Доклад на педагогическом совете По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»
статья по музыке на тему

Соколинская Т.Н.
На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от других школьных предметов, методики, которых ориентированы на управление познавательной деятельностью учащихся. Значит, урок должен иметь специфические методические особенности, которые в первую очередь создают на уроке атмосферу сопереживания, а затем уже обеспечат получение знаний, умений и навыков в системно - деятельном подходе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_tn.doc184 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Доклад на педагогическом совете

По теме : «Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки»

СОКОЛИНСКОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

2018

Использование современных образовательных методов и приемов на уроках музыки

Цель: ознакомление с методами преподавания уроков художественно-эстетического направления

На уроках предметов эстетического направления (музыка, ИЗО, МХК) на первый план выдвигается задача воспитания личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства в отличие от других школьных предметов, методики, которых ориентированы на управление познавательной деятельностью учащихся. Значит, урок должен иметь специфические методические особенности, которые в первую очередь создают на уроке атмосферу сопереживания, а затем уже обеспечат получение знаний, умений и навыков в системно - деятельном подходе.

Один из важнейших методов преподавания искусства в школе - метод художественно-педагогической драматургии (ХПД).

Этот метод разработан на основе проблемного обучения и основных законов театральной драматургии, система целенаправленных действий учителя, организующих на уроке общение учащихся с произведением искусства и обеспечивающих целостное восприятие произведения, используя силу его эмоционального воздействия для развития духовного мира школьника, а также получение знаний, необходимых для восприятия различных видов искусства.

Следующем немаловажным методом является метод слушание и интерпретации музыкальных произведений.

Методы диагностики музыкального развития школьников

Л.П. Маслова выделяет в особую группу методы, составляющие основу педагогики искусства. Автор относит к ним следующие методы:

- интонационный анализ художественных произведений;

- переинтонирование образа через постановку различных художественных задач;

- переинтонирование образа на язык смежного вида искусства (перевода в другую модальность);

- наблюдения и сравнения;

- метод игры и драматизации;

- метод полифонизма деятельности;

- выход во внемузыкальные сферы, сопряженный с проведением аналогий, сравнений, возникновением ассоциаций;

- организация диалогов разных уровней (автор-реципиент, учащийся-одноклассник, диалог с самим собой, с другой культурой, с миром и др.);

- метод творческих заданий;

- парадокса (контраста и неожиданности).

Методы стимулирования музыкальной деятельности. Данную группу методов музыкального образования выделяет Л. Дмитриева. Эти методы применяются для создания эмоциональной, творческой атмосферы, которая обязательна для уроков музыки.

- метод эмоционального воздействия;

- метод создания эффекта удивления;

- метод создания ситуации успеха;

- метод создания игровых ситуаций;

- метод создания проблемно-поисковых ситуаций;

- метод дискуссии;

- метод сравнения;

- метод анализа музыки;

- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядно-слуховой метод.

На уроке музыки особое место уделяется вокально-хоровой деятельности. Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие ,как слух, память, чувство ритма, но и способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.

Хоровое пение содействует овладению культурной речи, выработке четкого, выразительного произношения.

Мне очень нравится Метод комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) по методике Д.Огородного. К большому сожалению, я могу на уроке использовать только некоторые элементы этой методики.

Автору методики удалось соединить вокальное воспитание не только с речевым, но и с общемузыкальным. Все упражнения построены на музыкальной основе (согласно законам музыкальной формы, метроритма, лада). В ходе упражнений по данной методике согласованно работают голосовой аппарат, руки, зрение, слух, мозг. Человек начинает точнее управлять не только своим голосом, но и собой.

Методика КМПВ предлагает 6 видов художественных музыкальных движений в коллективной хоровой работе:

  1. художественное тактирование;
  2. работа по алгоритм постановки голоса и воспитанию вокальных навыков и музыкальности;
  3. ладово-вокальнвые жесты;
  4. декламацию с жестикуляцией;
  5. вспомогательные движения при вокальной работе над песней;
  6. поиски выразительных движений во время слушания музыки.

