Выступление на методическом объединении
методическая разработка

Куплевацкая Виктория Владимировна

Использование современных педагогических технологий на уроках при реализации ФГОС в начальной школе.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий на уроках при реализации ФГОС в начальной школе.    

(Слайд 1)

Куплевацкая В.В. МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

     

 (Слайд 2)           «Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты,  

 вращаются все другие формы учебных занятий» Н.М. Верзилин

Сегодня представление о том, что школа должна давать только знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным.

(Слайд 3)

Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого человека в широком смысле этого слова.

Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, изо, так как приходится преподавать в одном лице.

(Слайд 4)  Учебные предметы включают в себя богатые возможности для духовного, нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, развития познавательной и творческой активности, формирования умений и навыков владения материалом.

(Слайд 5) Достижение высоких результатов начального образования по ФГОС невозможно без условий реализации основной образовательной программы, особое место в которых занимает учебно-методическое и информационное обеспечение.

Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?

В условиях реализации ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

(Слайд 6) Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им учиться в атмосфере творческого поиска, могут быть самые разнообразные.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка.

(Слайд 7)  11 кликов

Признаки нетрадиционного урока:

  • несет элементы нового;
  • изменяются внешние рамки;
  • место проведения;
  • используется внепрограммный материал;
  • организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой;
  • достигается эмоциональный подъём учащихся через оформление кабинета;
  • используются НИТ (новые информационные технологии).
  • выполняются творческие задания.
  • проводится самоанализ;
  • если необходимо создаётся временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока;
  • планируется урок заранее.

(Слайд 8) Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков.

Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков:

1. Урок-экскурсия

2.Урок-игра

3. Урок с групповыми формами работы

4. Урок взаимообучения учащихся

5. Урок творчества

6. Урок-аукционы

7. Уроки, которые ведут учащиеся

8. Урок-концерт

9. Урок-диалог

10. Урок “Следствие ведут знатоки”

11. Уроки - ролевые игры

12. Урок-конференция

13. Интегрированные уроки

14. Урок - семинар

15. Урок -игры «Поле чудес».

16. Урок «погружение» 

17. Урок - деловые игры

18. Урок - пресс-конференция

19. Урок - соревнование

20. Урок КВН

21. Театрализованный урок

22. Компьютерный урок

23. Урок - зачет

24. Урок  сомнения

25. Урок - творческий отчет

26. Урок -формулы

27. Урок - конкурс

28. Бинарные уроки

29. Урок - обобщения

30. Урок - фантазии

31. Урок –«суд»

32. Урок поиска истины

33. Урок - лекция

34.Урок – «круговая тренировка»

35. Межпредметные уроки

В начале учебного года мы, учителя первых классов, проводили четвёртый урок в форме нестандартных или нетрадиционных уроков.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика. Готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Приведу конкретные примеры.

1. Урок – экскурсия. (Слайд 9)

Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками её предметов и явлений.

Учащиеся класса побывали на экскурсиях в осеннем парке, на Набережной реки Окунёвки, в школе искусств, на почте узнали как путешествует письмо, запомнилась детям экскурсия в детскую библиотеку, зимняя экскурсия. (Слайд 10, 11, 12, 13)

Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения к окружающему миру.

Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

(Слайд 14) Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива; описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.

  1. Урок –проект. (Слайд 15, 16,17, 18, 19, 20)

Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приёмов, направленную на практическое или теоретическое освоения (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Приложение1

В 2011-2012 учебном году по программе «Школа России» в 1 классе запланировано 16 проектов. На данный момент реализовано 8 проектов.

По предмету окружающий мир: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», по предмету технология: «Растения в жизни человека. Выращивание растений», «Дикие животные», «Новый год», «Такие разные дома», по математике «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках».

Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно обрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы.
     (Слайд 21) Исследования представлены в различных формах: электронная презентация, рисунок, схема, заметка, фоторепортаж, устное сообщение и т.д.

  1. Урок - путешествие. (Слайд 22)

Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Например по сказке «Теремок». Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников.

(Слайд 23) Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении

  1. Видеоурок. (Слайд 24)

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности.

В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия.

(Слайд 25) Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала.

