Главные вкладки

    Учебный диалог как одна из форм современного урока
    статья

    Свищева Инна Алексеевна

    Учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между учениками, между учениками  и учителем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл uchebnyy_dialog_kak_odna_iz_form_sovremennogo_uroka.docx26.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный диалог как одна из форм современного урока

          Достижение целей начального образования, которые зафиксированы в новом образовательном стандарте, требуют от учителя пересмотра подходов к организации образовательной деятельности учащихся. В связи с этим возникают проблемы в конструировании урока.

    Стандарт ориентирует нас  на развитие личности.

    Развитие – это сформированное умение ребёнка:

    - добывать знания

    - применять добытые знания

    - использовать приобретённый опыт

    - оценивать знание своего незнания

    Знания нужны не только как мёртвый груз, но как живой инструмент для реализации в реальной жизни.

    Ребёнок должен уметь применять знания в реальной ситуации.


    Учебный диалог - своеобразная форма общения. Это взаимодействие между учениками, между учениками  и учителем, между учителем и учениками.

    В традиционной школе чаще всего – учебный монолог учителя. Очень редко можно было встретить на уроке свободные реплики учеников.

    Но изменились приоритеты образования. Современный школьник не только должен иметь необходимые “ЗУНы”, но и уметь их добывать самостоятельно. Он должен научиться организовать собственную учебную деятельность, быть готовым учиться, быть способным учиться. Поэтому метод организации совместной деятельности на уроке должен непременно измениться: на смену монологу приходит диалог.

    Задача учителя:  создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Здесь на помощь приходит учебный диалог.

    Особенности учебного диалога

    -Наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы;

    -Наличие двух и более собеседников;

    -Возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрения

    -Наличие цели организации диалога;

    -Наличие обратной связи;

    -Наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учеником.

    Что же необходимо учитывать при построении диалогового урока как «места встречи учеников, думающих по-разному» Диалог – есть форма общения. Поэтому, если у педагога есть проблемы в общении с детьми, если он осознанно или неосознанно воздвигает барьер в общении, то диалога не получится. Какие же факторы тормозят диалог на уроке?

    1.Категоричность учителя, нетерпимость к другому мнению, к ошибке; навязывание собственного мнения; несвободная обстановка на уроке, обилие дисциплинарных замечаний. А также недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сама ему всё объясню, помогу, подскажу или сделаю за него».

    2.Отсутствие эмоциональных поглаживаний (т.е. психологических) по отношению к ребёнку. Поглаживание – это единица внимания взрослого к ребёнку. Чем больше таких «поглаживаний», тем увереннее чувствует себя ученик; ему комфортно, удобно на уроке с таким учителем, который внимателен ко всем и каждому. К таким эмоциональным «поглаживаниям» можно отнести улыбку, обращение по имени, физический и зрительный контакт.

    3.Неэффективные словесные конструкции, тормозящие обучение. Преобладают вопросы закрытые, на которые дети дают скучные односложные ответы. Предпочтение в плане разворачивания диалога надо отдавать вопросам открытым, проблемным, проясняющим, переломным, на которые нельзя дать односложный ответ.

    4.Неумение учителя быть хорошим слушателем (т.е. перебивает, не дослушивает до конца, негативно оценивает услышанное, не учитывает то, что было сказано учеником). А ученику важно видеть, что учитель слушает и слышит его. Для этого нужно пользоваться приемами пассивного и активного слушания. Пассивное слушание предполагает жестовые и междометные поддакивания (зрительный контакт, кивки головой, слова типа «угу», «так»,«продолжай», «молодец»).

    5.Неумение учителя приучить детей с 1 класса слушать друг друга (дети отвечают для учителя). Вследствие этого не получается построить учебный диалог. Целенаправленная работа предполагает, что учитель предлагает отвечающему поворачиваться к классу (особенно если тот сидит за первой партой), не повторять уже прозвучавших ответов), включать в высказывания детей фразы типа «я согласен с Машей в том, что …», «я уважаю мнение Миши, но мне кажется, что …» и т.п.

    6.Неумение или нежелание учителя создать всеобщую ситуацию «неуспеха» («Это происходит с каждым»), когда на уроке делается вывод: «Ты сам не можешь, и никто не может, даже учитель, давайте попробуем вместе».

    Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует соответственно развивает логическое мышление учеников.

    Какие вопросы мы задаем ученикам когда пишем сочинение по картине.? (Что вы видите на картине?)

    Можно: когда я впервые увидела картину, то это был восторг, удивление Что меня так поразило…. Как вы думаете ? Ребёнок должен рассказать о своих ощущениях.

    На уроке литературного чтения второклассники знакомятся с пословицами разных народов России. Учитель говорит: « У татарского народа есть пословица «Неверный друг – что дырявая шуба». Как вы думаете, почему возникло такое сравнение? Поработайте в паре и попробуйте составить свой вариант этой пословицы». (У детей получились «Неверный друг – что компьютер без процессора», «Неверный друг – что очки без линз», «Неверный друг – что мобильный телефон без симкарты» и т.д.)

    На классном часе обсуждалась следующая ситуация Лена плохо видит, поэтому она постоянно носит очки. Однажды во дворе один мальчик назвал Лену   слепошарой. Слёзы были готовы закапать из глаз девочки, но она заставила себя успокоиться и  спокойно ответила…

    Как вы думаете, что сказала Лена обидчику, если известно, что ему стало очень неловко, и он больше никогда не обзывал людей в очках.Её ответ был таким: «Да, ты прав, мои глаза плохо видят, и им помогают очки. Но у тебя слепое сердце, это не исправишь ничем!».

    Побуждающий диалог – это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает сформировать учебную задачу. В формировании проблемы (учебной задачи) помогают такие приёмы, как стимулирующие, открытые вопросы, провокации, задания-«ловушки», противоречия, ситуации риска, интеллектуального разрыва. Это главное условие возникновения учебного диалога на уроке, т.к. именно проблемная ситуация является «начальным моментом мыслительного процесса».


    • Главным условием возникновения диалога на уроке считается наличие проблемной ситуации, именно она является «начальным моментом мыслительного процесса».


    Классический вариант побуждающего диалога – постановка проблемной ситуации. Учитель предъявляет ситуацию, основанную на противоречии и вызывающую удивление у детей. Это может быть противоречие между житейским и научным фактом, противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, между прошлым и настоящим учебным опытом.

    Наглядным свойством проблемной ситуации является “феномен удивления”: “Так не бывает!”, “Почему так получилось?”, “Вот это да!”, “Разве такое возможно?” Наличие неожиданного препятствия, казалось бы, в знакомой ситуации вызывает у ребёнка удивление и способствует появлению вопроса; появляется вопрос – значит, ребёнок на пороге мышления.

    . И он не останется равнодушным к тому, что происходит на уроке. Предлагаю проверить безударную гласную в слове « ЗЕМЛ.НИКА», и дети никак не могут прийти к правильному выбору такого слова: ЗЕМЛЯ, ИЗ ЗЕМЛИ, НА ЗЕМЛЕ. Возникает общеклассная дискуссия.

    Возникает вопрос « Как поступить дальше?» Выдвигаем гипотезы:

    1. Найти слово в учебнике
    2. Спросить у взрослого
    3. Проверить написание слова по словарю.

    Вопрос-проблема побуждает учащихся к самостоятельному поиску новых знаний. Вопрос может быть сформулирован как интересная загадка, как познавательная проблема, которая бы позволила заинтересовать детей и явилась началом учебного диалога. .

    Например, на уроках литературного чтения важно заранее отобрать для работы в течение цикла круг произведений, содержащих в себе «диалогическое наполнение», то есть большое количество проблемных текстовых ситуаций.. Замечательными образцами в этом плане являются рассказы Л. Н. Толстого, В. А. Осеевой, «Совесть» А. П. Гайдара. Формулировки должны отражать противоположные точки зрения, побуждающие к спору. Так, по рассказу В. Осеевой « Волшебное слово» для беседы с элементами дискуссии я предложила тему «Был ли старик волшебником?». Такая формулировка позволила заинтересовать детей, и явилось началом учебного диалога. Одни говорили, что он действительно волшебник ( старик чертил знаки на песке, неожиданно появился в жизни Павлика и также неожиданно исчезает). Другое мнение:

    он просто мудрый взрослый человек.

