Доклад на педагогический совет по теме " Временные ресурсы урока
статья на тему

Гладких (Гагина) Ольга Борисовна

Временные ресурсы урока Цель: Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет ( 03.12.17)

Слайд 1.

 Временные ресурсы урока Цель: Рассмотрим основные причины потери времени и выявим общие условия его экономии, исходя из определения урока как регламентированного (в первую очередь - временными рамками), ресурсообеспеченного, управляемого, системного процесса совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного, диагностируемого образовательного результата.

Слайд 2

Обозначим типичные действия учителей, приводящие к потере времени.

1. Дети входят в кабинет по звонку. Учителя объясняют данную ситуацию необходимостью проветрить кабинет, обеспечить безопасность школьников, подготовить кабинет к уроку. Однако достаточно впустить детей за 3 минуты до звонка (чтобы они успели сесть за парты, достать учебные принадлежности и т. д.), и время будет сэкономлено.

2. Проверка отсутствующих. Данное действие педагоги мотивируют необходимостью отметить отсутствующих для порядка или с целью организации им помощи по усвоению пропущенного материала. Но время при этом тратится напрасно. О порядке отработки пропущенного материала учитель может договориться с классом один раз в начале года (система консультаций и консультантов, электронный дневник, информационно-коммуникационное пространство учителя и т. п.). Выяснять причины отсутствия обучающихся - забота классного руководителя.

Слайд 3

3. Поиск дежурных и приведение кабинета в порядок. Данные действия должны осуществляться на перемене.

4. Выяснение причин опозданий обучающихся никакой практической пользы для достижения целей урока не имеет. Кроме того, оправдываться - достаточно унизительно. Опоздавшим можно предложить внеочередную проверку знаний, индивидуальное учебное задание и т. п. Воспитательные беседы проводятся на классных часах и переменах. 

5. Выяснение причин неготовности обучающихся к уроку (как материально - отсутствие учебника, пособия, тетради, линейки и др., так и по содержанию) не помогает им обрести необходимые знания. Материальные потребности может оперативно удовлетворить учитель без отрыва от основной образовательной деятельности, а пробелы в содержании ликвидируются средствами, указанными в п. 2.

6. Гадание над журналом: "Кто пойдет к доске?" Это откровенное издевательство над детьми и временем; показатель того, что учитель недостаточно качественно спланировал урок.

Слайд.4.

7. Вызывание для ответа детей, не подготовленных к уроку; не умеющих хорошо говорить. Призывать к выступлению такого школьника - неэффективно. Ребенок выставляется перед классом не с лучшей стороны, что влияет как на его самооценку, оценку его одноклассниками, так и на его отношение к учителю и к предмету. Таким детям необходимо предоставить возможность ответить во внеурочное время или на уроке один на один с учителем (например, в период групповой работы класса) либо предупредив лично заранее о содержании выступления перед классом по конкретному вопросу. Говорить (произносить монолог) должны те, кого слушают. Только в таком случае содержание выступления будет работать на достижение целей урока.

8. Требования вставать для произнесения реплики в процессе беседы; отвечать стоя на вопросы, предполагающие односложный ответ; выходить к доске, чтобы показать на карте, схеме, картинке один объект. Встать, сказать слово (предложение) и сесть - весьма расточительно по времени. Стоя произносятся небольшие монологи; выход к доске для показа объекта должен сопровождаться комментариями обучающегося.

9. Опрос по вопросам (или повторение вопросов) содержания, которое не будет использоваться на текущем уроке, не работает на достижение целей данного урока. В то же время сопутствующее повторение давно изученного материала повышает эффективность урока.

Слайд 5

10. Включение в содержание урока дополнительной информации, материалов, отсутствующих в образовательной программе, свидетельствует о том, что учителем не осуществлен отбор учебного материала. Второстепенный материал поглощает время, необходимое для отработки знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе. Весь интересный дополнительный материал может быть использован в системе внеурочной деятельности.

11. Экономия времени на качественную отработку обязательного содержания программы (т. е. целевых установок урока) якобы в целях выполнения плана урока на 100% приводит к последующим пробелам в знаниях обучающихся, что потребует дополнительного времени на ликвидацию этих пробелов. Рациональный выход - качественно отработать меньший по сравнению с запланированным объем программных знаний и способов деятельности. Задачи, которые не удалось решить на данном уроке, должны быть решены на следующем. Не следует задавать их в качестве домашнего задания для самостоятельной проработки.

Слайд.6

12. Отсутствие четких, конкретных инструкций при организации деятельности обучающихся, которая не требует самостоятельного составления ее алгоритма. Чем четче сформулировано задание, тем меньше времени требуется на его выполнение и тем качественнее результат.

13. Запись в тетради информации, которая есть в учебнике. Если и записывать - то своими словами (так, как понял), с последующей проверкой и коррекцией. Однако более эффективны схемы, которые можно использовать в качестве зрительных опор при устных объяснениях обучающихся. Данный прием весьма результативен.

14. Вычерчивание сложных таблиц, схем отнимает время, предназначенное для достижения целей урока. Технологические карты уроков, содержащие графические заготовки; задания с продуманными формулировками; четкие и конкретные инструкции по их выполнению позволяют значительно экономить время.

Слайд 7

Вывод: Таким образом, нацеленность совместной деятельности учителя и обучающихся на достижение целевых установок урока обеспечивает резерв времени, необходимый для их реализации.
Временная ресурсообеспеченность создает предпосылки для реализации требований к подготовке и проведению урока, достижения его целевых установок, повышения эффективности образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"

Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"

Доклад на педагогическом совете по теме "Использование  здоровьесберегающих  технологий в начальной школе  в условиях введения  ФГОС НОО"...

Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"

 В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...

Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»

На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от друг...

Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов. Из опыта работы»

Описывается работа с такими образовательными платформати, как Яндекс учебник, Учи.ру и другими....