Мастер – класс «Рабочая программа как инструмент управления качеством образования»
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Бузаева Екатерина Николаевна

     Цель мастер - класса: необходимость привлечения внимания педагогического коллектива школы, района к проблеме детей с академическими трудностями.

     Задачи мастер - класса:

 * презентация рабочей программы для индивидуальной работы с детьми данной категории;

 * совместная отработка поиска возможностей для оптимизации этого направления;

 * рефлексия деятельности по использованию технологии участниками мастер – класса.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

     Цель мастер - класса: необходимость привлечения внимания педагогического коллектива школы, района к проблеме детей с академическими трудностями.

     Задачи мастер - класса:

 * презентация рабочей программы для индивидуальной работы с детьми данной категории;

 * совместная отработка поиска возможностей для оптимизации этого направления;

 * рефлексия деятельности по использованию технологии участниками мастер – класса.

Оборудование и ресурсы:

-  компьютер, мультимедиапроектор, демонстрационный экран, презентация;

- столы в аудитории расставлены для групповой работы;

- индивидуальные листы бланки заданий;

- научно – практический журнал «Завуч в начальной школе».

Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

I. Подготовительно-организационный этап

Постановка проблемы

3 мин

Добрый день! Тема моего мастер – класса «Рабочая программа как инструмент управления качеством образования». Данная тема возникла в связи с необходимостью привлечения внимания педагогического коллектива школы, района к проблеме категории детей с академическими трудностями.

Дети категории ДАТ – дети, которые испытывают трудности в процессе усвоения знаний.

Дети с академическими трудностями относятся к группе поддержки. В этой группе обучаются дети с медленным темпом учебной деятельности, с низким уровнем развития ОУУН (скорости письма, вычислений, чтения, скорости речи). Количество таких детей в классе составляет примерно 10-15 %. У детей данной категории на фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям успешно осваивать учебный материал, получать постоянное внимание от учителя. Для этого необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии подсказок, в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка. Для работы с данной категорией детей необходима систематизированная деятельность всех служб образовательного учреждения. Основу такой   работы составляет Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями.

.

II. Основная часть.

Презентация рабочей программы

10 мин

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогического коллектива школы, родителей к проблеме детей с академическими трудностями, поиска возможностей для оптимизации этого направления. Мною была составлена рабочая программа индивидуальной работы по математике и русскому языку для работы с категорией детей с академическими трудностями. Программа содержит алгоритм действий учителя, родителей, психологической службы школы.

Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей и возможностей детей с академическими трудностями в общеобразовательном учреждении.

Задачи: 

- выявление знаний, умений и навыков по русскому языку и математике у детей с низким уровнем развития;

- ликвидация пробелов у детей;

- развитие положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной деятельности;

- создание развивающей образовательной среды, оказывающую позитивное влияние на ребёнка;

- привлечение родителей в индивидуальную образовательную траекторию собственного ребёнка.

Инновационность:

- объединение урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс;

- включение детей в социально – значимые акции, коллективно – творческие дела;

- вовлечение в систему дополнительного образования.

Принципы педагогической деятельности:

- принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся при максимальном участии учителя;

 - принцип создания условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип ответственности, поддержки и доверия.

При проведении диагностики и изучении интеллектуального потенциала, способностей и возможностей, уровня навыков детей класса мною были выявлены 3 детей с академическими трудностями. (таблица) В целях оптимизации индивидуальной работы с ДАТ составлены тематическое планирование по математике и по русскому языку. (таблица) В планировании отражены основные темы по предметам и сроки.  Проведение дополнительных занятий предусмотрено в форме самостоятельной работы, консультаций. Контроль осуществляется в форме контрольной работы, тестов и зачётов. К тематическому планированию прилагаются планируемые результаты по предметам.

Учитывая индивидуальные потребности ДАТ в целях контроля и самоконтроля в учебной деятельности использую формирующее оценивание. Оно обеспечивает учащимся обратную связь с учителем по поводу их успехов в учёбе, отслеживает прогресс и формирует навыки самостоятельного обучения. Формирующий вид оценивания ориентирован на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении ребёнка элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. В своей деятельности практикую организацию совместной оценочной деятельности родителей, учеников и учителя в процессе текущего и домашнего контроля. На подготовительном этапе организовываю коллективную учёбу по оцениванию родителями работ учащихся, чтобы осознавали её значимость, имели представление о критериях оценивания. Участие родителей в такой деятельности формирует адекватное восприятие интеллектуальных возможностей и способностей своих детей.  У них есть возможность наблюдать за их объективными успехами и трудностями.

  Контроль за учебной деятельностью:

- листы самооценки деятельности на уроке;

- листы самооценки выполнения домашнего задания;

- листы индивидуальных достижений;

- оценочные листы;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по русскому языку;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по математике.

Реализация рабочей программы с детьми с академическими трудностями провожу по 6 направлениям:

I. Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по проблеме работы с категорией ДАТ:

1. Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями.

2. Знакомство с новинками педагогической литературы.

3. Изучение специальных исследований педагогов и психологов.

II. Создание банка данных ДАТ класса:

1. Изучение интеллектуального потенциала, способностей и возможностей, уровня навыков в целях оптимизации индивидуальной работы с ДАТ.

2. Анкетно – биографические сведения по ДАТ

III. Психологическая помощь ДАТ:

1. Регулярные психологические консультации для ДАТ.

2. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости.

IV. Создание условий для работы с ДАТ во внеурочной деятельности:

1. Дополнительные занятия учителя с учеником.

