Борьба с эмоциональным выгоранием педагога как одна из предпосылок совершенствования профессиональной педагогической культуры
презентация к уроку на тему

Фокеева Ольга Николаевна

Цель: познакомить с понятием "профессиональное выгорание", его причинами, стадиями, способами профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spv.pptx2.69 МБ
Файл sindrom_professionalnogo_vygoraniya.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БОРЬБА С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ ПЕДАГОГА КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» Автор: учитель начальных классов Фокеева О.Н.

Слайд 2

Синдром профессионального выгорания (СПВ) – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек - человек». Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35 – 40 лет.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Гипертрофированное чувство о тветственности у педагогов Педагогическая деятельность Сложившийся комплекс экономических проблем

Слайд 4

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно . Он проходит 5 стадий (по Дж.Гринбергу ). Медовый месяц Недостаток топлива Хронические симптомы Кризис Пробивание стены

Слайд 5

КАК ИЗБЕЖАТЬ ВСТРЕЧИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ВЫГОРАНИЕМ Если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение. Не можешь жить напряжённее , начинай жить умнее. Будь внимательнее к себе! Чаще прислушивайся к своему внутреннему голосу. Ведите здоровый образ жизни. Высыпайтесь! Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое. Умей отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Научитесь жить с юмором. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Перестаньте жить для за других их жизнью.

Слайд 6

ПОМНИТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО: ЖИЗНЬ РИТМИЧНА, СПАДЫ ЧЕРЕДУЮТСЯ С ПОДЪЁМАМИ. СНИЖАЮТ РИСК ВЫГОРАНИЯ СИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, КРУГ НАДЁЖНЫХ ДРУЗЕЙ И ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ СЕМЬИ.

Слайд 7

ЭКСПРЕСС – ПРИЁМЫ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ . Сложите руки «в замок» за спиной, т.к. отрицательные эмоции живут на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»). Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10-15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать.

Слайд 8

ЭКСПРЕСС – ПРИЁМЫ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ . Установка человека на то, что жизнь прекрасна и удивительна. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь. Главное – это установка на радость. Мышечная зарядка отрицательных эмоций. Ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, перекручиваясь в талии, делая махи руками. Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов.

Слайд 9

Помните, что неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь.

Слайд 10

Жить с девизом: «В целом всё хорошо, всё, что делается, – делается к лучшему».

Слайд 11

С Т Р А Н И Ч К А Ю М О Р А



Предварительный просмотр:

Борьба с эмоциональным выгоранием педагога как одна из предпосылок совершенствования профессиональной педагогической культуры

Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.

Римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на всё и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Синдром профессионального выгорания (СПВ) – это состояние психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющееся в профессиях группы «человек – человек», то есть, те люди, которые по долгу службы должны «дарить» людям энергию и тепло своей души: учителя, преподаватели, менеджеры, врачи, артисты – все, чья деятельность невозможна без общения.

Эмоциональному выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъёма в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят из школы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми.

При длительном воздействии выгорания развивается настоящий стресс, с его характерными симптомами (среди них сердечно-сосудистые нарушения, неврозы, язвы пищеварительного тракта, ослабление иммунитета, уменьшение аппетита или переедание, негативная самооценка, чувство вины). Нарастает безразличие, «профессиональный цинизм», негативизм по отношению к ученикам и своей работе. Порой возникает отвращение ко всему на свете, немотивированные обиды на окружающих, на судьбу, правительство. Жизнь кажется пустой и бессмысленной, а работа – надоевшей и ненавистной рутиной. Особую неприязнь вызывают люди, с которыми приходится работать – ученики, родители, коллеги. Такой вид выгорания даже называют «отравление людьми».

Причины возникновения синдрома эмоционального выгорания:

Гипертрофированное чувство ответственности у педагогов. Учителя – это люди, которые не могут выйти из школы, забыв про неё до следующего рабочего дня, потому что они должны готовиться к урокам, проверять тетради, придумывать конкурсы и праздники.

