Выступление на ШМО по теме: "Направления применения средств ИКТ в педагогической деятельности"
учебно-методический материал

Ерофеева Наталья Станиславовна

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления применения средств ИКТ в педагогической деятельности

В современном информационном обществе основой развития цивилизации выступают информационные процессы, в которых широкое применение находят информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является одним из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования, так как именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. В России, как и во многих других странах мирового сообщества все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся компьютерные технологии. Во всех сферах образования ведутся поиски способов  повышения качества обучения с использованием компьютерных технологий, которые повсеместно вошли в нашу жизнь.

Информационные технологии позволяют поднять на качественно новый уровень образовательные процессы, связанные с измерением знаний школьников, абитуриентов и студентов, тестированием и организацией на его основе принципиально новых подходов к формированию контингента для обучения в высших учебных заведениях.

Образовательные направления

Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информатики, превращается в ведущий фактор образовательной политики на всех уровнях.

Таким образом, можно говорить о наличии образовательных направлений внедрения информационных технологий в общественную жизнь. К таким направлениям относятся.

1. Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности;

2. Положительное влияние новых информационных технологий на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации;

3. Воспитательное воздействие информационных технологий;

4. Построение на информационных технологиях открытой учебной архитектуры;

5. Появление возможности использования мультимедиа-технологий в образовании;

6. Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества;

7. Развитие и повсеместное использование электронных моделей педагогических учебных средств;

8. Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества;

9. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование;

10. Сочетание возможностей традиционного и современного способов обучения в информационном обществе;

11. Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса;

12. Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда;

13. Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе.

Цели применения средств ИКТ в образовании.

Под информатизацией учебного процесса можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования. Из такого определения вытекает основополагающая роль понятия средств информационных технологий, отношение к которому в научной литературе не является однозначным.

В психолого-педагогической литературе нет четкого определения понятия «интерактивные технологии обучения». В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия. С появлением компьютерных технологий у педагогов оказался мощный инструмент качественно изменить методологию проведения занятий, повысить свой потенциал за счет автоматизированной систематизации, хранения и обработки информации, кроме того, самостоятельно разрабатывать электронные дидактические материалы.

Одной из основных целей развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является модернизация образования, которая предполагает в числе прочего использование современных информационных технологий и программных комплексов, позволяющих повысить эффективного обучения, педагогически грамотно создавать и применять новые образовательные технологий с использованием информационных и коммуникационных технологий  (ИКТ).

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

— повышение эффективности и качества процесса обучения;

— повышение активности познавательной деятельности;

— углубление межпредметных связей;

— увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

— развитие различных видов мышления;

— развитие коммуникативных способностей;

— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

— эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;

— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;

— развитие умений моделировать задачу или ситуацию;

— формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

— подготовка информационно грамотной личности;

— подготовка пользователя компьютерными средствами;

осуществление профориентационной работы в области информатики.

Направления применения средств ИКТ в педагогической деятельности.

В зависимости от целей системы образования можно выделить следующие основные направления применения компьютерных технологий  в педагогической деятельности:

  • организация и управление учебного процесса;
  • оценка качества обучения;
  • мониторинг процесса обучения.

Управление учебным процессом определяется решением задач поддержки образовательной деятельности и квалификации педагогических кадров. В первом случае используется весь спектр компьютерных технологий, направленных на интенсификацию и индивидуализацию обучения, от компьютерных демонстраций и презентаций до мультимедийных электронных методических материалов и обучающих виртуальных сред. Применение КТ требует иной формы представления знаний, организации познавательной деятельности и выбора методов обучения. Использование таких технологий позволяет получать информацию не только от педагога, но и с помощью интерактивных и интеллектуальных обучающих программ. К этому следует добавить возможность доступа к удаленным базам данных (электронным библиотекам) посредством сети Интернет.

Инновационные методы обучения, направленные на поиск и принятие решений в результате  деятельности, определяют совершенно иные требования к квалификации педагогов.

Подготовленный, с точки зрения применения и понимания информационных технологий, педагог определяет дидактическое содержание конкретной КТ в образовательной деятельности. Поэтому задача переподготовки кадров является неотъемлемой частью процесса организации и управления учебой. Даже при идеально разработанной компьютерной технологии, неумелое использование ее в учебной деятельности, приводит к негативным результатам. Квалификация педагогов непосредственно связана и с качеством обучения. Сегодня компьютерные технологии используются при тестировании знаний и умений учащихся. При этом, имеются в виду как различные тестирующие системы (обучающие, рейтинговые, аттестационные, проверки остаточных знаний и т.д.), так и интеллектуальные системы анализа логики и рассуждений учащихся.

Как известно, под мониторингом понимается контроль и управление. Потому мониторинг учебного процесса предполагает как решение задачи контроля качества обучения, так и управления этим процессом, посредством изменения траекторий обучения.

Таким образом, применение КТ в учебном процессе сводится к следующему:

-использование компьютера и информационных технологий в качестве средства обучения, дидактического средства для моделирования различных объектов и процессов, повышения степени наглядности при изложении учебного материала, его систематизации и логического упорядочивания, тренинга и контроля усвоения знаний;

-применение автоматизированных обучающих систем (АОС);

-применение компьютерных телекоммуникаций в образовании;

-использование  технологии мультимедиа в обучении и управлении образованием;

-применение средств информационных технологий в психолого-педагогических исследованиях.