2. Участие в социально – значимых мероприятиях.

3. Участие в коллективно – творческих делах.

4. Участие в кружках, секциях.

V. Создание условий для работы с  ДАТ во внеурочное время

VI. Проведение мероприятий с родителями ДАТ

III. Работа в группах

             7 мин

Я предлагаю разделиться на 3 группы.

Задания для групп:

I. Составить комплекс мер по работе с ДАТ в урочной деятельности.

Аудитория разделена на 3 группы.

Работа в группах организована по 3 направлениям.  

I. Составить комплекс мер по работе с ДАТ в урочной деятельности.

1. В процессе изучения нового материала внимание детей с академическими трудностями концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать и стимулировать вопросы детей при затруднении в освоении нового материала.

2. На уроках математики и русского языка обилие и разнообразие упражнений позволит направить работу на усвоение любой из тем по восходящей.

3.  На каждом уроке собирать оперативную информацию об уровнях усвоения материала и на её основе давать дифференцированные посильные задания.

4. Планировать повторение и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов.

5. Необходимо использовать и активизировать различные каналы восприятия информации ребёнком.

6. Алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок - применение основных алгоритмов развития общеучебных знаний, умений и навыков, систематическая работа над ошибками.

7. Использование индивидуальных карточек, перфокарт, памяток, раздаточного материала позволяет ученику почувствовать себя работоспособным.

8. Дополнительное инструктировать в ходе учебной деятельности - использование инструкций, работы по образцу, повторное объяснение материала.

9. Выполнение презентаций по материалу учебника, составление цитатников по произведениям, викторины по прочитанным произведениям, приобщение учащихся к чтению.

10. Глубоко изучить уровень знаний, умений и навыков ребят, вести учёт пробелов у каждого из них в специальном дневнике наблюдений.

11. Целесообразней всего вести консультативную и дополнительную учебную работу до изучаемой темы на уроке, а не после неё.

12. При опросе детям давать примерный план ответа, разрешить пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.

13. Ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

14 Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал.

15. Выполнение той части работы, которая соответствует его способностям и возможностям по данной теме.

16. Стимулирование учебной деятельности - поощрения для исключения неуверенности, учащихся в себе и страха перед «двойкой», создание ситуации успеха, побуждение к активному труду, создание в классе моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных качеств, учащихся.

17. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечить атмосферу благожелательности и специальные ситуации успеха.

18. Различные формы взаимопомощи- закрепление за слабым учеником сильного, контроль их работы, консультации сильных учеников.

19. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

20. Учёт индивидуальных способностей и возможностей.

II. Разработать мероприятия с родителями ДАТ.

1.Установление причин отставания детей через беседы с классным руководителем, школьным психологом, врачом, родителями и ребенком.

2.Проведение анкетирования родителей с целью определения их основных подходов к детям данной категории.

3.Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями.

4. Проведение информационных лекторий с элементами практикума.

5. Рекомендация родителям методической литературы.

7. Приглашение родителей на уроки с целью определения уровня ребёнка на фоне классного коллектива.

9. Обмен информацией между учителем и родителем об итогах практических заданий.

10.Создание папки – копилки для накапливания заданий по развитию логического мышления.

11.Привлечение родительского актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

III. Разработать формы контроля учебной деятельности с ДАТ

Контроль за учебной деятельностью - частый опрос ученика на уроке, оценка знаний и умений с учётом возможностей учащихся, систематический контроль домашних заданий, организация самоконтроля. В ходе самостоятельной работы даю упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах. Отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности. При организации домашней работы для детей с академическими трудностями подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок:

- проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания;

- при необходимости предлагаются карточки -  консультации;

- даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового.

Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников и разработать специальную систему домашних заданий.  

 Для оценки соответствующих умений предлагаю оценочные листы к самостоятельной работе.

IV. Афиширование- представление выполненных работ

15 мин

 Выступление и обмен информацией представителей групп.

Презентация работ участниками  

Ожидаемые результаты:

1. Реализация программы позволит работу с ДАТ поднять на более качественный уровень.

V. Рефлексия содержания материала

 Заключительное слово

5 мин.

Как много дети теряют по причине своей подростковой лени, по причине своего юношеского максимализма, когда учитель давно не является единственным источником информации. Но он теряет это по причине своего незнания, так называемых активных и пассивных знаний, а мы знаем, и тем страшнее становится работа учителя, направленная на собственное спокойствие в нашем беспокойном хозяйстве. Выпуская троечников, которые ничего не знают, мы в первую очередь обрекаем себя на опасное будущее, будущее наших детей и внуков. Повинуясь всего лишь одному чувству – чувству удобства. 

В образовательном процессе каждый учитель должен помнить:

Самый большой талант педагога – осуществлять обучение в «зоне его ближайшего развития», учить, не ущемляя человеческого достоинства.

План работы с детьми академическими трудностями

 на 2016 -  2017 учебный год

Мероприятия

Сроки

1

Проведение контрольного среза по основным  разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью:

а) определение фактического уровня знаний неуспевающих детей;

б) выявление в знаниях детей пробелов, которые требуют ликвидации.

2

Установление причин  отставания  слабоуспевающих детей через беседы  с классным руководителем,  школьным психологом,  врачом,  родителями и  ребенком.

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

4

 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

5

Вести  тематический учет знаний слабоуспевающих детей по русскому языку и  математике.

6

Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающим учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

7

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.

8

Подведение итогов проделанной работы.

