Выступление по теме "Типы и формы современного урока"
статья на тему

Юренкова Оксана Викторовна

Материал содержит информацию о типах и формах современного урока. Материал сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon shkola_molodogo_ped.zip278.65 КБ

Предварительный просмотр:

Типы и формы современного урока

Тема моего сегодняшнего выступления «Типы и формы современного урока». Начать его я хотела бы со слов великого русского педагога К.Д.Ушинского:

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.

Именно такие уроки, влияют на целостное развитие личности и отвечают современным требованиям к образованию.

Каковы же особенности современного урока?

Ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся   проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

Требования к технике проведения урока

  • Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребность
  • Темп и ритм должны быть оптимальными, действия завершенными
  • Доминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого труда
  • Смена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обучения
  • Соблюдение единого орфографического режима
  • Обеспечение активного учения каждого школьника

В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.  Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

 Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Главная методическая цель достигается следующими путями.

1. Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

2. Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их планированию.

3. Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации – коллизии.

4. Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

5. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.

6. Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.

В основании новой технологии урока заложены три постулата:

  • Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя;  
  • Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры;
  • Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Существуют следующие типы современного урока:

Типология современных учебных занятий

  • Урок первичного предъявления новых знаний
  • Урок формирования первоначальных предметных умений
  • Урок применения предметных умений
  • Урок обобщения и систематизации
  • Урок повторения
  • Контрольный урок
  • Коррекционный урок
  • Комбинированный урок
  • Учебная экскурсия
  • Урок решения практических, проектных задач

Нетрадиционные виды уроков

  • Урок-соревнование
  • Урок-путешествие
  • Урок-сказка
  • Урок-игра
  • Урок-конференция
  • Урок взаимного обучения
  • Интегрированный урок

Урок первичного предъявления новых знаний

  • Целевое назначение 

Первичное усвоение новых предметных знаний, умений

  • Результативность обучения

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных умений

  • Целевое назначение

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях    решения учебных задач (заданий)

  • Результативность обучения

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных умений

  • Целевое назначение

Применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности

  • Результативность обучения

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации

  • Целевое назначение

Систематизация предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач)

  • Результативность обучения

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения

  • Целевое назначение

Закрепление предметных умений, формирование УУД

  • Результативность обучения

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

  • Целевое назначение

Проверка предметных умений решать практические задачи

  • Результативность обучения

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

  • Целевое назначение

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

  • Результативность обучения

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

  • Целевое назначение

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

  • Результативность обучения

Решение поставленных дидактических задач

Учебная экскурсия

  • Целевое назначение

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

  • Результативность обучения

Овладение и применение предметных знаний и умений при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

  • Целевое назначение

Практическая направленность изучения теоретических положений

  • Результативность обучения

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Очень важно, чтобы учитель использовал разнообразные формы обучения.

Организационные формы обучения

  • Фронтальная форма обучения
  • Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава
  • Индивидуальная форма обучения
  • Коллективная форма организации обучения

Фронтальная форма обучения

  • Приемы обучения 

Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми

  • Содержание наблюдения 

Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей

Групповая (парная) форма обучения

  • Приемы обучения 

Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников

  • Содержание наблюдения 

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами

Индивидуальная форма обучения

  • Приемы обучения 

Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад)

  • Содержание наблюдения

Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации

Коллективная форма организации обучения

  • Приемы обучения 

Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса

  • Содержание наблюдения 

Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

И закончить своё выступление я хотела бы следующими строчками:

Учить детей сегодня трудно,              

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов    

В век инноваций, новизны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Презентация рассказывает о структуре современного урока, требований к нему...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал использовался на семинаре по теме "Нетрадиционные уроки в современной школе"...

Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, вып...

Нестандартные формы работы в начальной школе как условие эффективности современного урока.

Материал моего выступления по данному вопросу на педагогическом совете...

Презентация "Методы и формы современного урока"

Презентация для выступления по теме "Методы и формы современного урока"...

Учебный диалог как одна из форм современного урока

Учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между учениками, между учениками  и учителем....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМАМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ УРОКОВ И ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ УРОКОВ НОВЫХ ТИПОВ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определила один из приоритетов: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социал...