«Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС»
методическая разработка на тему

Монгуш Айлан Николаевна

Доклад "Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovanie.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Требования к уроку в условиях внедрения ФГОС»

Урок – клеточка педагогического процесса.

В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны.

Скаткин М.Н.

        Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, необходимых для его социализации и эффективного участия в общественным производстве, то в настоящее время задачи образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и как следствие, быть успешным в жизни.

        Организация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.

        Выделяется ряд показателей эффективности современного урока:

  • Логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике;
  • Используются возможности дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам;
  • Соблюдены нормы педагогической этики;
  • Темп урока оптимален для данного коллектива детей;
  • В течении урока была обеспеченна оптимальная для данного класса смена видов деятельности;
  • Соблюдены гигиенические условия учебного труда;
  • Созданы условия для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей;
  • Дидактическая задача урока решена.

Организация внутренне мотивированной учебной деятельности учителем – «профессионалом»

Компоненты деятельности

Установки и действия педагога

  1. Цель

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач.

  1. Мотив

Опора на внутренние мотивы

  1. Средства

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цель

  1. Действия

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника.

  1. Результат

Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя-внутренние позитивные изменения в личности школьника.

  1. Оценка

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата.

        Главной идеей процесса развивающего обучения становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Основная задача педагога в этом случае – помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

Структурные элементы урока

Организационный этап

  1. Дидактическая задача этапа

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

  1. Содержание этапа

Взаимные приветствия учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания и внутренней готовности

  1. Условия достижения положительных результатов

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Кратковременность организационного момента; полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся

  1. Требования к реализации дидактической задачи урока

Кратковременная организация процесса; требовательность, сдержанность преподавателя; ярко выраженная волевая направленность деятельности; стимуляции деятельности учащихся, ее целенаправленность

  1. Способы активизации на уроке

Запись на доске цели урока. Сообщение ассистентов, консультантов о готовности класса к работе.

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет единства требований к учащимся; не стимулируется их познавательная активность

Этап всесторонней проверки домашнего задания

  1. Дидактическая задача этапа

Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях; совершенствуя при этом ЗУН

  1. Содержание этапа

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочеты.

  1. Условия достижения положительных результатов

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности; использование учителем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства учащихся класса

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Возможность учителя за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства учащихся и выявить типичные недостатки; возможность в ходе проверки дом.задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного учащимися на дом.  

  1. Требования

Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивид., фронтальный), учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий

  1. Способы активизации на уроке

Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания учащимся

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.

Этап всесторонней проверки ЗУН

  1. Дидактическая задача этапа

Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования

  1. Содержание этапа

Проверка различными методами объема и качества усвоения материала, характера мышления учеников, степени сформированности общеучебных умений и навыков; комментирование отчета учащихся;

  1. Условия достижения положительных результатов

Использование различных методов проверки знаний, начиная от фронтальной беседы, индив. опроса и кончая тестовой проверкой. Постановка дополнительных вопросов для проверки прочности глубины осознанности знаний; создание при опросе нестандартных ситуаций; привлечение всех учащихся к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике; рецензирование ответов учащихся, направленное на выяснение положительных и отрицательных сторон в их ЗУН, и указание того, что необходимо сделать для совершенствования приемов самостоятельной работы; активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся

  1. Требования к ЗУН

Обучающий характер опроса. Осознанность, полнота деятельности учащихся. Привлечение учащихся к исправлению ошибок. Объективность аргументированного ответа.

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргуиентов отметок.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

  1. Дидактическая задача этапа

Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся

  1. Содержание этапа

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

  1. Условия достижения положительных результатов

Умение учителя четко определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения учащимся цели на различных уроках

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимся практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока)

Этап усвоения нового материала

  1. Дидактическая задача этапа

Дать учащимся конкретное представление об изучаемом. Добиться от  учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН

  1. Содержание этапа

Организация внимания; сообщение учителем нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимся.

  1. Условия достижения положительных результатов

Полное и точное определение отличительных признаков изучаемого; вычленение наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана; использование приемов мышления (анализа сравнения, обобщения, конкретизации). Постановка проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Показателем эффективности усвоения учащимися новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие класса в поведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний учащимися на последующих этапах обучения.

  1. Требования

Четкая постановка перед учащимися задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала

  1. Способы активизации на уроке

Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Нет четкости в постановке задач, не выделено главное не систематизирован и не закреплен материал, не связан с раннее изученным. Используется не доступный для учащихся уровень изложения.

Этап проверки понимания учащимися нового материала

  1. Дидактическая задача этапа

Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерности; устранить обнаруженные пробелы.

  1. Содержание этапа

Проверку учителем глубины понимания учащимися учебного материал, внутренних закономерностей и связей, сущности новых понятий

  1. Условия достижения положительных результатов

Постановка вопросов, требующих активной, мыслительной деятельности учащихся; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое решение и т.д.; учет дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; главное – уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников

Этап закрепления нового материала

  1. Дидактическая задача этапа

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу

  1. Содержание этапа

Закрепление полученных знаний и умений, методики изучения нового материала, методики предстоящего ответа ученика при очередной проверке знаний.

  1. Условия достижения положительных результатов

Выработка умений оперировать раннее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Умение учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся.

  1. Требования

Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность учащихся при этом. Оказание ученикам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.

  1. Способы активизации на уроке

Разнообразие заданий, их практическое направленность.

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Вопросы и задания предлагаются той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.

Этап информированности учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. Дидактическая задача этапа

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы

  1. Содержание этапа

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися по содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.

  1. Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.

  1. Показатели выполнения дидактической задачи урока

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

  1. Требования к реализации дидактической задачи урока

Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах и ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.

  1. Способы активизации на уроке

Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (интервью, защита проектов)

  1. Ошибки, допускаемые при реализации

Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.

Подведение итогов урока

  1. Дидактическая задача этапа

Проанализировать дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективы на будущее

  1. Содержание этапа

Самооценка оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках

  1. Условия достижения положительных результатов

Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы

  1. Требования

Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

  1. Дополнительная активизация

Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.

  1. Ошибки

Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения

Гигиенические критерии рациональной организации урока

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60%

И не более 75-80%

85-90%

Более  90%

2

Число видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования разл. Видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена 15-20 мин

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи не соответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые не соответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем.

10

Физкультминутки

2 за урок, состоящие из трех легких упражнений по 3-5 повторений каждого

Одна физминутка за урок, с недостаточной продолжительностью

отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления учащихся (по снижению уч.активности)

Не раннее, чем через 40 минут

Не раннее, чем через 35-37 мин

Менее, чем через 30  мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...

"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"

Выступление на городском методическом объединение и презентация по теме:"Обмен опытом работы по организации групповой работы на уроках в условиях внедрения ФГОС"....

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в школы на первый план выходит системно-деятельностный подход обучения....

Стимул к успеху учителя и ученика на уроке в условиях внедрения ФГОС

Сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому.Главной  целью в моей работе становится формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать ...

Критерии современного урока в условиях внедрения ФГОС.

В работе затрагиваются вопросы волнующие всех педагогов. работающих по ФГОС:- Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника н...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...