Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме "Адаптация первоклассников к школе".( ноябрь 2018 года)
рабочая программа (1 класс)

 Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Чтобы выявить уровень адаптации первоклассников к школе мною и педагогом-психологом Образцовой Е.В. использовались следующие исследования:
 1.Анкетирование родителей первоклассников.
 2.Анкетирование учителя первоклассников.
 3.Тест Керна-Иерасика:
 - субтест "Бусы" - умение ориентироваться на систему требований;
 - субтест переключение внимания;
 - субтест фраза Винни-Пуха;
 - Методика Семаго М.М. "Исключение лишнего";
 - Методика "Срисовывание точек";
 - Методика логическое мышление;
 - Методика "Аналогии";
 - Диагностика воображения".
В результате проведенного исследования у детей 1 "б"  класса (29 учащихся) были выявлены все три уровня адаптации. 
Высокий уровень адаптации - 13 учащихся (44,8% - Булатова С., Вискова Ан., Диденко Р., Жиляева Зл., Ивашенцева Ан., Красильникова Ал., Ласточкина Ар., Муравьёв М., Сытник Арс., Филенкова Ел., Янбахтин М., Пичугина М., Тарасенко С.). 
Эти дети:  положительно относятся к школе, требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко, глубоко и полно; решают усложнённые задачи; прилежны, внимательно слушают указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе; готовятся ко всем урокам; занимают в классе благоприятное статусное положение.
Средний уровень адаптации- 11 учащихся (37,9% - Герасимёнок Ан., Марченко В., Минакова Д., Митин Яр., Панарин М., Плишкина Т., Пузанов Арт., Смирнова Яр., Чайкин Ал, Чумин Арс., Яценко В.). 
Эти дети: положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивают основное содержание учебных программ; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным; общественные поручения выполняют добросовестно; дружат со многими одноклассниками. Дети, в основном приспособившиеся к школьным требованиям. При этом, они часто болеют, быстро утомляются, не имеют времени, сил и желания для активной внешкольной жизни. 
Низкий уровень адаптации-5 учащихся (17,3% - Ассорова Ал., Баранов Ал., Канцыреев Ал., Логинов М., Яковлев К.). 
Первоклассники отрицательно или индифферентно относятся к школе; нередко жалуются на нездоровье; у детей доминирует подавленное настроение; зачастую нарушают дисциплину; объясняемый учителем материал, усваивают фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляют интереса; - к урокам готовится нерегулярно, им необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; -близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 44,8% детей положительно относятся к школе, 37,9% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 17, 3% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 55,2% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.
Вывод: мне, как учителю, необходимо обратить особое внимание на усвоение учебной задачи ребёнком. При возникновении трудностей обязательно четко объяснять учебный материал до тех пор, пока ребёнок не поймёт. Для этого необходимо выяснить, какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический - тактильный) ребёнка задействованы в принятии и понимании задания. Обратить особое внимание на межличностные отношения в классе: выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьёзных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общения.
Родителям: в случае необходимости помогать ребёнку в выполнении задания, но не делать вместо него. Помочь составить режим дня и распланировать время для посещения кружков и секций. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Чаще улыбаться. Убеждать ребёнка, что всё будет хорошо. Помнить, что школа и семья существуют для ребёнка, а не ребёнок для школы. Чаще разговаривать с ребёнком, проявляя искреннюю заинтересованность в нём. Но не допрашивать ребёнка, если в данный момент он не желает общаться. Организовать совместную деятельность с ребёнком. Поддерживать тесный контакт с педагогами школы.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО учителей начальных классов  по теме "Адаптация первоклассников к школе".( ноябрь 2018 года)

Учитель Козлова С.В.

         Адаптация к школе — перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное — к дезадаптации».

        Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.

        Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.

        Чтобы выявить уровень адаптации первоклассников к школе мною и педагогом-психологом Образцовой Е.В. использовались следующие исследования:

 1.Анкетирование родителей первоклассников.

 2.Анкетирование учителя первоклассников.

 3.Тест Керна-Иерасика:

 - субтест "Бусы" - умение ориентироваться на систему требований;

 - субтест переключение внимания;

 - субтест фраза Винни-Пуха;

 - Методика Семаго М.М. "Исключение лишнего";

 - Методика "Срисовывание точек";

 - Методика логическое мышление;

 - Методика "Аналогии";

 - Диагностика воображения".

