Выступление на РМО 2018г
статья на тему

мушиц оксана александровна

«Межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_rmo_2018-19uch.god_.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников»

(выступление на РМО 24.08.2018г)

Подготовила: О.А.Мушиц

 

Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, к саморазвитию и самосовершенствованию. Необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять, как добывать информацию, интегрировать или создавать. Метапредметы соединяют в себе идею предметности и надпредметности, и, самое важное, идею рефлексивности: ученик не запоминает, а промысливает важнейшие понятия.

Межпредметность в начальной школе даёт возможность для внедрения метапредметных связей, включающих межпредметную интеграцию. Мы, учителя должны научить ребёнка мыслить, самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, оценивать свою работу и работу других. Учёные подсчитали, что интеллект ребёнка развивается к первому году жизни на 20%, к четырём годам – на 50%, к восьми годам – на 80% и к тринадцати – на 90%.

В  своей работе я использую межпредметные связи как средство формирования метапредметных компетенций младших школьников.

Метапредметные связи включают:

  1. «Знак» - способность схематизации;
  2.  «Знание» - способность работать с понятиями, систематизировать знания;
  3. «Проблему» - дети учатся обсуждать вопросы, осваивают технику позиционного  анализа, ведут диалог, развивают способности проблематизации, целеполагания, самоопределения;
  4.  «Задачу» - знания о типах задач, способах их решения, конструирование решения,  достижение цели.

Придавая огромное значение такой форме активизации учебно-воспитательного процесса, в основу своей деятельности я ставлю задачу развития интереса к процессу познания.

В эффективности ученической деятельности большое значение имеет реализация принципа межпредметных связей в обучении и правомерны попытки нетрадиционного решения обновления содержания обучения, которые находятся на пути «межпредметной интеграции». Интеграция учебных дисциплин может быть полной или частичной. Этой цели, прежде всего, и должны способствовать формы и методы обучения.

В первом классе основными предметами являются уроки математики и обучения грамоте. Например, на уроке по теме «Число 6» оказалось возможным установить связь между четырьмя предметами: уроком чтения, технологии, изобразительного искусства и окружающего мира. Дети на уроке заучили стихотворение С.Маршака «От одного до десяти», практически получили число 6, добавив к пяти кружкам из дидактического материала кружок, который самостоятельно вырезали на уроке. Выполнили штриховку этих кружочков, вспомнили, что в неделе 6 рабочих дней.

Часто на уроках мной используются кластеры, которые составляются совместно с учащимися. Так на уроке литературного чтения в  третьем классе по теме М.Пришвин «Моя Родина» составляется кластер, где в верхнем ряду схемы помещены слова, с которыми понятие «родина» ассоциируется у учащихся (это помогает учителю выявить знания, которые уже есть у детей), дальше ставится цель: узнать, как автор описал свою Родину. Учащиеся самостоятельно читают текст и находят ответы, заполняется нижний ряд кластера, вносятся основные понятия и выводы.   По ходу работы устанавливается связь с русским языком посредством подбора синонимов к слову «родина», подбором однокоренных слов, выявляется главная мысль произведения, что охранять природу – значит охранять Родину, идёт связь с окружающим миром, выборочно зачитываются строки из произведения о природе, проводится беседа о защите природы, используется ИКТ – выводится на экран рисунки, прослеживается связь с уроком изо, связь с жизнью, обсуждается, что ребята изобразили на своих рисунках, как выглядит наш родной край. В конце урока , используя готовый кластер, проводится рефлексия. Предлагаемая работа позволяет организовать обучение  в форме учебно-поисковой деятельности, которая, по своей сути является коллективно-распределительной, рождает у учащихся взаимный интерес к работе друг друга.

