Главные вкладки

    Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья
    статья на тему

    Воробьева Лидия Михайловна

    Адаптация первоклассников с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_adaptatsiya_pervoklassnikov.docx18.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация первоклассников

    с ограниченными возможностями здоровья

               Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.

      Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всём многообразии  

    различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелёгкий для них период нуждаются в помощи и поддержке учителя и родителей.

               Что же является наиболее сложным для первоклассников?

     Прежде всего, им очень непросто ориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.

               Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика   на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднимать руку), стали привычными.

               Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью своё поведение. Часто учителю достаётся роль внешнего контролёра, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям. В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением и с удовольствием нарушает их, как только контроль ослабевает.

               Кроме того, первоклассникам предстоит построить свои отношения друг с другом.

               Для успешной адаптации ребёнка в школе осуществляется следующее:

     - проведение занятий с обучающимися по программе сопровождения адаптации (знакомство друг с другом, с правилами школьной жизни), что способствует интенсивному развитию  познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников (используются техники  и приёмы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры);

     - развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка;

     - субъективное отношение к ребёнку;

     - индивидуальный подход к обучающимся;

     - проведение занятий в игровой форме, вызывающей живой интерес;

     - доброжелательность и дружелюбие;

      - ребёнок должен иметь право на ошибку;

     - положительная эмоциональная оценка любого  достижения обучающегося (успех должен трактоваться как радость);

     - формирование у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

               Необходимо использовать развивающие игры (на расширение кругозора и словарного запаса, на развитие логики, внимания, памяти, мелкой моторики). Дети очень любят инсценировки прочитанного, сюжетно-ролевые игры и игры на развитие фантазии.

               Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных способностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок к овладению учебной деятельностью.

               В моём 1 «Б» классе из 9 обучающихся с ОВЗ на конец III четверти 78% детей

    успешно вошли в школьную жизнь. 22% - это ребята с неустойчивыми формами поведения,  отрицательными эмоциями, они требуют повышенного внимания. С ними постоянно работают психологи, дефектологи, логопед. Также систематически поддерживается связь с родителями. И эта работа даёт свои плоды. Дети вливаются в коллектив и успешно овладевают учебной деятельностью.

    Список используемых источников

    1. Абрамова И.Г., Евсеев С.П. Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии. – М.; Советский спорт, 2002. С.5-28.

    2 .Артюхова И. В первом классе без проблем. Библиотека «Первое сентября» / cерия «Школьный психолог», 2008. №22.С. 3-5.

     3. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. Библиотека «Первое сентября» /  cерия  «Школьный психолог», 2008. №23. С 3-5.

      4. Соловьёва Т.А. Первоклассник: адаптация в новой среде.  –М.: ВАКО, 2009.С.-368.

      5. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. –М.: Просвещение, 2009.С.84-108.

     6. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе. г. Волгоград, издательство «Учитель», 2009 с. 49-56.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

    В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

    Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

    В статье представлен материал по проблемам адаптации в среднем звене детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Презентация к статьеСоциальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем звене общеобразовательных учреждений города

    Представлен материал о взаимодействии ОУ с социумом по  вопросам адаптации детей с ОВЗ в среднем звене....

    Урок-экскурсия, как средство адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.

    В статье предложен на рассмотрение один из путей по формированию коммуникативных и  социально-бытовых навыков, умений и знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности у детей ...

    «Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»

    Первый год обучения ребенка в школе - это очень сложный период в жизни маленького школьника. Особенно остро стоит проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создать ус...

    «Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...