Педагогическая деятельность – одна из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности. Педагоги работают в сфере «человек-человек», часто находятся в состоянии постоянного стресса и полной «боевой» готовности, т.к. конфликты в школе просто неизбежны.  А учителя должны быть постоянно готовы решать эти конфликты, уметь быстро и правильно реагировать.

Сложившийся комплекс экономических проблем (маленькая заработная плата, недостаточная оснащенность школ, проблемы с аттестацией), а также социально-психологические проблемы, связанные с падением престижа педагогической профессии, делают труд учителя в нашей стране чрезвычайно психоэмоционально напряженным.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно.

 Он проходит 5 стадий (по Дж.Гринбергу):

1 стадия - «Медовый месяц» 

- работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом; однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным;

 - наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, сбои выполнении каких – либо двигательных действий. Из–за боязни ошибиться, это сопровождается повышенным контролем и многократной проверкой выполнения рабочих действий специалистом на фоне ощущения нервно – психической напряженности.

2 стадия – «Недостаток топлива» 

- появляется усталость, апатия, проблемы со сном, теряется интерес к своему труду в данной организации, отстраненность от профессиональных обязанностей; - возникают недоразумения с учениками, родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;

- у специалиста падает интерес к работе, к общению (желание «никто бы меня не трогал»);

- происходит нарушение сна, головные боли по вечерам.

3 стадия - «Хронические симптомы» 

- измождение и подверженность заболеваниям, хроническая раздражительность, чувство подавленности, «загнанности в угол», постоянное переживание нехватки времени.

4 стадия – «Кризис» 

- как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

5 стадия – «Пробивание стены»

 - физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека; у работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.

  1. Относитесь к жизни позитивно. Помните психологическое правило: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени к ним отношение.
  2. Ведите разумный образ жизни. Помните психологическое правило: не можешь жить напряженнее, начинай жить умнее.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  4. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
  5. Заботьтесь о себе: стремитесь к равновесию и гармонии, ведите здоровый образ жизни, удовлетворяйте свои  потребности в общении.
  6. Высыпайтесь! Если нормальный режим сна нарушен в результате стресса, есть риск оказаться в замкнутом круге: стресс провоцирует бессонницу, а бессонница еще больше усиливает стресс.
  7. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
  8. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  9. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  10. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на частную жизнь. «Свободное время педагога – это корень, питающий ветви педагогического творчества», - писал В.А. Сухомлинский.
  11. Время от времени вносите в вашу жизнь что-то новое: переставляйте мебель в квартире, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… Тогда стресс будет «приставать» к вам реже.
  12. Умейте отвлекаться от переживаний, связанных с работой. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  13. Научитесь жить с юмором. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее.
  14. Многие пытаются всюду успеть, делать больше, чем в их силах. Снизьте темп жизни!
  15. Старайтесь без ущерба для здоровья пережить неудачу. Проблемы и трудности могут коснуться каждого, это норма жизни. Они не указывают на слабость или снижение профессионализма – это особенности деятельности специалистов «помогающих» профессий. Помните психологическое правило: жизнь ритмична, спады чередуются с подъёмами.

Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

                Экспресс-приёмы для снятия эмоционального напряжения.

  1. Сложите руки «в замок» за спиной. Так как отрицательные эмоции «живут» на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
  2. Сложите руки «в замок» перед собой. Потянитесь, напрягая плечи и руки, расслабьтесь, встряхните кисти (во время потягивания происходит выброс «гормона счастья»).
  3. Улыбнитесь! Зафиксируйте улыбку на лице на 10 – 15 секунд. При улыбке расслабляется гораздо больше мышц, чем при обычном положении. Почувствуйте благодать, которая расходится по всему телу от улыбки. Сохраните это состояние.
  4. Самым мощным и при этом часто игнорируемым средством избавления от эмоционального напряжения является сознание человека. Главное – это установка человека на то, что жизнь – прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться;  глазами – чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом – чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит на жизнь. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться. Главное – это установка на радость.
  5. Мышечная разрядка отрицательных эмоций (пешие прогулки, физические упражнения). Например: в течение 10 минут утром и вечером (под музыку, как бы танцуя), стоя, ритмично отрывая пятки от пола, поворачиваться на носках на 90 градусов влево, вправо, одновременно перекручиваясь в талии вокруг своей оси насколько  возможно и при поворотах  делая махи руками и моргая. Это средство от нервно-психического перенапряжения, для улучшения настроения и работоспособности (из альтернативной индийской медицины).
  6. Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:

