Главные вкладки

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)
    учебно-методическое пособие на тему

    Ершова Лариса Петровна

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с тре­бо­ваниями Стандарта являются оценка образовательных до­сти­жений обучающихся.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

    Пояснительная записка

    Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся.

    Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП должна ориентировать образовательный процесс на развитие личности обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование базовых учебных действий.

    Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов  опираемся на следующие принципы:

    1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

    2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;

    3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП.

    Эти принципы отражают целостность системы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляют обобщенные характеристики оценки их учебных и личностных достижений и   ориентируются  на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов.

    Обеспечение дифференцированной оценки достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеет определяющее значение для оценки качества образования.

    В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты.

    Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

    Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты (например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания»)  оцениваются исключительно качественно.

    Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями  осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов). В состав экспертной группы входят педагогические (при необходимости – ТПМПК) работники: учителя, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, которые хорошо знают ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП учитывается мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной и семейной). Результаты анализа оформляются в виде качественной характеристики. Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в Карту индивидуального развития обучающегося, что позволяет не только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

    Итоговые результаты оформляются дважды, за период обучения с 1 дополнительного класса по 4 класс и с 5 класса  по 9 выпускной класс, в Характеристике сформированности личностных результатов. 

    Система бальной оценки отсутствует. Оцениваются  личностные результаты по форме «сформировано/ частично сформировано/ не сформировано».

    Материалы  для проведения процедуры оценки личностных  результатов – различные диагностические задания, которые  разрабатываются в соответствии с конкретной учебной или воспитательной задачей. Основной метод оценивания личностных результатов – это наблюдение за ребёнком в процессе его учебной и социальной  деятельности.

    Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

    Оценку предметных результатов начинаем со 2 полугодия  3-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.

    Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов базируется на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.

    Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  балльная оценка свидетельствует о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие:

    Критерии оценки:

    Оценка результата

    - соответствие/ не соответствие науке и практике

    • Верно
    • Не верно

    - полнота и надёжность усвоения

    • Полное
    • Частично полное
    • Не полное

    - самостоятельность применения усвоенных знаний

    • Самостоятельно
    • С помощью инструкции
    • С помощью опоры на образец
    • Не выполнено при оказании помощи

    Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

    • по способу предъявления (устные, письменные, практические);
    • по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

    Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

    В текущей оценочной деятельности (в основном при выполнении письменных работ) соотносятся результаты, продемонстрированные учеником, с оценками  и отметками:

    % выполнения работы

    оценка

    отметка

    Меньше 40%

    Неудовлетворительно

    «2»

    от 40% до 51%

    Удовлетворительно

    «3»

    от 52% до 79%

    Хорошо

    «4»

    от 80% до 100%

    Отлично

    «5»

    При оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

    Согласно требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация в форме двух испытаний:

    • первое ―  комплексная оценка предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни;
    • второе ― оценка знаний и умений по выбранному профилю труд

    Результаты итоговой аттестации обучающихся  по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) могут оцениваться и в форме «зачет» / «не зачет».

     

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

    Характеристика сформированности личностных результатов обучения

    Учени ___    _____ класса       МАОУ «Средняя школа №8»__________________________________________(Ф.И.)

    Критерии

    Сформированность

    Уровень сформированности

    Окончание

    4(5) класса

    Окончание

    9 класса

    1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину

     патриотических чувств

    2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

     толерантности (терпимости к иному)

    3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

     адекватной самооценки и потребности в практико-ориентированных действий

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

     навыков адаптации к окружающей среде

    5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

     социально-бытовых умений

    6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

     навыков коммуникации со взрослыми, со сверстниками

    7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

    понятия социального окружения и норм поведения в нём

    8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности

    учебной мотивации

    9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

    деятельности сотрудничества

    10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

    эстетических чувств

    11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

    нравственно-этических норм жизни

    12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

    установки безопасного здорового образа жизни

    13) формирование готовности к самостоятельной жизни

    самостоятельности

    Классный руководитель ____________________________________

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 8.1)

    Характеристика сформированности предметных результатов обучения

    Учени ___      МАОУ «Средняя школа №8»______________________________________________(Ф.И.)

