Особенности памяти при умственной отсталости
статья

В статье кратко описываниются специфические особенности памяти у детей с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_pamyati_pri_umstvennoy_otstalosti.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности памяти при умственной отсталости

Воспитатель ГПД ГБОУ школа №59

г. Санкт-Петербурга

Бакланова О.С.

Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является недоразвитие не только познавательной, но и других сторон психической деятельности, т.е. эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребенка. У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта. Таким образом, дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики. Тотальность, так как недоразвиты все нервно-психические и даже соматические функции от врожденной несформированности ряда внутренних органов (порок сердца, нарушение строения желудочно-кишечного тракта, других систем), недоразвития роста костной, мышечной систем, сенсорики, моторики, элементарных эмоций до недоразвития высших психических функций (речь, мышление) и личности в целом. Иерархичность нервно-психического недоразвития - недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоции, памяти, как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления, то есть в недоразвитии практически всех психических функций страдает их высшее звено - память, внимание, восприятие и моторика.

Основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение- у умственно отсталых имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития.
Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых позже, чем у нормально развивающихся сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечает В.Г.Петрова, слабость памяти умственно отсталых проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Из-за непонимания логики событий воспроизведение
у умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых к ошибкам при воспроизведении.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредствованная смысловая память у умственно отсталых слабо развита.

Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. У умственно отсталых чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, наступает состояние охранительного торможения.

У детей с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений.

Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности умственно отсталых.

Психологи (А. Д. Виноградова, Н. Л. Коломенский, Ж. И. Намазбаева и др.) указывают, что, в отличие от сверстников с нормальным интеллектом, умственно отсталых характеризует ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей и мотивов. Хотя умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных коррекционных учреждений.

Воспитание и обучение умственно отсталых детей во вспомогательных школах - гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети могли бы стать беспомощными, бесполезными инвалидами, а иногда и нравственными уродами. Школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель вспомогательной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности. В этом ему может помочь знание психологии умственно отсталого ребенка.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов. Поэтому изучение способов воспитания и коррекции недостатков этих детей оказывается полезным для теоретического и методического углубления общей педагогики и психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекции памяти умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия

Упражнения lдля коррекции памяти  умственно отсталых детей в контексте развития модальности восприятия могут предлагаться детям разного возраста, при этом подбирается определенный стимульный мате...

Особенности детей с умственной отсталостью

Хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого реб...

Особенности познавательного развития умственно отсталых школьников

В презентации подродно представлены характеристики ВПФ умственно отсталых младших школьников.Так же указаны диагностические материалы для изучения сформированности логических операций и приведены неко...

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых детей"

Статья "Особенности мыслительных операций умственно отсталых  детей"...

методическая разработка "Психолого-педагогические особенности обучающихся с умственной отсталостью"

Методическая разработка посвящена психолого-педагогическием особенностиям обучающихся с умственной отсталостью...