  1. Урок – исследование. (Слайд 26, 27, 28, 29)

Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования. Учащиеся проводили исследования на уроках окружающего мира и технологии.

 Формирование у учащихся готовности и способности самостоятельно осваивать новые способы деятельности. Именно поэтому ученические исследования рассматриваются как средство активизации процесса обучения.

(Слайд 30) В результате вовлечения ребёнка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности, повышается уровень самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приёмов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

(Слайд 31) Также мне хочется поделиться эффективными приёмами, используемыми в начальной школе при реализации ФГОС.

(Слайд 32) Игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м классом. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. Этот переход возможен только при интенсивном формировании всех видов универсальных действий.

(Слайд 33) На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идём на День рождения». Для уроков математики - игры на отработку состава числа «Домики», «Собери елочку» и др.

(Слайд 34)      Игры-драматизации    

Игры-драматизации на уроках в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок. Например «Гуси-лебеди», «Снегурочка», «Стихотворения С.Я. Маршака». (Слайд 35, 36)

(Слайд 37) Работа с тренажерами

На уроках математики и русского языка учителя начальных классов часто используют работу с тренажерами.

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

при закреплении нового материала;

при поведении самостоятельной, проверочной работы;

при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

(Слайд 38) Учащимся раздаются персональные тетради (тренажеры), через некоторое время (3-5 минут) учитель собирает тетради с ответами, а после урока подсчитывает и фиксирует количество верных ответов.

Ребятам очень нравится работать в тетрадях-тренажерах и после нескольких работ результат значительно улучшается, так как полученные знания отрабатываются и доводятся до автоматизма.

(Слайд 39) Средства обратной связи.

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку Для этого наши учителя используют «светофор», таблицы, карточки со знаками «+» и «-» или цифры. Учитель может предложить детям оценить свою работу, работу другого ребенка или группы детей по определенным критериям.

Групповая работа.

(Слайд 40)

В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учителем при использовании метода групповой работы регулируются внутриколлективные отношения. Ребята придерживаются основных правил работы в группе, которые «вырабатывают и утверждают сами»:

полное внимание к однокласснику;

серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

терпимость, дружелюбие (например, никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку»).

(Слайд 41, 42, 43, 44) Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: «Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно».

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться.

(Слайд 45) Высказывание академика А.П. Семенова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы» (Слайд 16), должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.

(Слайд 46) Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ:

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • использование как средства самообразования;
  • повышение уровня знаний;
  • осуществление проектной деятельности младших школьников.

Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. (Слайд 18-19)

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь: «Не навреди!» Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

(Слайд 47) Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО.

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся.. Детям нужен успех.

(Слайд 48) Современный урок в начальной школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения. В такой педагогической теории ученик является центральной фигурой, его деятельность приобретает активный познающий характер.

Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.

Приложение 1.

План – сетка проведения проектов в 1 классе за 2018 – 2019 уч.год

предмет

тема

тип проекта

результат

1

Литературное чтение

«Составляем сборник загадок»

творческий

Книжка - малышка

2

«Наш класс - дружная семья»

творческий

Театральная постановка

2

Окружающий мир

«Моя малая Родина»

информационный

Фотовыставка, сообщение

4

«Моя семья»

информационный

творческий

Фотовыставка, сообщение

«Мой класс и моя школа»

информационный

творческий

Презентация, фотовыставка, сообщение

«Мои домашние питомцы»

исследовательский

Презентация, фотовыставка, сообщение

3

Технология

Растения в жизни человека. Выращивание растений.

исследовательский

Посадка растений

6

Дикие

животные.

творческий

поделка

Новый год

творческий

поделка

Вода в жизни человека.

исследовательский

Проращивание семян

Передвижение по воде

творческий

Поделка

плот

Полеты

человека.

творческий

Поделка

парашют

4

Русский язык

 «Скороговорки».

творческий

Составление сборника «Весёлые скороговорки».

2

«Сказочная страничка».

исследовательский

В названиях сказок — изученные правила письма

5

Математика

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах поговорках.»

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение

2

«Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».

информационный

творческий

исследовательский

Презентация, сообщение

Итого:

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...