Современный инструментарий педагога при реализации ФГОС РФ.
статья (4 класс)

Панкратова Анна Геннадьевна

В данном пособии педагоги могут ознакомиться с перечнем современного инструментария при реализации ФГОС РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_instrumentariy_.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

Современный инструментарий педагога при реализации ФГОС РФ.

Панкратова Анна Геннадьевна

ГБОУ гимназия №157 им.принцессы Е.М.Ольденбургской, Санкт-Петербург

Учитель начальных классов, высшая категория, 30 лет педагогического стажа

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения образовательных программ. Ученики начальной ступени образования должны овладеть универсальными способами действий, обеспечивающими дальнейшее образование; развить способность к самоорганизации и развитию творческого потенциала.[3]

Любая информация в современном быстро меняющемся социуме быстро устаревает, объём фактических знаний теряет свою значимость. Необходимыми становятся знания о том, где и как получить новую информацию, как её осмыслить и применить для решения жизненно важных задач. Всё это результаты определённой деятельности.

Современные дистанционные мероприятия, не имеющие границ общения, как нельзя лучше способствуют реализации системно - деятельностного подхода при подготовке учащихся к участию в них.

А как сделать так, чтобы освоение информации, её систематизация были наиболее продуктивными? Возникла потребность в применении системно - деятельностного подхода, при котором главное место отводилось активной, разносторонней, в большей степени самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Учащиеся моего класса были распределены на группы с учётом принципа психологической комфортности, ориентированного на реализацию идей сотрудничества, развитие толерантности участников процесса.[2]

                                            Этапы работы:

1.Мотивирование к деятельности («надо», «хочу», «могу»).

2.Возникновение проблемной ситуации (где и как получить информацию)

3.Обмен мнениями и формирование коллективного решения).

4.Открытие нового знания (эвристическое постижение мира).

5.Фиксирование информации.

6.Обмен информацией («говорю», «слышу и слушаю других»).

7.Рефлексия (творчество не знает границ).

8.Самооценка.

9.Коррекция.

На первом этапе каждый участник составил перечень вопросов: «О чём бы я хотел узнать» или «Знаете ли Вы, что…».

Затем группа составляла кроссворды по материалам вопросников. И тут на помощь детям пришли их родители, которые помогли выполнить кроссворды по программе HotPotatoes .Также принимались к обсуждению любые творческие работы: доклады, сообщения, презентации и т.д.

Участники обменивались с другими группами полученной информацией, «примеряли» на себя различные социальные роли, при обсуждении и слушании учились уважать мнения отличные от своего, раскрывались с новой стороны и для меня (преподавателя), и для своих родителей.

Стандартные формы проверки и оценивания не годились, ведь ребята делали открытия, познавали мир.

Активность учеников заметно возрастала когда они становились носителями роли учителя. Важно было сохранить доброжелательный настрой по отношению ко всем участникам процесса.

Эвристический характер приобретения знаний способствовал тому, что они (знания) приобретали для участников личную и очень важную значимость. Каждый участник смог испытать свой «Миг славы». При традиционной форме работы большинство учеников остаются наблюдателями процесса. А работа в парах или малых группах даёт возможность научить кого-то, получить самому ответ на интересующий вопрос. Формируется позитивное отношение к учебному процессу и ко всем его участникам. Качество знаний учащихся повышается.

Мне, как преподавателю и как классному руководителю, было необходимо осуществлять логическую связь между презентациями, выступлениями, но только, как координатору процесса, а не как его руководителю. Это потребовало от меня терпения и эмоциональных сил.

                                                        Заключение:

Воспитание ученика – исследователя – кропотливый процесс, открывающий безграничные возможности для развития самостоятельной и творческой личности, способной осуществлять поиск, решать жизненные задачи, принимать решения и отвечать за свои действия; словом жить в реальном, а не  в виртуальном мире; видеть и понимать красоту, радоваться успехам других.

Участники процесса применяли ИКТ технологии для получения и обработки новой информации, сотрудничали друг с другом и между группами при обмене информацией; освоили различные формы рефлексии : презентации, доклады , кроссворды, газеты, фото и видео отчёты.

Сотрудничество с родительской общественностью способствовало развитию добрых семейных отношений; взрослые и дети стали лучше понимать друг друга.

Нельзя научить, можно только научиться, желая этого самому и принимая в этом непосредственное участие. Наши усилия были вознаграждены!

Главная награда для меня, как для учителя – это искрящиеся счастьем глаза моих учеников. Системно - деятельностный подход  способствовал получению знаний учащимися моего класса не в готовом виде, они находили нужную информацию в большей степени самостоятельно, а это способствовало в свою очередь активному формированию деятельностных способностей, общеучебных знаний, адаптации к новым условиям социума.

                                            Список литературы:

1.Журнал « Начальная школа» №2 2013 /Подготовка учителя к реализации ФГОС.

2.Поливанова, К.Н.Проектная деятельность школьников: пос. для учителя / К.Н.Поливанова. – М. : Просвещение,2008.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г./ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.

1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...

Интерпретации результатов мониторинговых исследований и совершенствование педагогической практики (методов, приёмов) коррекции затруднений педагогов при реализации ФГОС.

Информация, полученная в ходе мониторинга, позволяет оценить результаты обучения по исследуемым предметам. После проведения оценки качества, результаты обрабатываются учителями, обсуждается на педагог...

Готовность педагога к реализации ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. Доклад на педсовете

В докладе раскрыты основные этапы при подготовке к реализации программ по ФГОС, условия для реализации и внедрения новых образовательных стандартов...