    Язык и речевая практика

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Русский язык

    1) формирование интереса к изучению   русского  языка

    2)коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения

    3) овладение основами грамотного письма

    4) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач

    Чтение

    1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи

    2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил

    3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем

    4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы

    Речевая практика

    1) осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач

    2) расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи

    3) использование диалогической формы речи в различных ситуациях общения

    4) уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения

    Математика

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    1. элементарные математические представления о количестве, форме, величине предметов; пространственные и временные представления

    1. начальные математические знания о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений

    1. навыки измерения, пересчета, измерения, прикидки и оценки наглядного представления числовых данных и процессов, записи и выполнения несложных алгоритмов

    1. способность применения математических знаний для решения учебно-познавательных, учебно-практических, жизненных и профессиональных задач

    1. оперирование математическим содержанием на уровне словесно-логического мышления с использованием математической речи

    1. элементарные умения пользования компьютером

    Естествознание

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Мир природы и человека

    1) знания о предметах и явлениях окружающего мира и умения наблюдать, сравнивать и давать элементарную оценку предметам и явлениям живой и неживой природы

    2) знания простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы и умение их устанавливать

    3) владение доступными способами изучения природных явлений, процессов и некоторых социальных объектов

    Природоведение 

    1) знания о природе, взаимосвязи между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей природной среде

    2) использование усвоенных знаний и умений в повседневной жизни для решения практико-ориентированных задач

    3) развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром природы

    География

    1) представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран

    2) умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф

    3) элементарная картографическая грамотность, умение использовать географическую карту для получения географической информации в целях решения жизненных задач

    Биология

    1) начальные представления о единстве растительного и животного миров, мира человека

    2) практические умения по выращиванию некоторых растений и уходу за ними (комнатными и на пришкольном участке); животными, которых можно содержать дома и в школьном уголке природы

    3) знания о строении тела человека; формирование элементарных навыков,

    способствующих укреплению здоровья человека

    Человек и общество

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Основы социальной жизни

    1) навыки самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, необходимые в повседневной жизни

    2) знание названий, назначения и особенностей функционирования организаций, учреждений и предприятий социальной направленности

    3) умения обращаться в различные организации и учреждения социальной направленности для решения практических жизненно важных задач

    Мир истории

    1) знание и понимание некоторых исторических терминов

    2) элементарные представления об истории развития предметного мира (мира вещей

    3) элементарные представления об истории развития человеческого общества

    История Отечества

    1) первоначальные представления об историческом прошлом и настоящем России

    2) умение получать и историческую информацию из разных источников и использовать ее для решения различных задач

    Обществоведение

    1) понимание значения обществоведческих и правовых знаний в жизни человека и общества

    2) формирование обществоведческих представлений и понятий, отражающих особенности изучаемого материала

    3) умение изучать и систематизировать информацию из различных источников

    4) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления заданий, учебных и жизненных ситуаций, документальных материалов

    Этика

    1) первоначальные этические представления

    2) определение собственного отношения к некоторым поступкам людей; их элементарная оценка

    Искусство

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Музыка

    1. владение элементами музыкальной культуры, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, элементарные эстетические суждения

    1. элементарный опыт музыкальной деятельности

    Рисование

    1. элементарные эстетические представления и оценочные суждения о произведениях искусства

    1. овладение практическими изобразительными умениями и навыками, используемыми в разных видах рисования

    1. практические умения самовыражения средствами рисования.

    Физическая культура

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

    1) овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры)

    2) первоначальные представления о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности

    3) вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными видами спорта

    1. умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок

    Технология

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    … класс

    Ручной труд

    1) умения работать с разными видами материалов (бумагой, тканями, пластилином, природным материалом и т.д.), выбирать способы их обработки в зависимости от их свойств

    2) владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов

    3) сформированность организационных трудовых умений (правильно располагать материалы и инструменты на рабочем месте, выполнять правила безопасной работы и санитарно-гигиенические требования и т.д.)

    4) использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач

    Профильный труд

    1) владение умениями на уровне квалификационных требований к определенной профессии, применение сформированных умений для решения учебных и практических задач

    2) знание правил поведения в ситуациях профессиональной деятельности и продуктивность межличностного взаимодействия в процессе реализации задания

    3) знание технологической карты и умение следовать ей при выполнении заданий

    4) знание правил техники безопасности и их применение в учебных и жизненных ситуациях


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1

    Рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушени...

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант I.

    Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1....

    Карта индивидуального развития обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями (Ва

    Аттестация обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тя...

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (ВАРИАНТ 1)

    Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью составлена на основе примерной АООП НОО....

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)

    АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1). Рабочие программы по предметам составле...