    Например, на доске записаны две группы слов: с суффиксом -ек- и с суффиксом -ик- (в начальной форме). Учитель просит догадаться, почему  у слов пишутся разные гласные в суффиксе. Дети выдвигают различные версии, могут не найти правильной (при этом иногда учитель может пообещать поставить «пятёрку» тому, кто «докопается» до истины первым).

    Во время изучения темы «Искусство России ХIХ века» (окружающий мир) можно организовать урок-дискуссию как на этапе знакомства с темой, так и при ее закреплении. Проблема для дискуссии может быть сформулирована так: «Девятнадцатый век называют золотым веком русской культуры. Как ты думаешь, почему?»

    Каждый ученик или группы, на которые распределился класс, обсуждают следующие предположения:

    – писатели, поэты и художники были богатыми людьми и имели много золота;
    – в России добывалось много золота;
    – «золотой» – значит богатый, красивый; в ХIХ веке появилось много замечательных поэтов, писателей, художников.

    В формировании проблемы помогает такой интересный приём, как задания-ловушки. Такие задания воспитывают привычку доверять себе и не считать всякое учительское слово истиной в последней инстанции.

    Например, учитель задает детям вопрос и в работе класса присоединяется к неверному детскому ответу, подкрепляя его своим авторитетом. Или учитель сам предлагает неверный ответ. Детям предоставляется выбор либо повторить ответ учителя, либо, оспорив его, настоять на своём мнении.

    Записываем на доске: «Словарное слово лестница -проверочное слово «лезть». И выдерживаем паузу(написание ъ знака)

    Русский язык. Тема урока: «Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и приставки».  В конце урока предлагаю подумать: «В слове ссора пишется удвоенная согласная в корне, с помощью приставки рас- образуем родственное слово рассориться. Сколько букв с пишется в слове: две или три? А как разобрать его по составу?» Дети никак не могут прийти к правильному выбору ответа. Проблемный вопрос некоторых приводит к использованию орфографического словаря. Вторая часть вопроса заставила детей обратиться за помощью к Интернету (так как в русском языке нет слов с утроенными согласными, то в слове приставка рас- и корень -сор-).

    В учебном диалоге могут присутствовать элементы игры. Это позволяет сохранить познавательную активность ребёнка и облегчает сложный процесс учения. Дети раскрепощаются , у них развивается мышление, внимание и активизируется речь

    Ход учебного диалога не предсказуем и может не соответствовать на 100%  задуманному  педагогом.  Проектировать  занятие,  урок  необходимо, исходя из анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности детей. Проект– в идеале должен предвидеть все возможные сценарии разворачивания событий. В центре проекта – деятельность детей, а не педагога.

    То есть педагог отталкивается от действий ребенка. Непредсказуемый ход мыслей детей, который педагог может именно спроектировать, все-таки надо направлять в нужное русло, но без натаскивания детей на «нужные» педагогу рассуждения. Организация работы должна быть такова, чтобы дети сами проявляли инициативу в высказывании идей.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 2005. – 208 с.
    2. Кажигалиева Г.А., Васенкова М.В. О принципах и методах технологии интерактивного обучения русскому языку в средней школе // Педагогика. – 2005. – № 2. – С. 20-25.
    3. Молодан Е. О. Использование интерактивных методов обучения как средство формирования познавательной активности учащихся. – Минск, 2009. – 65 с.
    4. Коростелева Н.М. Активные методы обучения // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: URL: http://festival.1september.ru/
    5. Острогляд Л.П. Интерактивные технологии и начальном обучении. // Образовательный портал «Классная оценка»: URL: http://klasnaocinka.com.ua/ru
    6. Шелунц О.А. Активные методы обучения, используемые при обучении учащихся начальных классов // Социальная сеть работников образования: URL: http://nsportal.ru/
    7. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Является ли мини - проект одной из форм планирования урока?

    Данное выступление подготовлено к семинару по УМК " Перспективная начальная школа"....

    ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

    Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

    ФГОС в начальной школе. Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении

    Проектная деятельность в начальной школе, как с одна из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении....

    Обобщение опыта работы по теме: «Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении».

    Актуальность метода проектов  обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способ...

    Презентация "Методы и формы современного урока"

    Презентация для выступления по теме "Методы и формы современного урока"...

    Выступление по теме "Типы и формы современного урока"

    Материал содержит информацию о типах и формах современного урока. Материал сопровождается презентацией....