результат работы будет зависеть от вашей активности.

Первые три вида движений мы называем дидактическими, поскольку каждый из них старого регламентирован и требует точности в выполнении их формы. Следующие за ними три вида носят творческий характер, поскольку являются импровизационными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/21/s_5921e8fb46ef2/630473_1.jpeg

Художественное тактирование подготавливает голос, слух и двигательный аппарат учащегося к волнению более сложной задачи - музыкальному воспроизведению звуковысотных отношений. При этом развитие метроритмического чувства происходит естественным путем и помогает формированию самого ладового чувства, поскольку то и другое имеет общую психофизиологическую основу: как неустойчивый звук тяготеет к устойчивому, как слабая доля тяготеет к сильной доле в смежных тактах.

Работа по алгоритму постановки голоса

Этот алгоритм наилучшим образом организует:

  1. певческое дыхание;
  2. звукообразование;
  3. работу резонаторной системы;
  4. артикуляцию

Технология постановки голоса по алгоритму обеспечивает комплексное включение в работу всех частей голосового аппарата. Все движения голосового аппарата при вокализации синхронно и эмоционально согласуются с движениями руки. Алгоритм составлен в музыкальной форме в трехдольном размере. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/21/s_5921e8fb46ef2/630473_3.jpeg

Я использую алгоритм следующим образом, используя игру "Ворон", "Филин". Поется алгоритм на тонике на гласном "У".

ВОСПИТАНИЕ ЛАДОВОГО ЧУВСТВА

Воспитание ладового чувства дает школьнику полноценное развитие самого голосового аппарата, воспитание вокальных навыков.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/21/s_5921e8fb46ef2/630473_4.jpeg

Движения всегда выполняются обеими руками, эмоционально, выразительно.

https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/05/21/s_5921e8fb46ef2/630473_5.jpeg

При использовании ладово-вокальных жестов в работе надо помнить, что ступени лада существуют не сами по себе каждая, а в связи друг с другом, с тяготением неустойчивых ступеней в устойчивые и в конечном счете - в тонику.

Методы и приемы озвучивания литературного текста и музыкальной интонации.

Методика работы над песней предполагает несколько этапов:

  1. показ песни;
  2. беседа о ее содержании;
  3. озвучивание литературного текста и музыкальной интонации;
  4. работа над совершенствованием вокальных навыков;
  5. работа над художественным образом;
  6. исполнение песни.

Используя инновационные технологии и методы работы на уроках эстетического направления, мы не должны забывать о самой главной задаче - это воспитание ребенка, формирование свойства личности. Воспитательный процесс отличается длительностью, вариативностью, неопределенностью.

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускается свободная посадка за партой, приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании используются репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психоэмоцианальное состояние.

        Логоритмическая гимнастика - это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

        Фольклорная арттерапия. Русский песенный фольклор - это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок - обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.

        В процессе использования технологий на уроке музыки дети узнают, постигают, осваивают закономерности языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развивать музыкальные способности детей.

        Все технологии помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культуры школьников.

"Не всем быть художниками, но любить и понимать искусство могут и должны все, - утверждал А.Н. Серов. - Вкус развивается, воспитывается, как всякая способность в человеке...

         В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

        Двадцать первый век-это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и народное образование. В настоящее время большое количество информационных технологий применяется в учебном процессе. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает урок более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. На уроке музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на уроке, способствует усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала учащихся.

        Самый доступный способ применения информационных технологий на уроке музыке – это использование мультимедийной установки. Одним из инструментов внедрения информационных технологий является компьютерная программа Power Point, которую очень эффективно и творчески можно использовать в преподавании музыки. В данной программе составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при проведении уроков музыки, также, с большим успехом, эту программу можно использовать и во внеклассной работе. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ учителя более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание учащихся на учителя, что очень важно. Презентации можно применять на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемого материала позволяет учащимся эффективнее воспринимать излагаемый учителем материал. При создании слайдов возможно использовать анимацию, это очень удобно для последовательного изложения материала. С помощью анимации можно сконцентрировать внимание учащихся на главном в изучаемом материале. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.

        Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

  • личностному развитию учащихся;
  • повышению интереса школьников к урокам музыки;
  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
  • повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;
  • воспитанию активности и самостоятельности;
  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству;
  • формированию у школьников основ теоретического мышления.

          Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое  предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.

Технология  продуктивно-творческой деятельности

         Данная технология  строится на принципах общехудожественного постижения искусства:

  • принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости;
  • принцип культуросообразности;
  • принцип природосообразности (от игры к творчеству);
  • принцип единства воспитания и образования,
  • принцип преемственности и непрерывности различных уровней музыкального образования;
  • комплексный подход к синтезу всех видов искусств и сфер жизни;
  • одновременная работа всех анализаторов (зрение, слух, осязание).

        В технологии продуктивно - творческой деятельности предусматривается качественно новый подход к подбору содержания музыкально-художественного материала. Основное новообразование  в принципе подбора музыкальных произведений заключается  в технологическом подходе « от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему». Такой подход позволяет рассмотреть любое музыкальное явление и произведение с точки зрения традиций и современности, а продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем. Так, например, анализируя жанр авторской песни в 7 классе  (тема «Что значит современность в музыке»), учащиеся знакомятся  с историей возникновения этого музыкального жанра, изучают музыку средневековых бардов, менестрелей, трубадуров. Разучивая песни современных авторов, например, В.Высоцкого, О. Митяева и др., учащиеся исследуют жанр авторской песни с точки зрения современной культуры, а обозначив в ходе обсуждения, волнующие современных подростков темы, создают фундамент для музыкальных сочинений  будущего. И неважно, если  первый опыт по созданию своей авторской песни будет не совсем удачным, главное, что он состоялся.

        Основными методами обучения продуктивно-творческой деятельности являются методы музыкальной импровизации, интеграции различных видов искусств,  интерпретации собственного исполнения  музыкального произведения.

        Особое  внимание уделяется методу музыкальной импровизации как первооснове продуктивно-творческой деятельности. Этот метод основан на взаимодействии художественно-образного и конструктивного мышления. Образное и конструктивное начала в музыкальном творчестве нерасторжимы и обогащают друг друга. При этом задействованным оказывается одно из важнейших качеств детской психики - фантазия, которая является базовым компонентом художественного творчества.

        Процесс обучения музыкальному искусству включает в себя обязательный образовательный уровень (урок) и внеурочную деятельность. Навыки художественно-творческой деятельности, получаемые на уроках музыки, органично развиваются во всех последующих формах общения с искусством:

  • внеурочная развивающая деятельность (занятие в кружках по интересам: эстрадный вокал, театральная студия,  коллектив народного творчества, хореографическая студия);
  • внешкольные мероприятия художественно-эстетической направленности;
  • коллективное посещение концертов, музеев.
  • вокальные конкурсы, фестивали.

Здоровьесберегающие технологии

        Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.

        Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе.

        Неудивительно поэтому, что в наше время много школ работает с применением технологии здоровье сбережения.

        Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

        Может ли учитель музыки с помощью здоровье сберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?

        По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

        Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

        Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

        Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других уроках во время физминуток или в заключительной части урока.

        Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка.

         

Используемая литература

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе - М.: Просвещение, 205 г.

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в школе - М.: Просвещение 1989 г.

3. Беспалько Ю.К. Программированное обучение - М.: Просвищение, 1991 г.

4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении - М.: Знание, 1960 г.

5. Зотов Ю.Б. / Под редакцией Пидкасистого П.И./ Организация современного урока М.: Просвещение, 1989 г.

6. Кротова Н.В. Новые образовательные технологии в формировании интеллектуального человеческого капитала культуры - М., 2000 г.

7. Сухомлинский В.А. О воспитании - М.: Просвещение, 1975 г.

8. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987 г.