Мастер-класс на тему «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»
методическая разработка

Чердонова Елизавета Жамбаловна

Цель: оказать содействие участникам занятия в  понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять  дескрипторы к диктантам

Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, составлять дескрипторы к диктантам.

Оборудование: презентация, компьютер, фломастеры, листы А-4, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Информационная характеристика диктанта».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Тема: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Цель: оказать содействие участникам занятия в  понимании таких понятий как критериальное оценивание, дескриптор, критерий; в умении составлять  дескрипторы к диктантам

Ожидаемый результат: учителя понимают термины: дескриптор, критерий, рубрика; смогут распознавать дескрипторы, составлять дескрипторы к диктантам.

Оборудование: презентация, компьютер, фломастеры, листы А-4, раздаточный материал статья «Критериальное оценивание», «Информационная характеристика диктанта».

Ход занятия

I. Приветствие.

II. Формирование групп  (Распределение на группы по выбранной заранее цветным квадратикам.  Каждый участник, входя в аудиторию, получает разного цвета квадраты, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись цветной фигурой, расположенными на столах).

III.Сообщение темы, введение в тему

-Чтобы понять, чем мы будем сегодня заниматься на занятии, я попрошу группу: (слайд 1)

1.Нарисуйте дом на формате А-4.

2. Теперь попрошу поменяться работами (Взаимооценка)

3. Поставьте оценки за рисунки (наивысшая оценка - 5 баллов).

А теперь оцените рисунок по таким критериям :                                                                                                                                                                                   1.Фундамент – 1 балл                                                                                                                                                      2.Ступени –1 балл

3.Перила – 1балл

4. Дверь – 1 балл

 5. Окно - 1 балл                                                                                                                                                                               6. Окно на чердаке – 1 балл                                                                                                                                                                            7. Водосточная труба – 1 балл

 8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Трава возле дома – 1 балл

10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

- Рефлексия по заданию:                                                                                                                                   -Насколько отличались оценки и почему?  

-Какую оценку вам было легче всего поставить и почему?

  -Какой из оценок вы остались довольны и почему? (Ответы участников мастер-класса).  

   Вывод: по критериям оценивать намного легче.  

 Итак, мы определили тему занятия: Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся

Давайте определим цели занятия:  познакомиться с понятиями критериальное оценивание, дескриптор, критерий; уметь устанавливать соответствие дескрипторов критериям.

III. Теоретическая часть

Изменения в системе оценивания учебных достижений учащихся – одно из направлений модернизации образования. Оценка учебной деятельности школьника является важным фактором формирования положительной мотивации обучающихся.  

Задание№1.

-А теперь попрошу  прочитать статью «Критериальное оценивание». (Приложение №1).      Что же такое критериальное оценивание?  Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.   При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Один успешен по одному критерию, а второй – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов и способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. Оценивание  превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения

При   критериальном  оценивании мы встречаемся с  такими  понятиями, как  рубрика, критерии, дескрипторы.  

 Рубрика – это перечень критериев оценивания знаний учащихся по изученной теме. Она определяется целями изучения какой-либо темы и содержательно наполняется критериями, раскрывающими данную рубрику.

Критерии определяются задачами обучения и представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы.

Дескрипторы описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл.

Критериальное оценивание включает в себя: формативное оценивание (формирующее / текущее) констатирующее оценивание (итоговое).

     При использовании  технологии критериального оценивания меняется и подход к проведению контрольных и проверочных работ. Не менее чем за неделю до контрольной работы учащимся предоставляется полная информация о том, какие типы заданий в ней предусмотрены, каким критериям они соответствуют и что необходимо для подготовки.К каждому диктанту прилагаются дескрипторы, которые описывают уровни достижения учащегося по каждому критерию и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижения- тем выше балл. После выбора темы составляется информационная карта диктанта.  В ней отражена информация обо всех  орфограммах в диктанте, которые ставятся на проверку. Учитель выделяет проверяемые орфограммы, считает их, выписывает все слова, выделяя цветом или курсивом данную орфограмму.  Затем составляется таблица с критериями, с уровнями достижений, баллами.

Здесь описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. Важно, что все бальные оценки начинаются с нуля. У каждого ребенка появляется возможность наращивать свои достижения по какому-то отдельному критерию.

Каждое умение перед контрольной работой проверяется отдельно. Естественно, если во время текущего контроля ребенок не справился хотя бы с одной орфограммой, то  и при написании  диктанта он тоже с этими орфограммами не справится. Поэтому важна индивидуальная коррекционная работа. Учитель составляет карту и сам прописывает  критерии, но важно научить детей самостоятельно формулировать те умения, которыми необходимо овладеть.