9

Анализ  работы  по работе с детьми с  категорией ДАТ.

Список детей с академическими трудностями

Имя учащегося

Предмет

Причины отставания по предмету

Данные психолога

1

Вова

русский язык

Пробелы в знаниях, низкая учебная мотивация

Низкая концентрация внимания

3

Таня

математика

Испытывает трудности в решении задач,          

Слабое развитие мыслительных операций

4

Вероника

математика

Несформированность основных математических понятий, неправильное выполнение действий, ответы наугад

Нарушение логического мышления

.  Для оценки соответствующих умений предлагаю оценочный лист к самостоятельной работе. Цель данной работы: сформировать у учащихся желание к домашним урокам, заложив основные способы и приёмы самостоятельной работы детей в домашних условиях. Для этого надо решить ряд педагогических задач:

  • освоить с детьми первичные приёмы планирования своих действий, соотнеся со временем, которое тратится на выполнение домашних уроков;
  • сформировать потребность в осуществлении контрольных действий по образцу;
  • обеспечить право на ошибку, на отсроченный результат, на возможность не предъявлять «продукт» на оценку, если ученик считает, что этот «продукт» не соответствует образцу;
  • формировать самооценку и взаимооценку учащимися собственных действий по заданным критериям.

Для оценивания самостоятельной работы и выполнения домашнего задания учащимся предлагаю оценочный лист. Цель: ликвидация трудностей, возникающих у ребёнка при изучении темы.  Приложении 6.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Рабочая программа как инструмент управления качеством образования»

Слайд 2

Рабочая программа индивидуальной работы c категорией детей с академическими трудностями

Слайд 3

Цель программы Создание условий для выявления, поддержки , обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей и возможностей детей с академическими трудностями в общеобразовательном учреждении

Слайд 4

Задачи выявление знаний, умений и навыков по русскому языку и математике у детей с низким уровнем развития; ликвидация пробелов у детей; развитие положительной учебной мотивации; повышение познавательной деятельности детей с академическими трудностями; создание развивающей образовательной среды, оказывающую позитивное влияние на ребёнка; привлечение родителей в индивидуальную образовательную траекторию собственного ребёнка.

Слайд 5

Принципы педагогической деятельности принцип создания комфортных условий для совместной работы детей при максимальном участии учителя; принцип создания условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип ответственности, поддержки и доверия.

Слайд 6

Инновационность объединение урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс; вовлечение в социально-значимые акции, коллективно-творческие дела; вовлечение в систему дополнительного образования.

Слайд 7

Контроль за учебной деятельностью листы самооценки деятельности на уроке; листы самооценки выполнения домашнего задания; листы индивидуальных достижений; оценочные листы; листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по русскому языку; листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по математике.

Слайд 8

Направления реализации программы Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по проблеме работы с категорией ДАТ. Создание банка данных ДАТ класса. Психологическая помощь ДАТ. Система работы с ДАТ в урочной деятельности Создание условий для работы с ДАТ во внеурочное время. Проведение мероприятий с родителями ДАТ.

Слайд 9

I . Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по проблеме работы с категорией ДАТ № п/п Мероприятия Дата Ответственные 1. Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями. Сентябрь учитель 2. Знакомство с новинками педагогической литературы. в течение года учитель 3. Изучение специальных исследований педагогов и психологов. в течение года учитель

Слайд 10

II . Создание банка данных ДАТ класса № п/п Мероприятия Дата Ответственные 1. Изучение интеллектуального потенциала, способностей и возможностей, уровня навыков в целях оптимизации индивидуальной работы с ДАТ. сентябрь учитель 2. Анкетно – биографические сведения по ДАТ. сентябрь учитель, родители 3. Диагностические обследования детей. октябрь учитель 4. Анкетирование детей. сентябрь-октябрь учитель

Слайд 11

III . Психологическая помощь ДАТ № п/п Мероприятия Дата Ответственные 1. Регулярные психологические консультации для ДАТ в течение года психолог 2. Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости в течение года психолог

Слайд 12

Задания 1 группа. Составить комплекс мер по работе с ДАТ в урочной деятельности. 2 группа. Составить комплекс мероприятий с роди с ДАТ во внеурочной деятельности. 3 группа. Разработать формы контроля учебной деятельности с ДАТ .

Слайд 13

Система работы с ДАТ в урочной деятельности В процессе изучения нового материала внимание детей с академическими трудностями концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаще обращаться к ним с вопросами на понимание, привлекать и стимулировать вопросы детей при затруднении в освоении нового материала На уроках математики и русского языка обилие и разнообразие упражнений позволит направить работу на усвоение любой из тем по восходящей На каждом уроке собирать оперативную информацию об уровнях усвоения материала и на её основе давать дифференцированные посильные задания Планировать повторение и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов Необходимо использовать и активизировать различные каналы восприятия информации ребёнком Алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок - применение основных алгоритмов развития общеучебных знаний, умений и навыков, систематическая работа над ошибками

Слайд 14

Использование индивидуальных карточек, перфокарт, памяток, раздаточного материала позволяет ученику почувствовать себя работоспособным Дополнительное инструктировать в ходе учебной деятельности - использование инструкций, работы по образцу, повторное объяснение материала Выполнение презентаций по материалу учебника, составление цитатников по произведениям, викторины по прочитанным произведениям, приобщение учащихся к чтению Глубоко изучить уровень знаний, умений и навыков ребят, вести учёт пробелов у каждого из них в специальном дневнике наблюдений Целесообразней всего вести консультативную и дополнительную учебную работу до изучаемой темы на уроке, а не после неё При опросе детям давать примерный план ответа, разрешить пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями Ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал

