Методический семинар
статья на тему

« Использование кейс технологии на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_mihaylovoy_eleny_nikolaevny.docx37.84 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.

Слайд №1

Хочу представить педагогический опыт по теме: « Использование кейс технологии на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника»

              Важнейшей задачей современной системы образования является формирование у учащихся совокупности универсальных учебных действий (УУД), слайд №2 обеспечивающих не только усвоение конкретных знаний, но и создающих условия для выработки умений и навыков мыслительной деятельности, раскрытие и развитие их способностей.

             Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций.

        Как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия? Для решения этой задачи используются различные технологии обучения.

        Одной из новых эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.  Слайд №3.  Поэтому целью моей концепции является: разработка и апробация кейсов на уроках окружающего мира для формирования УУД младшего школьника.

        Исходя из основной цели, поставлены задачи:

        (Слайд№4)  Исходя из основной цели, поставлены задачи:

  • раскрыть структуру обучения кейс методом;
  • познакомить с технологией организации урока по кейс методу;
  • определить эффективность кейс технологии на учебном занятии для формирования УУД.

            Кейс  технология - это  технология активного проблемно – ситуационного анализа, основанная на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.  Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение  знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Кейсовая технология  (метод) обучения – это обучение действием

         Слайд №5

 Основные цели кейс–технологии в начальной школе заключаются в:

  • активизации познавательной деятельности обучающихся;
  • отработке умений работы с информацией;
  • приобретении навыков изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме и ее аргументированного отстаивания;
  • выработке навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществлении самоанализа, самоконтроля и самооценки;
  • формированию  навыков работы в группе, навыков взаимодействия и сотрудничества.

        Слайд №6

        Обучение методом кейсов имеет свою структуру.

         Структура обучения кейс методом представлена на слайде

Действия преподавателя (до занятия)

Действия школьника (до занятия)

1. Подбирает кейс. (Пакет учебных   карт, правил,   рекомендаций по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания)  

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки школьника.

 3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендаций.

 2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время занятия:

1. Организует предварительное обсуждение кейса.

2. Делит класс на группы.

 3. Руководит обсуждением кейса в группах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

Во время занятия:

1. Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

 2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает решение или участвует в принятии решения.

После занятия:

 1. Оценивает работу школьников.

 2. Оценивает принятые решения или поставленные вопросы.

Возможно и само оценивание.

          Действия учителя в кейс - технологии.

            Класс делится на такое количество групп, чтобы они состояли из 4-6 человек. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). На нём лежит ответственность за организацию работы групп, распределении вопросов между участниками и окончательные решения. После завершения работы модератор делает доклад  или сообщение о результатах выполненной работы своей группы. Подведение итогов работы над темой остается за учителем. На своих уроках  я  часто практикую кейс обучение в групповой форме. Работая  в малых группах, ребята чувствуют себя более уверенными, происходит  развитие  таких  личностных качеств младшего школьника как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Повышается интерес к предмету, ребята сами включаются в процесс исследования, сами получают знания, добиваются  поставленной цели, находят ответы на поставленные вопросы.

        Слайд№ 7

        Для составления кейса учитель может использовать такие виды заданий:

  • Работа с научно-познавательным текстом, текстом художественного произведения, фрагментом из мультфильма, видеофильма.
  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников (опыты, наблюдения)

        Изучая материал,  обучающийся может запрашивать помощь у учителя.

         Слайд№8 Для активизации учебной деятельности применяю следующие кейс-методы:

а) Ситуационно - ролевая игра  (Игры « Туристы»,  «Доктора»,

 «Космонавты», «Санитары природы», «День и ночь»)

Цель – в виде инсценировки создать в классе правдивую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

б) Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

в) Метод кейс - стади

Метод основан на разборе конкретных ситуаций.  ( Правила поведения  в  природных сообществах)

            Слайд№9

В классификации кейсов выделяют такие виды:

  • практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации;
  • обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение;
  • научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

            Учителя начальных классов в своей работе могут использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.  Приведу пример практического кейса. На уроке по теме «Собака в нашем доме» я предложила ребятам рассмотреть ситуацию, с которой сталкивались почти все дети. Девочка захотела завести собаку, а мама была   не согласна. В начале урока познакомила детей с некоторыми породами собак, (используя презентацию) затем класс поделила на группы и продолжили работу по заданиям кейса.

        Кейс №1 Источник «Атлас определитель» стр.45

        Задание: найдите информацию о служебных собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и определите, какие породы относятся к служебным.

        Кейс №2 Источник «Атлас определитель» стр.45-46

        Задание: найдите информацию об охотничьих собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и выберите, какие породы относятся к охотничьим.

        Кейс №3 Источник «Атлас определитель» стр.45-46

        Задание: найдите информацию о декоративных собаках. По атласу определителю найдите название породы собаки и выберите, какие породы относятся к декоративным.

        Кейс №4 задание: прочитать текст и подчеркнуть основные правила ухода за собаками.