IV. Практическая работа.

1.(Раздаю приложение №2. Участники мастер- класса знакомятся с дескрипторами и  информационной картой  к диктанту.)

- Сейчас мы попробуем разработать  дескрипторы и  информационную карту   к диктанту по русскому языку 2 класс  по теме:«Слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн»

Планируемый результат:  проверка сформированности у учащихся навыка правильного написания слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн.

Диктант

Гроза

Наступила большая засуха.  Пыль стояла над полями.  Ручьи и речки высохли.  На траве нет росы.  Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары.  Молодые березки и дубки опустили свои листочки.

Вдруг появилась туча.  Замолчали птицы.  Ударил сильный гром.  Полил дождь. Травка и деревья осветились.  Как всё кругом стало радостно! (48 слов.)

2. (Выполнение участниками задания в группах.  Представление результатов всем участникам).

Информационная характеристика диктанта

Орфограмма/правило постановки знаков препинания

Количество орфограмм

Перечень слов

1. Сочетания жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

5

речки, трещат, листочки, туча, замолчали.

2. Непроверяемые гласные

2

березки, опустили.

3. Прописная буква в начале каждого предложения.

12

4. Знаки препинания (точки) в конце предложений.

12

5. Раздельное написание предлогов с другими словами

3

Над полями, на траве, от жары.

6. Правописание слов с Ь – показателем мягкости

6

пыль, большая, появилась, сильный, дождь, осветились.

7. Разделительный Ъ и Ь знак

3

ручьи, деревьев, деревья.

Дескриптор к проверочной работе

Критерии

Орфо

грамма

Уровень достижения

Бал

лы

Фактически полученные баллы

Работа над ошибками

Оценивает ученик

Оценивает учитель

Умею писать слова с  сочетаниями жи-ши, чк-чн, чу-щу, ча-ща

1

Допустил ошибки во всех словах

0

Правильно написал 1-3 слова

1

Правильно написал 4-6 слов

2

Правильно написал все 7 слов

3

Умею писать слова с непроверяемыми гласными  

2

Допустил ошибки в словах

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 4 слова  

2

Умею правильно оформлять начало предложения

3

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею правильно оформлять конец предложения

4

Допустил хотя бы одну  ошибку

0

Правильно написал все предложения

1

Умею раздельно писать предлоги с другими словами

5

Неверно написал все слова

0

Написал правильно 1-3 слова

1

Правильно написал все 5 слов

2

Умею правильно писать слова с Ь – показателем мягкости

6

Неверно написал слова

0

Написал правильно 1 слово

1

Написал правильно 2 слова

2

Максимальное количество 11 баллов

5-     95% -100%    10-11б.

4 -    76% -94%       9-8 б.

3-     50% -75%        6-7 б.

2 –менее 50%   меньше 6 б.

V Подведение итогов мастер-класса

Таким образом, критериальное оценивание способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. И, что самое главное, позволяет проследить динамику интеллектуального роста учащихся. Конечно, такая система требует от педагога больших затрат времени, но это окупается повышением качества образования. Между учителем и учеником исчезает зона конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость, прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

VI . Рефлексия.

- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они

Закончите одно из предложений:

сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бально-рейтинговая система оценивания внеучебных достижений учащихся

1. Особенности самооценки мальчиков и девочек.2. Изменения в самооценке от 1 к 4 классу.3. Что влияет на самооценку младшего школьника.4. Коррекция самооценки....

ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на I ступени начального образования) и учащихся на II и III ступенях обучения.

В системе развивающего обучения контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предмета...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания учебных достижений учащихся начальных классов.

Система оценивания образовательных достижений это сложная и многофункциональная система, включающая  входной (стартовый), текущий, тематический (промежуточный),  рубежный и итоговый контроли...

«Система критериального оценивания учебных достижений учащихся начальных классов в контексте обновления содержания образования»

 Критериальное оценивание учебных достижений учащихся особенно актуально в рамках перехода образовательных учреждений на новые государственные стандарты.  Помимо опорных навыков и уме...

Система оценивания учебных достижений учащихся

четырехбалльной системе (минимальный балл – двойка; максимальный балл – пять) в ходе урока опросить не менее 3-5 учащихся. Нижний предел частоты выставления оценок - одна оценка на учащегося каж...

Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»

Мастер – класс по теме: «Критериальная система оценивания учебных достижений учащихся»...