Слайд 15

Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал. Выполнение той части работы, которая соответствует его способностям и возможностям по данной теме Стимулирование учебной деятельности - поощрения для исключения неуверенности, учащихся в себе и страха перед «двойкой», создание ситуации успеха, побуждение к активному труду, создание в классе моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных качеств, учащихся В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечить атмосферу благожелательности и специальные ситуации успеха Различные формы взаимопомощи- закрепление за слабым учеником сильного, контроль их работы, консультации сильных учеников Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение Учёт индивидуальных способностей и возможностей

Слайд 17

Комплекс мероприятий с родителями ДАТ Устано вление причин отставания детей через беседы с классным руководителем, школьным психологом, врачом, родителями и ребенком. Проведение анкетирования родителей с целью определения их основных подходов к детям данной категории. Проведение индивидуальных консультаций с родителями . Проводить информационные лектории с элементами практикума .

Слайд 18

Информационно – практические беседы. Рекомендация родителям методической литературы Приглашение родителей на уроки с целью определения уровня ребёнка на фоне классного коллектива. Обмен информацией между учителем и родителем об итогах практических заданий. Создание папки – копилки для накапливания заданий по развитию логического мышления. Проведение индивидуальных (групповых) консультаций для родителей. Привлечение родительского актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

Слайд 19

Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по математике № ЗУНы Я знаю Я умею 1 Таблица умножения однозначных чисел 2 Таблица деления чисел в пределах 100 3 Сетка классов чисел 4 Основные приёмы устных вычислений

Слайд 20

Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по русскому языку № ЗУНы Я знаю Я умею 1 Названия падежей + 2 Типы орфограмм 3 Способ проверки орфограмм 4 Нефонемные написания 5 о-е после шипящих в окончаниях слов, называющих предметы 6 ь после шипящих у слов, называющих предметы

Слайд 21

Лист самооценки на уроке № Да Нет 1 Регулярно выполнял (а) домашние задания + 2 По необходимости консультировался (ась) с учителем 3 Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки 4 Регулярно вел (а)записи в тетради 5 Знаю , как работать со справочной литературой 6 Умею конспектировать тему 7 Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8 Делал (а) устное сообщение 9 Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

Слайд 22

Лист самооценки выполнения домашнего задания № Да Нет 1 Я сделал домашнее задание + 2 Я сразу понял, что требуется сделать 3 У меня не возникало трудностей при выполнении 4 Я выполнил все грамматические задания 5 Я выделил орфограммы 6 Я проверил свою работу, исправил ошибки 7 Я работу выполнил старательно, аккуратно 8 Я выполнил работу над ошибками

Слайд 23

Оценочный лист к самостоятельной работе по карточкам дома Умения Номера карточек Моя оценка (+/-) Оценка учителя Ошибки, комментарии 1. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 17 2. 2, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 20 3 . 12, 15, 16, 18, 19, 25 4. 30, 31, 32, 33

Слайд 24

№ п/п Мероприятия 1 Дополнительные занятия по русскому языку 2 Дополнительные занятия по математике 3 Участие в социально – значимых акциях 4 Участие в коллективно – творческих делах 5 Участие в кружках 6 Участие в секциях IV . Создание условий для работы с ДАТ во внеурочное время

Слайд 25

Приложения Планирование различных видов дифференцированной работы с ДАТ Профилактика неуспеваемости ДАТ I . В процессе контроля за подготовленностью учащихся II . При изложении нового материала III . В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке IV . При организации самостоятельной работы дома Методы стимулирования, учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости (посредством)

Слайд 26

Ожидаемые результаты

Слайд 27

Как много дети теряют по причине своей подростковой лени, по причине своего юношеского максимализма, когда учитель давно не является единственным источником информации. Но он теряет это по причине своего незнания, так называемых активных и пассивных знаний, а мы знаем, и тем страшнее становится работа учителя, направленная на собственное спокойствие в нашем беспокойном хозяйстве. Выпуская троечников, которые ничего не знают, мы в первую очередь обрекаем себя на опасное будущее, будущее наших детей и внуков. Повинуясь всего лишь одному чувству – чувству удобства. В образовательном процессе каждый учитель должен помнить: Самый большой талант педагога – осуществлять обучение в «зоне его ближайшего развития», учить, не ущемляя человеческого достоинства .



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Загустайская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа

индивидуальной работы

с детьми академическими трудностями (ДАТ)

3 класс

(русский язык, математика)

                

                

с. Тохой

2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике и русскому языку для учащихся 3 «Б» класса МБОУ Загустайская СОШ составлена для работы с категорией детей с академическими трудностями. Данная программа направлена на выявление, помощь детям с академическими трудностями, обучающимся в массовой школе и   на удовлетворение потребностей учителя, родителей и школы.

Дети с академическими трудностями относятся к группе поддержки. В этой группе обучаются дети с медленным темпом учебной деятельности, с низким уровнем развития ОУУН (скорости письма, вычислений, чтения, скорости речи). Они склонны подменять общее задание своим собственным; часто не сотрудничают с учителем, а подражают ему, требуют точных инструкций; некоторые не умеют выделять главное, часто не справляются со сложными заданиями; у иных плохо развита речь, воля, внимание, легко формируется школьная тревожность и отсутствуют действенные мотивы учения. Количество таких детей в классе составляет примерно 10-15 %. Для работы с данной категорией детей необходима систематизированная деятельность всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования, особенностей личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, занятия спортом, видами художественного творчества, неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное внимание от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания педагогического коллектива школы, родителей к проблеме детей с академическими трудностями, поиска возможностей для оптимизации этого направления, составления рабочей программы для индивидуальной работы с детьми данной категории.

