинара МО учителей начальных классов...