Игровые технологии.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Статья. Использование игровых технологий в работе учителя начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 20.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии
(Шмаков С. А., Никитина Б. П., Эльконин Д. Б.,
Выготский Л.С.)
Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и учением— один из основных видов
деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению,
игра — это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление
поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
—развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие,
воодушевить, пробудить интерес);
воодушевить, пробудить интерес);
—коммуникативную: освоение диалектики общения;
—самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
—игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других
видах жизнедеятельности;
—диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в
процессе игры;
—коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-
культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношении, усвоение норм
человеческого общежития.
В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование,
реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя
как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью,
возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в
самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые
действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е.
замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д)
сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим
люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в
дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на
активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и :даже раздела
учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения,
закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.).
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий
происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед
учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное
выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во
многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком —
чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими
результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и
характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы ир:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и
другие.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые,
имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (ма-
тематические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди-
дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные,
танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные
(забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на
местности, компьютерные и с ТОО, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания)
можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества,
игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинга и
упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации;
соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты;
свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы,
маскарады; игровые аукционы и т.д.
Особенности игровых технологий
Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами
деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний -
общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная
деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка
Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса —
одно из самых сложных действий педагогов.
Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно
уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и
реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и
рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая
ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором,
ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия,
лёгкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в
игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами,
игрушками, появляются неимитационные игры.
В игровой модели учебного процесса проблемная ситуация создаётся через игровую
ситуацию: проблемную ситуацию участники проживают в её игровом воплощении, основу
деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности происходит в условно-
игровом плане.
Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр — по логике
разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией
действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и
позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и
соучастника общего действия.
Итоги игры выступают в двойном плане — как игровой и как учебно-познавательный
результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия,
анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, её соотношения с реальностью.
Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному
обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры,
соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-
игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры,
способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры,
направленные на развитие числовых представлений, обучение счёту, и игры, развивающие
память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их
использования; во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую
часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё
включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,
характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение
предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших
школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр,
воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух,
смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию
обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать учебные элементы.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...
Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...
Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...
Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...