Программа содержит алгоритм действий учителя, родителей, психологической службы школы. Реализация программы позволит работу с детьми с академическими трудностями поднять на более качественный уровень.

 Цели и задачи программы

Основная цель программы заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных способностей и возможностей детей данной категории в общеобразовательном учреждении.

Задачами данной программы являются:

- выявление знаний, умений и навыков по русскому языку и математике у детей с низким уровнем развития;

- ликвидация пробелов у детей;

- развитие положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной деятельности детей с академическими трудностями;

- создание развивающей образовательной среды, оказывающую позитивное влияние на ребёнка;

- привлечение родителей в индивидуальную образовательную траекторию собственного ребёнка.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с академическими трудностями:

- принцип создания комфортных условий для совместной работы детей при максимальном участии учителя;

 - принцип создания условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип ответственности, поддержки и доверия.

Инновационность:

- объединение урочной и внеурочной деятельности в единый образовательный процесс;

- вовлечение в социально-значимые акции, коллективно-;

- вовлечение в систему дополнительного образования.

 

Контроль за учебной деятельностью:

- листы самооценки деятельности на уроке;

- листы самооценки выполнения домашнего задания;

- листы индивидуальных достижений;

- оценочные листы;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по русскому языку;

- листы индивидуального учёта знаний, умений и навыков по математике.

Направления реализации программы

I. Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы учителей по проблеме работы с категорией ДАТ

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Положение о деятельности педагогического коллектива для работы с детьми с академическими трудностями и их родителями

сентябрь

учитель

2

Знакомство с новинками педагогической литературы

в течение года

учитель

3

Изучение специальных исследований педагогов и психологов

в течение года

учитель

        

II. Создание банка данных ДАТ класса

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

 Изучение интеллектуального потенциала, способностей и возможностей, уровня навыков в целях оптимизации индивидуальной работы с ДАТ

сентябрь

учитель

2

Анкетно – биографические сведения по ДАТ

сентябрь

учитель, родители

III. Психологическая помощь ДАТ

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Регулярные психологические консультации для ДАТ

в течение года

психолог

2

Психологические тренинги, направленные на повышение эмоциональной устойчивости

в течение года

психолог

IV. Создание условий для работы с ДАТ во внеурочное время

№ п/п

Мероприятия

1

Дополнительные занятия по русскому языку

2

Дополнительные занятия по математике

3

Участие в социально – значимых акциях

4

Участие в коллективно – творческих делах

5

Участие в кружках

6

Участие в секциях

V. Система   работы с ДАТ в урочной деятельности

№ п/п

Мероприятия

1

Проведение контрольного среза по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью:

а) определение фактического уровня знаний детей с академическими трудностями;

б) выявление в знаниях детей пробелов, которые требуют ликвидации

2

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть

3

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с категорией детей с академическими трудностями

4

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания детям данной категории, фиксировать это в плане урока

5

Вести тематический учет знаний, умений детей по русскому языку и математике

6

Отражать индивидуальную работу с ребёнком данной категории в рабочих или специальных тетрадях по предмету

7

Планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов

8

Алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок (применение основных алгоритмов развития общеучебных знаний, умений и навыков, систематическая работа над ошибками)

9

Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности (использование инструкций, работы по образцу, повторное объяснение материала)

10

Использование педагогических технологий: индивидуализация образовательного процесса, поисковая и проектная деятельность

11

Использование ИКТ: медиатеки, интернета, электронных энциклопедий

12

Применение на уроках здоровьесберегающих технологий

13

Проведение нестандартных форм уроков: урок – сказка, урок – путешествие, урок – игра, урок – творческая мастерская

14

Применение различных форм обучения: диалоговая, игровые, парная и групповая работа

15

Проведение опережающих консультаций

16

Контроль за учебной деятельностью (частый опрос ученика на уроке, оценка знаний и умений с учётом возможностей учащихся, систематический контроль домашних заданий, организация самоконтроля)

17

Заполнение листов самооценки деятельности ребёнка на уроке

18

Заполнение листов самооценки выполнения домашнего задания

19

Проводить собеседования с детьми, проверять запись домашнего задания в дневнике, контролировать посещение уроков

20

Различные формы взаимопомощи (закрепление за слабым учеником сильного, контроль их работы, консультации сильных учеников)

21

Стимулирование учебной деятельности (поощрения для исключения неуверенности в себе и страха перед «двойкой», создание ситуации успеха, побуждение к активному труду, создание в классе моральной обстановки, способствующей раскрытию положительных качеств)

22

Дополнительные занятия учителя с учеником

 

        

VI. Проведение мероприятий с родителями ДАТ

№ п/п

Мероприятия

1

Установление причин отставания детей через беседы с классным руководителем, школьным психологом, врачом, родителями и ребенком

2

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к детям данной категории

3

Индивидуальная консультация школьного психолога

4

Информационные лектории с элементами практикума

5

Информационно – практические беседы

6

Рекомендация родителям методической литературы

7

Приглашение родителей на уроки с целью определения уровня ребёнка на фоне классного коллектива

8

Создание коррекционных тетрадей

9

Обмен информацией между учителем и родителем об итогах практических заданий

10

Создание папки – копилки для накапливания заданий по развитию логического мышления

11

Проведение индивидуальных (групповых) консультаций для родителей

Планируемые результаты

Личностные:                                    

- осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения и неотъемлемой частью национальной культуры;

- устойчивый познавательный интерес к родному языку, его устройству и особенностям функционирования в речи;

- понимание необходимости соблюдения языковых и речевых норм в устном и письменном общении для более точной передачи его содержания;

- способность к самооценке и стремление к самосовершенствованию адекватности выбора языковых средств для более успешного решения коммуникативных задач в различных ситуациях общения.                            