         Каждая группа читает тексты, выделяет маркерами необходимую информацию, обсуждает прочитанное, выбирает представителя от своей группы с рассказом. В процессе работы над кейсом ребята без помощи учителя добывали информацию (с помощью атласов определителей, дополнительных текстов, собственных знаний) и делились, обменивались полученными знаниями, как в группе, так и выступая по одному от группы. Пользуясь полученными знаниями о породах собак, об особенностях ухода и проживания каждой породы, ребята пришли к выводу, что завести четвероногого друга - дело ответственное.

         Кейс – исследование.

        Сегодня на уроке вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать о свойствах воды и получить ответы на некоторые свои вопросы. Так какая у нас задача?  А где учёные проводят опыты?

        Верно, изучать свойства воды мы будем в наших лабораториях. В каждой лаборатории своё задание. После проведенного исследования подготовьте вывод.

         Посмотрите на слайд. На нем представлены кейсы.

Слайд №10

        Кейс №1  Источник: учебник стр. 52 Опыт №1,2.

        Задание: выяснить, имеет ли вода цвет  и запах?

Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод.

        Кейс №2 Источник учебник стр.52-53 Опыт №3,4

        Имеет ли вода вкус и прозрачна ли она?  Сравнивают при помощи органов чувств воду и молоко и делают вывод, опускают ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком. Делают вывод.

        Кейс №3  Источник учебник стр. 53 опыт №5

Имеет ли вода форму?  Наливают воду из стакана в блюдце. Сравнивают форму воды в стакане и в блюдце. Делают вывод.

        Все опыты провели. Сейчас каждая группа будет зачитывать свои результаты, и мы будем фиксировать в таблице “да” – вода обладает данным свойством, “нет”– вода не обладает данным свойством. Откройте тетради. Все ответы будем фиксировать в таблице. Учащиеся самостоятельно делают выводы (на доске каждая группа указывает, результат опыта и учащиеся его фиксируют в таблицу). Каждая лаборатория отвечает и делает выводы. Таким образом, на данном уроке мы формируем у детей познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.

Слайд №11

  • познавательные УУД: способность и умение производить простые логические действия (анализ, сравнение), извлекать необходимую информацию из увиденного, осознанно и самостоятельно строить речевое высказывание.
  • регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с планом, осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь
  • коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную

деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия           друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.

        Слайд №12

          Экскурсии – традиционная форма познания окружающего мира, но и здесь можно использовать кейс технологию:

  • предварительный сбор информации группой учащихся (4-6 человек) по теме экскурсии  (до экскурсии);
  • ролевая игра (спикеры от каждой группы исполняют роль экскурсовода и делают небольшие по времени сообщения об интересных фактах, о культуре, истории, искусстве, промышленности той местности, где проходит экскурсия (во время поездки на экскурсию);
  • конкурс на самый интересный вопрос экскурсоводу (во время экскурсии);
  • конкурс на лучший устный рассказ по теме «Самый интересный экспонат музея» (после экскурсии) и т.д.

          Различные экскурсии, проводимые в течение 3-х лет обучения, (в природу, музеи города, предприятия посёлка) создают необходимую базу для дальнейшей работы в классе по формированию УУД.

            На мой взгляд, наиболее эффективной формой развития умения работать в малых группах являются специально подобранные тексты (в своей работе использую тексты Чудиновой Е.В.  Плешакова А.А.  Атлас определитель «От земли до неба»),   позволяющие дополнить и обогатить представления ребят об окружающем мире, закрепить полученные знания о живой и неживой природе. Тексты учат воспринимать и понимать материал, участвовать в обсуждении¸ высказывать свое отношение к прочитанному, слушать и слышать мнение других, сотрудничать с ними в поиске ответов на поставленные вопросы.

              В  первом классе на отдельных уроках делаются  первые шаги на пути формирования УУД, а во втором, третьем и четвертом классах создаются условия для дальнейшего совершенствования этой деятельности. Тем более, что формирование УУД -  дело не одного урока, а длительный планомерный систематический процесс.

              Поэтому со второго класса  работа с текстами проводится чаще.  

         Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Слайд № 13

         Согласно проведенным наблюдениям, младшие школьники на кейс-уроках работают более активно, целеустремленно, у них повышается стимул к получению прогнозируемого результата, отрабатывается мобильность и оперативность в групповой работе.

         Таким образом, данная технология организации учебного процесса направлена не столько на освоение конкретных знаний, сколько на формирование у него  метапредметной  деятельности. По мере формирования УУД, меняется роль ученика. Из пассивного, созерцающего ребёнка, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность,

приобретает умение учиться, что отражается на качестве знаний.

        Слайд № 14

        За 2015-2018 учебный год - успеваемость обучающихся составила 100%, качество обученности – 67 - 72%.   По итогам диагностических контрольных работ по ФГОС, разработанных авторами УМК «Школа России», с базовым уровнем справились - 100%, с повышенным % - 65% обучающихся.        

        Слайд № 15          

        Мои обучающиеся являются постоянными участниками и победителями Международных конкурсов по окружающему миру и другим предметам: «Олимпис – Весенняя сессия», «Я- энциклопедия», «Лисенок», «Гелиантус», на портале Учи.ру. «Дино-олимпиада», «Заврики» и других олимпиадах различных уровней.

        Мои достижения в области образования представлены на слайде.

слайд № 16

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...