- при переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

- при угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,

- при выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;

- при снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;

- расслабляющее действие – «Баркарола» Чайковского;

- тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

На каждые 6 часов бодрствования должен приходится 1 час, посвященный себе, своему отдыху, здоровью.

Помните, что неразрешимых проблем нет. Если есть проблема, значит, есть и решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения и коррекции. У каждого человека есть выбор: опустить руки, позволить себе «сгореть на работе» или, наоборот, приложить все усилия, чтобы исключить возможность возникновения синдрома. Важно помнить, что наша жизнь – это наша жизнь.

Жить с девизом «В целом всё хорошо, всё, что делается, – делается к лучшему». Неудовлетворительные обстоятельства на работе воспринимать как временное явление и пытаться изменить их к лучшему.

            Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы её воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».

Тренинг для учителей по работе с собственным эмоциональным состоянием

 и борьбой с профессиональным выгоранием.

Мы попробуем взглянуть с другой стороны на рутинные педагогические проблемы, на себя в профессии, научимся способам снятия эмоционального напряжения. 

Правила групповой работы.

  1. Обращаться друг к другу по имени.
  2. Принимать себя и других такими, какие они есть.
  3. Быть искренним.
  4. Избегать оценок друг друга.
  5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.
  6. Активное участие в происходящем.
  7. Уважение говорящего.
  8. Общение по принципу «здесь и сейчас».

Психогимнастическое упражнение «Приветствие» .

Цель упр.: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение,

создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения

занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас

мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет.

Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим .

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Упражнение-тест «Вкусный пончик»
Цель: снятие эмоционального напряжения, экспресс-диагностика личностных особенностей.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что в нем отсутствует повидло. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывают» – и съедаете пустой пончик.
3.Съедаете что-то другое.
4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох. 
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума, суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время и в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете принимать решения и быстро (хотя не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. 

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1 ).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Карточки с неоконченными предложениями

к упражнению «Откровенно говоря»

  • Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…
  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь..
  • Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят родители…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…
  • Откровенно говоря, когда работа с детьми…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, мое здоровье…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…
  • Откровенно говоря, когда я выставляю отметки…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…
  • Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: подержание положительно эмоционального настроя друг к другу. 
Ведущий: Уважаемые коллеги, приглашаю всех встать в круг, я буду бросать каждому из вас мяч со словами: «Я учусь у тебя…». при этом называю профессиональное или личностное качество человека, которое действительно мне нравится у этого человека. Задача принявшего мяч – подтвердить высказанную мысль: «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику. Например: «Оксана Сергеевна, я учусь у тебя терпению». Оксана Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Упражнение «Благодарю…»

Все образуют круг. Начинает психолог. Он протягивает руку и говорит стоящему справа: «Спасибо, было очень приятно общаться». Тот в свою очередь протягивает руку к следующему участнику со словами: «Благодарю за поддержку». и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное выгорание педагога

В статье раскрывается сущность понятия "эмоциональное выгорание", рассматриваются причины возникновения синдрома, предлагаются некоторые способы профилактики и коррекции....

Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности

Что включает в себя понятие "психологическое здоровье". Профилактика эмоционального выгорания....

Психофизиологические основы профилактики эмоционального выгорания педагогов в условиях ФГОС

Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя....

Профессиональное и эмоциональное выгорание педагога

Профессиональное и эмоциональное выгорание педагога...