Метапредметные: 

-умение обнаруживать границу (дефицит) своих знаний и формулировать вопросы (задачи) для ее преодоления;

- умение строить развернутое рассуждение, приводить аргументы для обоснования своей точки зрения, приводить примеры для демонстрации своих тезисов;

- умение вести диалог, слушать и слышать собеседника, оценивать обоснованность его мнения; стремление к более точному выражению своей позиции;

- умение пользоваться справочной литературой (словарями, справочниками) с целью установления норм правописания и произношения (или каких-либо иных норм и точных сведений), нахождения нужной информации определений, правил, исключений из них и т.п.). 
         Предметные:

- общее представление о ведущем принципе и закономерностях русского правописания, необходимости овладения его нормами;

- практическое соблюдение норм современного русского литературного языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных и пр.) в собственной устной и письменной речи (в рамках изученного в начальной школе);

- умение объективно оценивать свое владение этими нормами (в условиях коллективно-распределенной деятельности на уроке);

- общее представление о знаковой системе языка, взаимосвязи его единиц на разных уровнях (звук, фонема; морфема; слово как лексическая единица и часть речи, слово как член предложения; словосочетание и простое предложение;) умение характеризовать существенные признаки указанных единиц и их функции в (объёме изученного).

 

Планируемые результаты

Личностные:

• познавательный интерес, установка на поиск способов решения математических задач;

• способность характеризовать собственные знания, устанавливать, какие из предложенных задач могут быть решены.

Метапредметные:

• оценивать свои возможности перед решением задачи;

• высказывать предположения о неизвестном, предлагать способы проверки своих гипотез, инициировать поиск и пробы известных (или неизвестных) способов действий/средств.

Предметные:

• использовать свойства умножения для поиска рациональных способов вычислений;

• воспроизводить по памяти результаты табличных случаев умножения и деления;

• выполнять устные вычисления в пределах 100;

• выполнять все действия с именованными числами;

• решать уравнения вида: а • х = Ь, х • а = Ь, а; х = Ь, x: a = Ь;

• анализировать задачи с однородными величинами (выделять описываемые в тексте величины и связывающие их отношения) и представлять результаты анализа на моделях (чертежах и схемах);

• читать чертежи и схемы, выполнять по ним вычисления.

Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по русскому языку

Учени___ 3 «б» класса,  фамилия_____________имя__________

ЗУНы

Я знаю

Я умею

1

Названия падежей

2

Типы орфограмм

3

Способ проверки орфограмм

4

Нефонемные написания

5

о-е после шипящих в окончаниях слов, называющих предметы

6

ь после шипящих у слов, называющих предметы

7

Окончания –ого и –его

8

Буква и в окончаниях –ий, -ия, -ие

9

и, ы после ц в окончаниях и корнях

10

Способы проверки орфограмм –ться, -тся

11

Многозначность слова

12

Склонение существительных

13

Определение падежа

14

Проверка падежных окончаний слов, называющих предметы

15

Проверка падежных окончаний слов, называющих признаки

16

Определение спряжения глагола

17

Проверка окончаний у слов, называющих действия

18

Словарь

19

Изменение и определение числа у слов, называющих предметы

20

Изменение и определение числа у слов, называющих признаки

21

Приставки и предлоги

22

Согласные и гласные в приставках

23

Суффиксы –ек, -ик

24

Синонимы и антонимы

25

Гласные в слабой позиции

26

Разбор слова по составу

27

Выделение основы слова

28

Выделение корня

29

Подбор родственных слов

30

Парные звонкие и глухие согласные

31

Непроизносимые согласные

32

Конструирование связного текста

33

Списывание

34

Запись под диктовку

35

Сочинение по серии картинок

36

Изложение (умение передать содержание)

Индивидуальная карта учёта знаний, умений и навыков по математике

Учени___ 3 «б» класса, фамилия_____________имя__________

ЗУНы

Я знаю

Я умею

1

Таблица умножения однозначных чисел

2

Таблица деления чисел в пределах 100

3

Сетка классов чисел

4

Основные приёмы устных вычислений

5

Скобки как действие

6

Единицы измерения площади

7

Периметр. Формула

8

Единицы измерения величин

9

Переместительное свойство сложения

10

Переместительное свойство умножения

11

Сочетательное свойство сложения, умножения

12

Распределительное свойство умножения

13

Сравнение чисел

14

Взаимосвязь между действиями

15

Умножение круглых чисел

16

Деление круглых чисел

17

Устные приёмы умножения двузначного на однозначное

18

Устные приёмы деления двузначного на однозначное

19

Устные приёмы деления двузначного на двузначное

20

Деление с остатком

21

Порядок действий

22

Оформление решения задач:

- по действиям с вопросом;

- с пояснением;

- выражением.