Выделяют следующие методы использования информационных технологий в обучении:

  • информационные модели виртуальной реальности, адекватно отражающих сущность изучаемых объектов и процессов реального мира;
  • игровые методы активного обучения и принятия индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов;
  • разработка информационных технологий развивающего обучения;
  • разработка инструментальных средств и авторских систем педагога;
  • построение компьютерных и информационных моделей на основе интегрированных пакетов прикладных программ;
  • мониторинг процесса обучения с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
  • создание электронных библиотек, баз данных и знаний.

Под дидактическими свойствами КТ будем понимать те стороны информационных технологий, которые могут использоваться в соответствии с дидактическими целями учебного процесса [6]. С этой точки зрения КТ должны обладать следующими возможностями [7]:

  • являться источником информации;
  • рационализации формы преподнесения учебной информации;
  • повышения степени наглядности и конкретизации понятий, явлений, событий;
  • организации и направления восприятия обучаемых;
  • обогащения кругозора учащихся и удовлетворения их любознательности;
  • соответствия современным научным и культурным потребностям учащихся;
  • усиления интереса учащихся к учебе;
  • доступности учебного материала;
  • активизации познавательной деятельности, развития мышления, пространственного воображения и наблюдательности;
  • являться средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • иллюстрации связи теории с практикой;
  • наличия условий для использования наиболее эффективных форм и методов обучения;
  • экономии времени на усвоение учебного материала. 

Среди технологий организации учебного процесса необходимо выделить следующие современные технологии:

  • самостоятельная работа на основе взаимодействия с мультимедийным электронным учебником;
  • организация практических занятий и лабораторных работ на основе обучающих программ и тренажеров;
  • контроль знаний на основе  тестирования.

Таким образом, главные преимущества электронной формы представления учебной информации - компактность, значительные выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, анимации), интерактивность и т.д. При этом, в первую очередь, имеются ввиду электронные учебно-методические материалы, содержащие большое количество визуальной информации и иллюстраций. Представление учебной информации в электронной форме позволяет лучше структурировать учебный материал, дает возможность альтернативных вариантов его изучения и организовать быстрый и эффективный поиск необходимых сведений в электронных базах данных и библиотеках.

Наиболее распространенная форма внедрения информационных технологий в сферу образования – создание презентаций. Выполнение проектов по тематике различных предметов осуществляется на уроке информатики, что показывает неразрывную связь между ними, делая работу практически значимой. Еще одна распространенная форма уроков с использованием информационных технологий – создание тестов. Эти тесты всегда пользуются успехом у учащихся, так как база данных вопросов обширна, она может легко обновляться, включая вопросы по любым предметам школьной программы, и дети всегда стремятся пройти тест на «отлично» (ведь учитель не вмешивается в процесс определения оценки). Также не менее интересным способом применения информационных технологий в образовании является создание игровых программ для  проверки знаний. Правильная организация поиска материалов для проведения урока с использованием информационных технологий является одним из самых важных моментов. Это формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости. Правильно спланированный урок, правильно отсортированная информационная база – главный залог успеха, главный залог понимания проблемы, изучаемой на этом уроке.

Система компьютерного тестирования – это универсальный инструмент для определения качественной составляющей знаний учеников на всех уровнях образовательного процесса. Учебный процесс включает тестирование с дробными функциональными задачами. Единая система тестирования позволяет комбинировать тестовые задания разных дисциплин в рамках одного блока или дисциплин одной тематической направленности.

Результаты текущего и рубежного тестирования – это не только объективный показатель освоения учениками темы, раздела или дисциплины, но и, прежде всего, показатель качества работы преподавателя. База тестов может включать контрольный тест по дисциплине, предлагаемый ученикам каждого следующего набора для сравнения ежегодных результатов обучения (в том числе разными преподавателями).

Создание тестов на высоком методологическом уровне требует от преподавателя разработки четкой понятийно-терминологической структуры курса, т.е. таблицы проверяемых в тестах понятий и тезисов, структурированных по темам и разделам программы учебной дисциплины.

Такая разработка, наряду с программой, является самостоятельным методическим материалом обеспечения качества преподавания. Для учеников работа с компьютерными тестами способствует освоению компьютера как инструмента учебной деятельности, приучает к самоконтролю. Тестирование в самостоятельной работе учеников имеет не столько контролирующие, сколько обучающие функции (для отработки отдельных тем, типов задач, подготовки к контрольным и т. д.). Система компьютерного тестирования является неотъемлемой составляющей для перспективного развития дистанционных форм обучения.

Большое значение имеет система тестирования для определения качества образовательного процесса в системе дистанционного интерактивного обучения. Применение её дает возможность  отслеживать соответствие уровня подготовки любого ученика, находящегося как в стенах образовательного учреждения, так и на расстоянии. Проверка знаний с помощью тестирования – эффективный метод для последующей корреляции и унификации учебных программ, педагогических методик.

Заключение

Изменения в  Российском образовании и преобразования в обществе требует от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Если каждый урок будет включать в себя средства ИКТ, то инфантильных и расторможенных детей будет меньше. Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе.

Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...

Аналитическая справка по применению игровых технологий в педагогической деятельности

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали мне возможность определить теоретические основы использования игровых технологий для всестороннего развития школьников и...

Применение проектной технологии во внеурочной деятельности в начальной школе - выступление на городском семинаре.

      После вступительного слова подключаются дети. Они рассказывают о проделанной исследовательской работе по теме "Птицы зимой" и предлагают завучам принять участие в...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...