Выступление на МО на тему "Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Куркова Любовь Анатольевна

Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_internat_doklad.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чтение художественной литературы в работе с детьми с ИН и ТМНР Выступление на МО Школа –интернат №1 Г. Вышний Волочек Подготовила учитель-дефектолог: Куркова Л.А.

Слайд 2

Интерес к чтению Воспитание ребенка через интерес к чтению- уникальное средство, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети попадают в школу с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими. Традиционно считалось, что основная задача уроков чтения формирование у ребёнка интереса и любви к книге, но в коррекционной школе этого не достаточно. Поэтому педагог призван выполнять и воспитательные функции: на материале художественного произведения помочь ребёнку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.

Слайд 3

Значение художественной литературы для детей с нарушениями интеллекта Ознакомление детей с нарушением интеллекта с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей. Работа над восприятием художественных текстов проводится с детьми на протяжении всех лет пребывания в специализированном образовательном учреждении. Для умственно отсталых детей характерны определенные особенности восприятия художественных литературных произведений. В специальных исследованиях обнаружена глубокая неполноценность представлений, возникающих у умственно отсталых школьников в процессе восприятия текстов, трудности актуализации знаний и представлений.

Слайд 4

Необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов Умственно отсталые школьники не могут адекватно воспринимать прослушанный текст по многим причинам. Бедность словаря (активного и пассивного), недостаточное понимание речи, неполноценность процессов слухового восприятия и запоминания прослушанного, узкий кругозор, отсутствие эмоционального отношения к занятиям, но прежде всего из-за невозможности организовать свое внимание для удержания информации о количестве действующих лиц, последовательности событий, характере взаимоотношений героев. Все исследователи отмечают, что формирование полноценных представлений в их связи с речью на более ранних этапах развития умственно отсталых детей имело бы большое значение для их дальнейшего развития и обучения. Таким образом признается необходимость специальной работы по развитию восприятия литературных текстов умственно отсталыми детьми еще в дошкольном возрасте.

Слайд 5

Задачи работы по ознакомлению умственно отсталых школьников с художественной литературой 1. Воспитать у детей положительное эмоциональное отношение к художественному тексту, художественному слову, книге. 2. Научить умственно отсталых детей слушать и понимать текст, воспитать эмоциональное отношение к литературным персонажам, их поступкам. 3. Познакомить детей с содержанием программных произведений детской художественной литературы и обеспечить их усвоение. 4. Формировать элементарные умения анализировать литературный текст (определять основных героев показом; показывать жестом свое отношение к ним на уровне: нравится -да, не нравится-нет ). 5. Развивать память, мышление, речь; формировать положительные личностные качества, элементарные представления о нравственных нормах, пробуждать нравственные чувства.

Слайд 6

Методика работы по формированию у школьников с нарушением интеллекта умения слушать и понимать простые литературные тексты 1. Сначала педагог воспитывает у детей эмоциональное отношение к речи, к рассказываемому тексту {лучше - на фольклорном материале - коротких потешках ). Например «Водичка, водичка умой мое личико» Умственно отсталые дети находятся на низкой стадии умственного и речевого развития. Им понятно небольшое количество слов. Однако нет опасности в том, что им преподносится речевой материал, который не может ими быть до конца логически осмыслен. Важно то, что фольклорный материал ритмичен, эмоционально ярко окрашен, сопровождается движениями, вводит ребенка в игровую ситуацию и характеризуется многочисленными повторами, что немаловажно именно для умственно отсталых детей. Это дает возможность вызвать положительное эмоционально окрашенное отношение детей к тексту, желание и умение слушать его, чувствовать интонацию.

Слайд 7

2. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге. 3. Рассказывание педагога . Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей. 4. Повторное чтение произведения или отдельных его частей. 5. Инсценирование . Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений. 6. Беседа о прочитанном : - привлечение внимания слушателей к реальным объектам; -постановка поисковых вопросов; -сравнение со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения; -подсказывание при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.) . - Объяснение незнакомых слов.

Слайд 8

7 . Заучивание наизусть. 8. Показ разнообразн ого наглядного материала . В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала (расстановка силуэтов или игрушек в настольном театре, смена иллюстраций) 9. Для закрепления усвоенного можно использовать методы, как дидактические игры на материале знакомых произведений , мнемотаблицы , Подарок маме Сорвала я в поле Цветик голубой, Принесу в подарок Маме дорогой. Я его на платье Маме приколю. Больше всех на свете Маму я люблю. Т . Волгина рисование, лепку, игру , по прочитанной книге .

Слайд 9

Формы приобщения детей к литературе 1 . Чтение и рассказывание одного произведения. 2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематико й (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). Объединяют новый и уже знакомый материал. 3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства : а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника; б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой. 4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала: а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними) ; б) настольный театр (подобран комплект наборов по русским народным сказкам) ; в) кукольный театр( родителями связаны перчаточные куклы, основные персонажи сказок, для игр детей в условиях группы); г) И. К. Т. (использование коммуникативных технологий: аудио и видеозаписи , слайдовые просмотры иллюстраций).Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, разыгрывают сценки с использованием пальчикового , настольного театра, а это незаменимый вид развития монологической и диалогической речи.