23

Составление чертежа, схемы к задаче

24

Увеличить на

25

Увеличить в

26

Уменьшить на

27

Уменьшить в

28

Вычисление площади. Формула

29

Решение уравнений

30

Решение задач

31

Целое, часть, число частей

32

Нахождение целого

33

Нахождение части

34

Нахождение числа частей

Лист самооценки на уроке

Да

Нет

1

Регулярно выполнял (а) домашние задания

2

По необходимости консультировался (ась) с учителем

3

Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки

4

Регулярно вел (а)записи в тетради

5

Знаю, как работать со справочной литературой

6

Умею конспектировать тему

7

Умею самостоятельно находить материал по заданной теме

8

Делал (а) устное сообщение

9

Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу

10

Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово

11

Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке

.

Лист самооценки выполнения домашнего задания

Да

Нет

1

Я сделал домашнее задание

2

Я сразу понял, что требуется сделать

3

У меня не возникало трудностей при выполнении

4

Я выполнил все грамматические задания

5

Я выделил орфограммы

6

Я проверил свою работу, исправил ошибки

7

Я работу выполнил старательно, аккуратно

8

Я выполнил работу над ошибками

                 Оценочный лист к самостоятельной работе по карточкам дома

Умения

Номера карточек

Моя оценка

(+/-)

Оценка учителя

Ошибки,

комментарии

Сравнение чисел

1, 2, 4, 5, 6, 7,

 8, 9, 10, 17

Взаимосвязь между действиями

2, 3, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 20

Умножение круглых чисел

12, 15, 16,

 18, 19, 25

Деление круглых чисел

30, 31,

32, 33

Устные приёмы умножения двузначного на однозначное

21, 22, 23,

24, 26, 27,

28, 29, 34

Устные приёмы деления двузначного на однозначное

35, 36, 37

.

Приложения

Планирование различных видов дифференцированной работы с ДАТ

1. Указание типа задачи, правила.

2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертёж, инструкция).

3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц и словесно.

4. Указание алгоритма решения или выполнения.

5. Указание аналогичной задачи, решённой раньше.

6. Объяснение хода выполнения подобного задания.

7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8. Наведение на поиск решения определённой ассоциацией.

9. Указание причинно – следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

10. Выдача ответа или результата выполнения задания.

11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12. Постановка наводящих вопросов.

13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

        

Профилактика неуспеваемости ДАТ

I. В процессе контроля за подготовленностью учащихся

1. Контролировать усвоение вопросов, вызывающих у учащихся наибольшие затруднения.

2. Анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах.

3. Выявить типичные для учащихся ошибки и концентрировать внимание на их устранение.

4. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки.

5. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков учащимися, выявлять причины отставания.

II. При изложении нового материала

1. Проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

2. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.

4. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.

5. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

III. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

1. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, меньшим числом упражнений в определённой системе.

2. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.

3. Инструктировать о порядке выполнения работы.

4. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе.

5. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность.

6. Учить умениям планировать работу, выполнять её в должном темпе и осуществлять контроль.

IV. При организации самостоятельной работы дома

1. Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.

2. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками.

3. Чётко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими детьми.

4. Согласовать объём домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку слабоуспевающих детей.

Методы стимулирования, учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости (посредством)

1 группа

2 группа

3 группа

Содержание

 Организация деятельности

 Воспитательные воздействий в плане общения, отношения, внимания

  1. Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

  1. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

  1. Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.
  2. Показ значимости знаний, умений:

а) общественной;

б) личностной.

 5.   Межпредмет-

ные связи.

1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.

2. Предъявление требований к учащимся:  

по содержанию (к дисциплине, к работе);

по форме (развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);

единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3.Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий)

4.Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

5.Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6.Контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7.Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
  2. Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям
  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

Оказание помощи ДАТ в урочной деятельности

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
  • Предложение учащимся примерного плана ответа.
  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала

 

  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы
  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
  • Напоминание приема и способа выполнения задания.
  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Система работы по формированию положительного отношения к учению ДАТ

Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

4

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

 

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

 

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

Профилактика неуспеваемости ДАТ на этапах урока

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

 

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

 

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль. 

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

План работы с детьми академическими трудностями

 на 2016 -  2017 учебный год

Мероприятия

Сроки

1

Проведение контрольного среза по основным  разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью:

а) определение фактического уровня знаний неуспевающих детей;

б) выявление в знаниях детей пробелов, которые требуют ликвидации.

2

Установление причин  отставания  слабоуспевающих детей через беседы  с классным руководителем,  школьным психологом,  врачом,  родителями и  ребенком.

3

Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

4

 Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

5

Вести  тематический учет знаний слабоуспевающих детей по русскому языку и  математике.

6

Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающим учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

7

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.

8

Подведение итогов проделанной работы.

9

Анализ  работы  по работе с детьми с  категорией ДАТ.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по русскому языку

занятий

Дата

Тема

Форма занятий

Формы контроля

Домаш

нее зада

ние

СР

Консуль

тация

КР

Тест

Зачёт

1-2

Наименьшие значимые части слова, способы их выделения

+

+

упр.5

3

Многозначность слова

+

+

упр.8

4-5

Основной закон русского письма. Основное орфографическое правило.