        В результате проведенного исследования у детей 1 "б"  класса (29 учащихся) были выявлены все три уровня адаптации. 

        Высокий уровень адаптации - 13 учащихся (44,8% - Булатова С., Вискова Ан., Диденко Р., Жиляева Зл., Ивашенцева Ан., Красильникова Ал., Ласточкина Ар., Муравьёв М., Сытник Арс., Филенкова Ел., Янбахтин М., Пичугина М., Тарасенко С.).

Эти дети:  положительно относятся к школе, требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко, глубоко и полно; решают усложнённые задачи; прилежны, внимательно слушают указания и объяснения учителя; выполняют поручения без лишнего контроля; проявляют большой интерес к самостоятельной работе; готовятся ко всем урокам; занимают в классе благоприятное статусное положение.

        Средний уровень адаптации- 11 учащихся (37,9% - Герасимёнок Ан., Марченко В., Минакова Д., Митин Яр., Панарин М., Плишкина Т., Пузанов Арт., Смирнова Яр., Чайкин Ал, Чумин Арс., Яценко В.).

        Эти дети: положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивают основное содержание учебных программ; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным; общественные поручения выполняют добросовестно; дружат со многими одноклассниками. Дети, в основном приспособившиеся к школьным требованиям. При этом, они часто болеют, быстро утомляются, не имеют времени, сил и желания для активной внешкольной жизни.

        Низкий уровень адаптации-5 учащихся (17,3% - Ассорова Ал., Баранов Ал., Канцыреев Ал., Логинов М., Яковлев К.).

        Первоклассники отрицательно или индифферентно относятся к школе; нередко жалуются на нездоровье; у детей доминирует подавленное настроение; зачастую нарушают дисциплину; объясняемый учителем материал, усваивают фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляют интереса; - к урокам готовится нерегулярно, им необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; -близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

        Таким образом, методики позволили выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Результаты методик показывают, что 44,8% детей положительно относятся к школе, 37,9% - так же положительно относятся к школе, но у них преобладает игровая мотивация, они предпочитают игровую деятельность, 17, 3% детей испытывают негативные эмоции при восприятии понятий, связанных с обучением в школе. Из выше сказанного следует, что у 55,2% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.

                Вывод: мне, как учителю, необходимо обратить особое внимание на усвоение учебной задачи ребёнком. При возникновении трудностей обязательно четко объяснять учебный материал до тех пор, пока ребёнок не поймёт. Для этого необходимо выяснить, какие анализаторы (слуховой, визуальный, кинестетический - тактильный) ребёнка задействованы в принятии и понимании задания. Обратить особое внимание на межличностные отношения в классе: выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьёзных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общения.

        Родителям: в случае необходимости помогать ребёнку в выполнении задания, но не делать вместо него. Помочь составить режим дня и распланировать время для посещения кружков и секций. Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Чаще улыбаться. Убеждать ребёнка, что всё будет хорошо. Помнить, что школа и семья существуют для ребёнка, а не ребёнок для школы. Чаще разговаривать с ребёнком, проявляя искреннюю заинтересованность в нём. Но не допрашивать ребёнка, если в данный момент он не желает общаться. Организовать совместную деятельность с ребёнком. Поддерживать тесный контакт с педагогами школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников".

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: "Адаптация первоклассников"....

Конспект урока обучения грамоте (письмо), проведённого в 1 «Б» классе, ГБОУ школы №315 Пушкинского района Санкт-Петербурга учителем начальных классов Финогеновой Светланой Владимировной 21 ноября 2014 г.

УМК: «Школа России» (авторская методика Илюхиной В. А.).Тема урока. Строчная буква «е».Цель: формирование графического навыка письма строчной буквы «е», различных видов соединений её с другими буквами...

Индивидуальный план профессионального развития учителя начальных классов Усмановой Зинаиды Ильиничны на 2015-2018 годы

Методическая тема: Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении      начальных классах.Цели  профессионального  развития1.      ...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Выступление на ШМО учителей начальных классов "Адаптация первоклассников"

Выспупление на школьном методическом объединении учителей начальных классов  в конце второй четверти по теме "Адаптация первоклассников"...

Выступление на РМО учителей начальных классов по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе", ноябрь 2018 г

Данная разработка содержит теоретический и практический материал по теме "Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе" ......

Выступление на ШМО учителей начальной школы "Адаптация первоклассников у условиях ФГОС"

В данной работе рассказывается об адаптации первоклассников  школьной жизни....