Сетевой семинар ГМО учителей-дефектологов г. Энгельса. Тема семинара "Формирование универсальных учебных действий".
материал по теме

Понятие УУД, виды универсальных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_universalnyh_uchebnyh_deystviy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования. Можно выделить четыре блока:

  1. личностный;
  2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
  3. познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми принципами. Умение выделить нравственный аспект поведе ния) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

—        личностное, профессиональное, жизненное самоопре деление;

—- смыслообразование, т. е. установление учащимися свя зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

—        нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

  1. целеполагание как постановка учебной задачи на осно ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование — определение последовательности про межуточных целей с учетом конечного результата; составле ние плана и последовательности действий;
  3. прогнозирование — предвосхищение результата и уров ня усвоения знаний, его временных характеристик;
  4. контроль в форме сличения способа действия и его ре зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне ний и отличий от эталона;
  5. коррекция — внесение необходимых дополнений и кор ректив в план и способ действия в случае расхождения эта лона, реального действия и его результата;
  6. оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  7. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотиваци-онного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познава тельной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации; приме нение методов информационного поиска, в том числе с по мощью компьютерных средств;
  3. структурирование знаний;
  1. осознанное и произвольное построение речевого вы сказывания в устной и письменной форме;
  2. выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  3. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  4. смысловое чтение как осмысление цели чтения и вы бор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необхо димой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной инфор мации; свободная ориентация и восприятие текстов художе ственного, научного, публицистического и официально-дело вого стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  5. постановка и формулирование проблемы, самостоятель ное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий со ставляют знаково-символические действия:

  1. моделирование — преобразование объекта из чувствен ной формы в модель, где выделены существенные характе ристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символ ическая);
  2. преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

  1. анализ объектов с целью выделения признаков (суще ственных, несущественных);
  2. синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  3. выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  1. подведение под понятие, выведение следствий;
  2. установление причинно-следственных связей;
  3. построение логической цепи рассуждений;
  4. доказательство;

  1. выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:
  2. формулирование проблемы;

—        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в ди алог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интег рироваться в группу сверстников и строить продуктивное вза имодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  1. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, спо собов взаимодействия;
  2. постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  3. разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре шения конфликта, принятие решения и его реализация;
  4. управление поведением партнера — контроль, коррек ция, оценка его действий;
  5. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму никации; владение монологической и диалогической форма ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически ми нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни кативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках норматив но-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характерис тики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учеб ных действий (их уровень развития, соответствующий «высо кой норме») и их свойства.