+

+

упр. 26

6

Правила графики

+

+

упр. 28

7

Правописание слов с приставкой -с

+

+

упр.36

8

Непроизносимые согласные

+

упр. 43

9

Контрольное списывание

+

+

стр. 71

10

Контрольное задание

+

+

стр.72

11

Работа над ошибками

+

12

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на число)

+

+

упр. 64

13

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на падеж

+

+

упр.66

14

Работа окончаний слов, называющих предметы (указание на род)

+

+

упр.71

15

Правописание предлогов со словами

+

+

упр.87

16-17

Определение падежа слов, называющих предметы

+

+

+

упр.100

18

Диктант

+

+

стр. 133

19

Контрольное задание

+

+

+

стр.133

20

Работа над ошибками

+

21

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы

+

+

упр.126

22-23

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях единственного числа

+

+

упр.135

24

Способ проверки орфограмм в падежных окончаниях множественного числа

+

+

упр.146

25

Списывание

+

+

стр.191

26-27

Проверка орфограмм в падежных окончаниях с учётом нефонемных написаний

+

+

упр.169

28

Разграничение слов на –ия, -ие, -ий и слов, оканчивающихся на –ей (типа улей)

+

+

упр.175

29

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буквы ы, и в окончании –ый/-ий)

+

+

упр. 180

30

Несоответствие закону письма написаний в окончаниях названий признаков (буква г в окончании –ого/-его)

+

+

упр. 182

30-31

Буквы о и е после шипящих и ц в падежных окончаниях

+

+

упр.192

32

Контрольное задание

+

+

стр.46

33

Работа над ошибками

+

34-35

Два типа спряжения слов, называющих действия

+

+

упр.209

36

Буква ь после шипящих в личных окончаниях

+

+

упр.210

37-38

Способ проверки орфограмм в формах на –ться, -тся

+

+

упр.240

39-40

Проверка орфограмм в окончаниях слов, называющих действия

+

+

упр.255

41

Диктант

+

+

стр.120

42

Работа над ошибками

+

43-44

Орфограммы сильных и слабых позиций

+

+

упр.301

45

Способы проверки орфограмм

+

+

46

Контрольный диктант

+

+

стр.185

47

Контрольная работа

+

+

стр.186

48

Работа над ошибками

+

Тематическое планирование по математике

п/п

Дата

Тема

Форма занятий

Формы контроля

Домаш

нее зада

ние

СР

Консуль

тация

КР

Тест

Зачёт

1

Стартовая проверочная работа

+

+

№ 3,5

2-3

Измерения и вычисления

+

+

№ 8-11

4

Переместительное свойство умножения

+

+

№15-19

5-6

Умножение числа на сумму

+

№ 21-25

7

Проверочная работа

+

+

№ 30-32

8-9

Деление с остатком

+

+

№36,37

10-11

Умножение и деление на 10

+

+

12

Проверочная работа

+

+

13-14

Соотношение единиц длины

+

+

15

Умножение числа на разность

+

+

16

Контрольная работа

+

+

17

Работа над ошибками

+

18-19

Целое, состоящее из равных частей

+

+

20-21

Вычисление значения целого при использовании правила умножения числа на сумму

+

+

22

Проверочная работа

+

+

23

Деление на равные части

+

+

24

Составление трёх видов задач с целым, состоящим из равных частей

+

+

25

Решение задач на умножение

+

+

26

Решение задач на деление

+

+

27

Проверочная работа

+

+

28

Решение уравнений с действием умножения

+

+

29

Решение уравнений с действием деления

+

+

30-31

Приёмы внетабличного умножения и деления

+

+

32

Контрольная работа

+

+

33

Работа над ошибками

+

34

Определение доли одной величины от другой

+

+

35

Определение величины по её доле

+

+

36

Понятие «доли» в текстовых задачах

+

+

37

Проверочная работа

+

+

38-39

Деление на двузначное число

+

+

+

40

Сочетательное свойство умножения

+

+

41

Проверочная работа

+

+

42

Умножение на разрядную единицу

+

+

43

Деление на разрядную единицу

+

+

44

Кратное и разностное сравнение величин

+

+

45

Проверочная работа

+

+

46

Умножение круглых чисел

+

+

47

Деление круглых чисел

+

+

48

Умножение многозначного числа на однозначное

+

+

49-50

Решение текстовых задач

+

+

51

Контрольная работа

+

+

52

Работа над ошибками

+

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия "Школы совершенствования профессионального мастерства"


Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего  – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  •   Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта  является  «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат –  умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме  эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности,  элективного курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Презентация «Технология проведения «Мастер-класса» (Приложение 1).

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой  профессиональной деятельности /Г.А.Русских  //Методист.– 2002. –  № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа "Мастер-класс"/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о "мастер-классе" как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Мониторинг как инструмент управления качеством обучения младших школьников

В докладе приводятся примеры мониторинга качества знаний по предметам в начальной школе. Разработанные технологические карты помогут учителям отслеживать уровень усвоения учебного материала младших шк...

Современные технологии как инструмент управления качеством образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...

Участие общественности в управлении качеством образования, в контроле качества образования.

В основу стандартов второго поколения положен новый тип взаимоотношений: сегодня не только государство может требовать от ученика необходимого уровня образованности, но и ученик и его родители вправе ...

Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС

В данном разделе опубликован материал  "Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС"...

Статья "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Традиционно вся отечественная система образования ориентировалась на знания как цель обучения.  Преобразования российского общества в целом и образования в частности обусловили изменение тре...

Заседание ШМО по теме: «Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Представлена разработка заседания МО учителей начальных классов по теме:«Мотивация. Современные технологии создания мотивации как инструмент управления качеством образования с обучающимися с умственн...

Семинар-практикум для педагогов "Современные технологии как инструмент управления качеством образования"

Цель: осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как показателя компетентности современного педагога....