Особенности познавательного развития умственно отсталых школьников
презентация к уроку на тему

Новожилова Наталья Павловна

В презентации подродно представлены характеристики ВПФ умственно отсталых младших школьников.

Так же указаны диагностические материалы для изучения сформированности логических операций и приведены некоторые упражнения для их формирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_poznavatelnogo_razvitiya_uo_shkolnikov.pptx108.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности познавательного развития умственно отсталых школьников Новожилова Наталья Павловна

Слайд 2

Определение у мственной отсталости Умственная отсталость – это стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга.

Слайд 3

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 4

Развитие познавательных процессов УО школьников Особенности внимания (Л.С.Выготский, Ж.И.Шиф ) трудности привлечения и распределения внимания замедленность переключения малая устойчивость истощаемость внимания нарушение произвольного внимания низкий объем внимания преобладает непроизвольное внимание

Слайд 5

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 6

Развитие познавательных процессов УО школьников Особенности речевого развития ( Г.М.Дульнев , А.Р.Лурия , Лалаева ) Недостаточная речевая активность Снижение регулирующей функции речи Структура речевого дефекта рассматривается как сложное взаимодей-ствие биологических и социальных факторов Слабость мотивации Снижение потребности в речевом общении Нарушение смыслового программирования речевой деятельности и создания внутренних программ речевых действий

Слайд 7

Развитие познавательных процессов УО школьников

Слайд 8

Особенности деятельности детей с умственной отсталостью (Б. П. Пинский , Г.М.Дульнев ) Игровая деятельность не формируется из-за недостатков развития интеллекта Обучение эффективно лишь в области конкретно-практических навыков Общение вариабельно в зависимости от социальных условий Трудовая деятельность , ориентированная на получение конкретного результата и опирающаяся на внешний контроль, протекает эффективно

Слайд 9

Особенности психических процессов Характер протекания учебной деятельности Недоразвитие целенаправленности деятельности Несформированность навыков учебной деятельности Трудности самостоятельного планирования Некритичность к своей работе

Слайд 10

Особенности развития эмоционально-волевой сферы ( М.С. Певзнер, Л.В. Занков ) недоразвитие эмоций отсутствие оттенков переживаний неустойчивость эмоций слабость собственных намерений, побуждений большая внушаемость негативизм , упрямство . неврозоподобные и психопатоподобные расстройства недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности импульсивность, интенсивные аффективные неадекватные реакции по незначительному поводу из-за непосильности предъявляемых требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство избирательность волевых проявлений

Слайд 11

Заключение Развитие познавательных процессов умственно отсталых детей – важное условие коррекционного обучения Умственно отсталый ребёнок характеризуется общим недоразвитием и мыслительные способности формируются у него с большими задержками Формирования познавательных процессов, интереса к учёбе у детей с недостатками интеллекта- залог успешной социализации и развития личности умственно отсталого ребенка

Слайд 12

Сравнительная характеристика мышления Ребенок с нормой интеллектуального развития Ребенок с интеллектуальными нарушениями Развивается наглядно-образное мышление Начинают формироваться логические операции Характеристика мышления -возрастающая гибкость и подвижность мышления -вне ситуативность мышления -возможны простые умозаключения -возможно установление причинно-следственных связей -Наиболее сохранно наглядно-действенное мышление Характеристика мышления -пассивность - некритичность -затруднено формирование понятий , суждений , умозаключений -снижена мотивация мышления -отсутствие планирования -конкретность Приложение

Слайд 13

Упражнения, направленные на развитие мышления Сравнение Классификация Обобщение Систематизация «Четвертый лишний» «Найди отличия» «Найди все треугольники» «Найти предмет такой же формы» «Найти тень» «Закрасить одинаковые фигуры» «Найти предмет, отличающийся от других» « Длинный-короткий » « Высокий-низкий » « Найди пару» «Раздели по цвету» «Классификация по форме» «Найди домик каждой фигуре» «Классификация по размеру» «Четвертый лишний» «Обведи двузначные числа красным, однозначные - синим цветом» «Дорисуй фигуру» «Соедини фигуры» «Заполни пробел» «Раскрась части одной фигуры одним цветом, другой-другим » «Продолжи ряд, не нарушая закономерности» «Дорисуй предметы, что бы они стали одинаковыми» «Раскрась вагончики в том же порядке» «Раскрась столько фигур, сколько показывают числа» «Соедини точки по порядку» «Восстанови пропущенные числа в ряду» «Соедини числа, чтобы в сумме получилось 7» занимательные задания(рисование по клеточкам) работа с геометрическим материалом устный счет

Слайд 14

Диагностика мышления умственно отсталых детей Для оценки уровня развития логического мышления применяются следующие критерии оценки: 5 – задание выполняет самостоятельно, мыслительные операции и процессы сформированы. 4 – задание выполняет с направляющей помощью педагога, частично сформированы мыслительные операции и процессы. 3 – способен выполнять задания при организующей и направляющей помощи педагога, частично сформированы мыслительные операции и процессы, ориентируется самостоятельно, но делает ошибки. 2 – действует по образцу, низкая скорость частично сформированных мыслительных операций. 1 – мыслительные операции и процессы не сформированы, помощь малоэффективна. Уровни развития логического мышления 0-2 баллов–низкий 2-3баллов- средний 4-5 баллов- высокий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности умственно отсталых школьников.

Развитие и обучение детей с умственной отсталостью - одна из главных задач, которая решается специальной коррекционной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Зная психические особеннос...

Презентация "Особенности усвоения умственно отсталыми школьниками правил правописания"

Данная презентация может быть использована при выступлении на метод.обьединении учителей нач.классов....

Особенности детей с умственной отсталостью

Хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого реб...

"Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников" .

quot;Игры и упражнения на уроках в начальной школе, способствующие активизации познавательной деятельности умственно отсталых школьников"...

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей"

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых  детей"...

Особенности памяти при умственной отсталости

В статье кратко описываниются специфические особенности памяти у детей с умственной отсталостью...