Выступление на МО
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Дмитриева Оксана Анатольевна

Использование ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_dekabr.docx28.21 КБ
Microsoft Office document icon vrednye_privychki.doc55 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_zvuk_y_bukva_y_.pptx1.22 МБ
Файл chtenie_n.pptx2.06 МБ
Файл pamyatka_dlya_detey.docx18.52 КБ
Файл zima.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Выступление  на МО

Тема: Работа с детьми с ОВЗ

по развитию познавательных интересов по средствам ИКТ.

(Из опыта работы)

Учитель

Дмитриева О.А

г. Томск

29декабря 2018 год

Выступление  на педсовете

Тема: Работа с детьми с ОВЗ по развитию познавательных интересов.

(Из опыта работы)

Учитель: Дмитриева О.А

 Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция образования, становление и развитие личности младшего школьника. А одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет эффективность процесса обучения. СЛАЙДЫ 1,2,3

         Для детей с ОВЗ характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение более осознанным, нужны новые техники и технологии.

          Несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников с ОВЗ исследуется различными авторами, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем. У значительной части учащихся с ОВЗ наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у многих остается на прежнем уровне или даже снижается.

           Одним из основных принципов обучения в общей и специальной педагогике

является принцип сознательности и активности учащихся. Согласно этому

принципу «обучение эффективно только тогда, когда ученики проявляют

познавательную активность, являются субъектами обучения». Как указывал

Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на

запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний,

исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал.

          При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми  ОВЗ:  СЛАЙД 4

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

        Для развития познавательных интересов необходимо выполнение следующих условий: СЛАЙД 5

 - избегать в стиле преподавания будничности, монотонности, серости, бедности информации, отрыва от личного опыта ребенка;

 - не допускать учебных перегрузок, переутомления и низкой плотности режима работы;

 - использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;

 - стимулировать познавательные интересы многообразием приемов занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами - шутками, занимательными упражнениями и т. д. );

 - специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы, использовать проблемно - поисковые методы обучения.

        Знания ученика будут прочными, если они приобретены не одной памятью, не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепились в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом.

          Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее: СЛАЙД 6

  • формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов ;
  • развитие внимания и памяти;
  • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
  • формирование общеучебных навыков и умений ;

В своей работе с детьми с ОВЗ я использую следующие специальные методики: СЛАЙД 7

•     поэтапное разъяснение заданий, их последовательность;

•     повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

•     смена видов деятельности;

•     обеспечение аудио-визуальными техническими средствами

обучения.

•     близость к учащимся во время объяснения задания;

•     индивидуальное оценивание

        Дружеский диалог, обмен репликами между взрослыми и детьми создает на занятии положительный  эмоциональный фон. Побуждение учащихся к ответам на вопросы способствует осознанию двигательных действий и вместе с тем развитию речи, обогащению словаря.

        Использование  занимательных приемов на уроках-смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки, не только предупреждает появление у ребенка ощущения скуки, но и способствует возбуждению познавательного интереса, а оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или быстрая и доступная помощь логопеда при затруднениях, ситуации успеха - все это формирует оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от работы.

  Приведу несколько примеров активизации познавательных интересов учащихся с ОВЗ

1. Математика.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. К каждому уроку математики с первого класса создавалось 2-3 слайда, в итоге к концу года была создана презентация из 250 слайдов. В моей методической копилке - тренажёры по всем вычислительным приёмам, геометрический материал, схемы-опоры, тесты, контрольно-измерительные материалы.

2. Письмо. Русский язык.

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на экран, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

Итогом работы по русскому языку стал комплект презентаций по всем частям речи, словари для 2-4 классов (непроверяемые написания), словарь орфограмм, комплект зрительных диктантов (для развития оперативной памяти), разработки отдельных уроков, тестовые задания.

3. Обучение грамоте, чтение.

Программа по обучению грамоте уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. К урокам обучения грамоте к концу года выстроилась презентация из 260 слайдов.

Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы. Иногда мы сами готовим карточки на бумаге или печатаем их во время перемены на доске. Я хочу предложить еще один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Это расширяет возможности учителя при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность. Самое простое использование компьютера на уроке литературного чтения – представление скороговорок. Урок литературного чтения можно начать с разминки – чтения скороговорки. Данный вид задания составляется в программе Word. Работа с фразеологическими оборотами проводится в виде презентации Power Point. Для проверки знаний и умений я использую программу Гипертест. По результатам тестирования выполняем коррекционную работу. ИТ помогают мне в создании и подготовке дидактического и наглядно-демонстрационного материала по литературному чтению. На уроках литературного чтения целесообразно использовать Интернет-ресурсы. Компьютер является мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных и расторможенных. Работа с компьютером предоставляет широкие возможности для проведения групповой работы.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного учителя, расширяя возможности организации взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.

Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал ,фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

 В процессе коррекционной  работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. СЛАЙДЫ 32-37

       Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или

иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ, развивают их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулируют самостоятельную деятельность учащихся.

      Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю

чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

      Средства активизации  я использую в системе, которая, объединяя должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволяет стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с  ОВЗ.

     

        И  закончить своё выступление хочу  словами Льва Семёновича Выготского: «Человечество победит  детскую дефективность не биологически и медицински а педагогически и социально.»  



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат для учащихся

с ограниченными возможностями здоровья № 22  г. Томска

Описание: 2571-l1

Классный час в 1 классе

на тему «Вредные привычки»

Подготовила: Дмитриева О.А.

2019 год

Классный час

  Тема :  «Полезные и вредные привычки»

Цель: формирование у учащихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.

Ход классного часа

– Добрый день, дорогие дети. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить одну очень важную проблему. Привычки – что это такое? Какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. Что же такое привычка? Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически ( это то, что человек привык делать не задумываясь, почему он делает именно так ).

У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных.

Какие привычки есть у вас?  У меня есть привычка …(пример учителя)

Какие ещё привычки  вы знаете?

А сейчас мы определим на какие 2 группы можно разделить все привычки человека.

Послушайте  2 отрывка : (чтение ученика)

И. Демьянов.   « Коля, маленький лентяй,

                             За собою убирай!

                             У тебя ленивы руки:

                             Под столом ремень и брюки.

                             На полу рубашка,

                             Николай – неряшка!»

О каких привычках Коли рассказывает автор?  ( о лени и неряшливости). Это для него вредно или полезно? Значит, как называются такие привычки ?  ВРЕДНЫЕ

 Послушайте ещё один отрывок:

А. Усатова       « Я один у мамы сын,

                            Нет у мамы дочки,

                            Как же маме мне помочь?

                            Постирать платочки?

                       Мыло пениться в корыте-

                       Я стираю, посмотрите!»

А в этом отрывке  о каких привычках мальчика идёт речь? Так как можно назвать такие привычки? ПОЛЕЗНЫЕ.

 У каждого человека есть привычки . Надо воспитывать у себя полезные привычки и избавляться от вредных. Но для этого надо уметь отличать полезные привычки от вредных.

Физкультминутка

 

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком.

Все ногами топаем,

Все руками хлопаем,

Надуваем щечки,

Скачем на носочках.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальчик поднесем к виску.

 

И друг другу даже

Язычки покажем!

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Как скажу я слово три,

Все с гримасами замри

Раз, два, три!

Перед вами карточки. На них написаны привычки. Опираясь на тему занятия разложите их на группы..

  • постоянно жевать жвачку
  • Обманывать
  • Умываться каждое утро
  • Чистить зубы
  • Грызть ногти, карандаш, ручку
  • Класть вещи на место
  • Делать зарядку
  • Опаздывать
  • Говорить правду
  • Лениться
  • Убирать за собой игрушки, учебники
  • Помогать родителям
  • Драться
  • Выполнять режим дня
  • Учить уроки
  • Кричать
  • Мыть руки перед едой
  • Бросать мусор где попало

  Обсуждение и проверка выполнения задания.

Вывод: что такое вредные привычки?( приносят вред) Почему они плохие?( делают человека неряшливым, грубым, забывчивым, драчливым и т. д. )

             Что такое полезные привычки? ( приносят пользу) Почему они полезные? ( делают человека … )  

А сейчас давайте определим, какими привычками обладали герои следующих стихотворных строк: прочитайте их и попробуйте догадаться о полезных или вредных привычках идёт речь.