Пути решения межпредметных связей на уроках технологии различны: изготовление и использование наглядных пособий, перфокарт, сигнальных карточек и т.д. Возможны пути установления связи с уроками обучения грамоте и развития речи учащихся, с уроками математики. Например, используя материал плоскостного моделирования, опираясь на изученный материал, совместно с учащимися можно составить азбуку, рисунки которой составлены из геометрических фигур. А – аист из треугольников, Б – бабочка из треугольников и прямоугольника и др. При этом у детей развивается наблюдательность, память, мышление, воображение, сообразительность. Всё это способствует более активному и сознательному запоминанию буквы и звука.

Такая работа на уроках повышает интерес детей к сознательной поисковой работе, вносит в их деятельность элемент неожиданности, активизирует детское конструкторское творчество, способствует развитию.

Межпредметные связи могут включаться в урок в виде фрагмента, отдельного этапа урока, на котором решается познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные, конкретные).

Фактические межпредметные связи, например, устанавливаются в процессе ознакомления с многочисленными фактами симметрии в строении тел природы. Так, на уроке математики изучается тема «Симметрия тел», на уроке окружающего мира «Осень пришла». Демонстрируются фотографии, гербарии листьев деревьев (клёна, ясеня и т.п.) и обсуждаются вопросы: «В чём красота листьев? Какое значение имеет симметрия? Что симметрично?» Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Понятийные межпредметные связи имеют особое значение для формирования естественно-научных понятий. Например, на уроке окружающего мира дети знакомятся с понятием «лиственные и хвойные» деревья. На уроке изобразительного искусства это понятие закрепляется в рисовании веток лиственного и хвойного деревьев, на уроках технологии – в соответствующей лепке, при этом понятие не просто дублируется, а ассоциативно закрепляется.

Материал других предметов на таких уроках включается эпизодически; сохраняются самостоятельность каждого предмета, цели, задачи; в целом сохраняется программа урока; тема может быть рассмотрена и только на программном учебном материале, и с введением дополнительного материала.

Например, на уроках окружающего мира используется математический материал: измерение площадей, расстояний, размеров природных объектов. А на уроке математики, наоборот, природоведческий материал: размер и возраст животных, растений и т.д. Воспитание бережного отношения к природе можно продолжать и на уроках чтения на произведениях писателей и поэтов.

Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи успешно используются для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах, снимается утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности.

Метапредметность и межпредметность направлены на новый подход к обучению, направленный на воспитание всесторонне развитой личности, ориентированы на формирование разных  компетенций младших школьников,  требуют  организации коллективно-распределительных форм деятельности,  что создаёт оптимальные условия для получения предметных, метапредметныхи конечно же личностных результатов обучения, для формирования универсальных учебных действий. Это означает, что знания не даются в готовом виде. Они получаются в совместной деятельности с одноклассниками и учителем как организатором и соучастником процесса обучения, учитель получает возможность  научить младшего школьника  думать, строить рассуждения, аргументировать свою точку зрения, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации, решать учебные и практические задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме"Права, обязанности и ответственность подростка" 2 класс. 2018г.

Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростка.Продолжить отработку умений взаимодействия  в группе, ведения дискуссии в  микрогруппе; Дать возможность  учащим...

Индивидуальный план на межаттестационный период на 2013-2018г учителя начальных классов

Каждый учитель составляет индивидуальный план на межаттестационный период . В нём он указывает свои достижения и делится с планами своего самообразования ....

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»). Дата публикации: 20.04.2018г.

Урок в 4 классе по окружающему миру по теме «Новое время – торжество Европы» (УМК «Начальная школа 2100»)...

Лист самооценки и задач на 2017-2018г

Индивидуальная образовательная траектория движения каждого ученика фиксируется через лист задач и оценок....

Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" 1 класс (Начальная школа 21 века) 2017-2018г

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " 1класс составлена на основе авторской УМК "Начальная школа 21 века": курса "Обучение грамоте" по "Букварю...

Сравни карточки по математике 3 класс 07.01.2018г

карточки индивидуальной работы...