Слайд 10

5. Для работы используем красочные книжки-малышки, дети могут создавать свои книжки-малышки в рамках лексических тем. Дети являются иллюстраторами своих работ

Слайд 11

6 .Дети участвуют в драматизации небольших русских народных сказок, при помощи фланелеграфа

Слайд 12

7.Заучивание стихов, потешек – одно из средств умственного и эстетического развития детей. Помогают при заучивании мнемотаблицы

Слайд 13

8. Для запоминания текстов целесообразно использовать карточки-картинки , серии картинок которые очень любят дети. Использование в практике скороговорок, дразнилок, нелепиц помогает закрепить чёткую дикцию звуков. Как правило, скороговорка имеет сложную ритмику. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Сначала скороговорки нужно проговаривать в медленном темпе с хлопками, а затем, по мере заучивания, темп немного убыстряется и показываются соответствующие картинки.

Слайд 14

9. В классе должен быть оборудован уголок речевой деятельности , где собрана библиотека, в которой представлены сказки, картинки , раскраски, иллюстрации, книжки-малютки и т.д. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. А также в уголке должен быть пальчиковый театр, настольный театр, кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения. В созданной предметно - развивающей среде дети могут реализовать свои творческие замыслы .

Слайд 15

Список художественной литературы Малые формы детского фольклора . Колыбельные песенки, прибаутки, народные сказки, присказки, стихи: «Ладушки», «Наша Маша маленькая...», «Солнышко-ведрышко!», «Услыхала уточка...», «Ветерок-ветерок...», «Идет коза рогатая...», «Киска», «Скок-поскок», «Как у нашего кота...», «Аи, дуду», «Котик серенький», «Водичка-водичка...», «Гуси вы, гуси», «На зеленом на лужку...», «Петушок, золотой гребешок», «Топ-топ», «Поехали-поехали». Народные сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. Авторские стихи, потешки , присказки : А. Барто . «Мишка», «Бычок», «Кто как кричит», «Птичка», «Лошадка», «Слон», «Зайка», «Грузовик», «Мячик», «Самолет»; В. Берестов. «Про машину»; Е. Благинина. «С добрым утром», «Дождик», «Улетают, улетели», «Мы пускаем пузыри», «Сорока - белобока»; Т. Волгина. «Паровоз»; М. Клокова . «Мой конь»; А. Бродский. «Солнечные зайчики»; О. Высотская . «На санках», «Холодно», «Весело, весело» и др. Потешки , присказки, стихи: «Жили у бабуси...», «Расти, коса...», «Баю-баю...» и др. Народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Соломенный бычок — смоляной бочок». Авторские прибаутки, потешки , стихи, рассказы, сказки: В. Хорол. «Зайчик», «Козочка»; Н. Саксонская. «Где мой пальчик»; В. Жуковский. «Птичка»; В. Берестов. «Большая кукла», «Мишка, мишка, лежебока»; 3. Александрова. «Мой мишка»; Э. Мошковская . «Мчится поезд»; Л. Толстой. «Три медведя», «Слушай меня, мой пес», «Была у Насти кукла»; В. Сутеев . «Кто сказал «мяу»?»; С. Маршак. « Усатый-полосатый », «Кто с крылечка сойдет», «Мяч», «Два котенка», «Кошкин дом»; К. Чуковский. «Муха-Цокотуха», « Тараканище », «Телефон», « Федорино горе»; К. Ушинский. «Два козленка», «Уточки», «Коровка»; С. Михалков. «Песня друзей»; Б. Иовлев. «У крылечка»; С. Капустин. «Хлоп-хлоп», «Маша обедает». Считалки: «Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки, раз, два, три — будешь «водой» ты» и др.

Слайд 16

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме «Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Маркова Г.А., январь, 2013г.

Выступление на педсовете по теме "Здоровьесберегающие технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"...

Выступление на родительском собрании. Тема: 1. «Почему дети говорят неправду»,2. «Значение художественной литературы в воспитании у детей младшего школьного возраста нравственных качеств».

Консультациии для родителей помогут разобраться, как реагировать на детскую ложь, выявить ее причины и помочь воспитать в детях честность, правдивость. Помочь в этом помогут ситуации из разных литерет...

Канистерапия в работе с детьми с ТМНР..

Канистерапия является очень популярным, оздоровительным направлением в зоомедицине, при котором лечение производится при помощи обученных собах....

Выступление на МО учителей начальных классов на тему "Работа с детьми начальных классов по формированию навыков здорового образа жизни"

В своем выступлении я описала свою работу в начальной школе по здоровому образу жизни, где подробно описаны  мероприятия по профилактике здорового образа жизни....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания».

В выступлении есть особенности, рекомендации педагоуг по работе с тревожными, демонстративными, агрессивными, конфликтными, медлительными     детьми....

Тексты художественной литературы для чтения и обсуждения с детьми

В данном материале собраны тексты детских авторов, на основе которых могут строиться воспитательные беседы с учащимися 1 класса...

особенности коррекционной работы с детьми с НОДА и ТМНР

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ И ДЦП...