А чтобы ответить на последний вопрос домашнего задания давайте посмотрим сказку в исполнении ребят-пятиклассников. Инсценировка

Наталья Сизова «Сказка о вредных привычках, или о том, как победила сила воли» газета « Начальная школа» № 47 2001 год

Ну а чтобы проверить чему вы сегодня научились, я предлагаю каждому взять карточку, на которой написана полезная или вредная привычка и прикрепить к соответствующей картинке:

                                                             

Дерево                                                                                   болото


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Звук [ы], буква ы»

Слайд 2

а о у и ы

Слайд 3

Ы

Слайд 4

Учебник «Букварь» стр. 13 Пропись № 1 стр.13

Слайд 5

ы а

Слайд 6

и ы

Слайд 7

ы о

Слайд 8

а ы

Слайд 10

ДИКТАНТ А о и У ы у И О


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуки [ Н ] , [ Н ] Буква Н

Слайд 12

«Четвёртый лишний»



Предварительный просмотр:

Памятка для детей

«Вредные и полезные привычки»

     

Привычки это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически.

У человека бывает много разных привычек.

Какие бывают привычки?

Привычки бывают полезные и вредные.

Полезные привычки:

  •  умываться, чистить зубы
  • делать зарядку
  •  заправлять постель
  • соблюдать режим дня
  • класть вещи на место
  • быть вежливым
  •  быть приветливым
  •  заправлять постель
  •  быть аккуратным
  •  быть трудолюбивым
  •  быть внимательным на

занятиях

  •  мыть руки перед едой
  • заниматься спортом
  • совершать прогулки

Запомните, что относится к вредным привычкам и что делать нельзя!

  • Вредные привычки:
  •  прогуливать занятия в школе
  • есть чересчур много сладкого и вредных продуктов (сухариков, чипсов)
  • пробовать неизвестные вещества
  • принимать алкоголь или наркотики
  • курить
  • грубить старшим и не уважать их
  • много сидеть у компьютера и телевизора
  • гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
  • грызть ногти
  • драться и задирать других
  • ковыряться в носу

У некоторых из нас есть и хорошие привычки и плохие. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.

Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Самое главное, чтобы вы сегодня сказали: нет вредным привычкам!

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Времена года «Зима»

Слайд 2

Декабрь Завершая длинный год, сам декабрь к нам идет! Он несет снега, метели и в игрушках ярких ели Стало голодно в лесу: посмотрите на лису! У лисы идет охота – не поймать ей зайца что-то! Чтобы не было беды, заяц путает следы. Лес заснул под царством льда, наступили холода .

Слайд 3

Пословицы Декабрь год кончает, зиму начинает Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет Солнце в декабре светит, но не греет Декабрь – шапка зимы Год декабрем кончается, а зима зачинается Не велик мороз, да краснеет нос Декабрь – « стужайло », на всю зиму студит

Слайд 4

Загадки Назовите – ка , ребятки, месяц в этой вот загадке: Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи На поля и на луга до весны легли снега Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый Год! Наступили холода, обернулась в лед вода Длинноухий зайка серый обернулся зайкой серым Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Слайд 5

Январь Посмотри на календарь: начинается январь! В теплой шубе он идет, новый год с собой ведет. В шубке белой заяц скачет, лес его надежно прячет – След поземка заметает. По снегам глухарь гуляет. А мороз трещит и злится, снег метет хвостом лисица. Лоси, лисы, кабаны ждут в седом лесу весны

Слайд 6

Пословицы Январь – году начало, зиме – середка. Январь – батюшка: год начинает, зиму величает. Месяц январь – зимы государь.

Слайд 7

Загадки Носит пышный рыжий мех И в лесу хитрее всех. Заметает след хвостом, Ждет зайчишку за кустом! Уши длинные торчком, Хвостик кругленький пучком В белой шубке веселится, Волка серого боится !

Слайд 8

Февраль Из снегов накинув шаль, по лесам идет февраль. Вьюга злится, вьюга свищет, серый волк по лесу рыщет. Толстый тетерев гуляет, ждет, когда же снег растает. А сороки растрещались : «Мы б с зимою попрощались!» Цвета утренней зари распевают снегири, Ищут корм себе синицы, ждут весну лесные птицы!

Слайд 10

Пословицы Вьюги да метели под февраль полетели. Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый. Февраль силен метелью, а март капелью.

Слайд 11

Загадки Угадайте, что за птица: Злых морозов не боится, В ярко – желтых перьях грудка , А сама она – малютка? Он холодною зимой Грустно воет под луной. Лес испуганно примолк: В чаще рыщет серый … ( волк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.

Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...

Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.

Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....

Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».

Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности,  дает более качественные результаты, если неотрывно связан...

Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.

Выступление на  городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...

Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)

Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....