Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2016-2017 г.
материал

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_2016-2017.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шумаковская средняя общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области

Методическое объединение учителей начальных классов

                                                                          Руководитель: Окунева Г.А.,

                                                                           учитель начальных классов.

2016-2017

Тема методического объединения учителей начальных классов:

«Повышение качества образования учащихся в начальной школе путем дифференцированного подхода к обучению»

Актуальные проблемы

для начальной школы в новом учебном году:

1.Повышение качества образования;

2.Формирование познавательного интереса у учащихся в изучении предметов в рамках требований ФГОС.

3.Ориентация всего учебно-воспитательного процесса на развитие зоны ближайшего развития каждого ученика.

4.Активный поиск новых путей индивидуализации обучения.

5.Активное использование инновационных технологий, разработка серий уроков с применением ЦОР и ИКТ.

6.Формирование компетенций учителя и учащихся, как средство повышения качества образования.

Исходя из выше перечисленных проблем, анализа за прошлый год, были сформулированы тема и задачи  методического объединения учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год:

Тема: «Повышение качества образования учащихся в начальной школе путем дифференцированного подхода к обучению»

Цель: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие формированию у школьника ключевых компетенций, сохранению качества обучения учащихся.

Задачи:

  1. Повысить качество обученности школьников  путем  применения дифференцированного подхода в обучении и воспитании;
  2. Освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
  3. Организация методического сопровождения профессиональной деятельности учителей начальной школы;
  4. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий;
  5. Освоение и творческое использование нового УМК «Перспективная начальная школа»; отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.

Ожидаемые результаты:

  1. Рост качества знаний обучающихся;     
  2. Овладение  учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым  ФГОС.   

  

Основные направления:

  1. Аналитическая деятельность. 
  2. Информационная деятельность.
  3. Организационно – методическая деятельность.
  4. Консультационная деятельность. 

Аналитическая деятельность:

•        Анализ методической деятельности  за 2015-2016 учебный год и планирование на 2016-2017 учебный год.

•        Анализ посещения открытых уроков.

•        Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

•        Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

Информационная деятельность:

•        Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

•        Знакомство с ФГОС начального общего образования.

•        Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

Организационно- методическая деятельность:

•        Выявление  затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в период перехода на ФГОС-2, подготовки к аттестации.

Консультативная деятельность:

•        Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.

•        Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

•        Консультирование педагогов  по вопросам в сфере формирования  универсальных учебных действий в рамках ФГОС – 2.

Критерии эффективности МР

•        Качество обученности обучающихся.

•        Количество призеров олимпиад и конкурсов.

•        Общий уровень организации ВР.

•        Участие в методической работе школы, района.

План работы МО учителей начальных классов

 на 2016 - 2017 учебный год.

 Тема: «Повышение качества образования учащихся в начальной школе путем дифференцированного подхода к обучению»

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Исходя из этого, работа методического объединения учителей начальных классов решает следующие задачи:

1.Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы учащихся на уроке. Внедрять в учебный процесс современные учебно-методические и дидактические материалы.

2.Создавать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно – коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов. 

3.Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

4.Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся УУД.

  1. Аналитическая деятельность.

N п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Анализ выполнения плана МО за 2015-2016 учебный год и утверждение плана МО на 2016- 2017 учебный год.

Август

Руководитель МО

2

Проведение заседаний МО.

1 раз в четверть

Руководитель МО

3

Участие в педагогических советах школы, методических семинарах школы и района.

В течение года

Члены МО

4

Организация работы по аттестации учителей: уточнение списка учителей,  аттестующихся в  этом учебном году; оказание методической помощи.

Август.

Руководитель МО; завуч по УВР

5

Организация индивидуальных занятий и подготовка  учащихся для участия в школьной   олимпиаде  и районной.

Ноябрь- февраль

Члены МО

6

Внедрение информационных технологий в организационно – педагогический процесс.

В течение года

Члены МО

2. Информационная деятельность.

N п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Составление рабочих программ  и календарно-тематических планов по предметам.

Август

Члены МО

2

Внедрение информационных технологий в организационно – педагогический процесс.

В течение года

Члены МО

3

Знакомство с новинками методической литературой, интерактивными материалами.

В течение года

Члены МО

3. Организационно-методическая деятельность.

N п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственный

1

Изучение нормативных документов, методических рекомендаций по преподаванию предметов на 2016-2017 учебный год.

Август

Члены МО

2

Подборка дидактического обеспечения учебных программ.

В течение года

Члены МО

3

Составление планов самообразования.

Октябрь

Члены МО

4

Планирование учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей учащихся.

В течение года

Члены МО

5

Организация и проведение контроля выполнения программ, корректирование прохождения программ по предметам.

Декабрь, май

Завуч по УВР

6

Организация и проведение входных, четвертных, полугодовых и годовых контрольных работ по предметам.

В течение года

Члены МО, завуч по УВР

7

Взаимное посещение уроков.

В течение года

Члены МО

8

Проведение открытых уроков учителей МО

 

Декабрь Февраль

Члены МО

4. Консультационная деятельность.

N п/п

Мероприятие

Срок

Ответственный

1

 Анализ входной   диагностики первоклассников, контроль качества за II полугодие, мониторинг 4 класс; итоги срезов знаний учащихся.

Октябрь, январь

Члены МО

2

Диагностика исследования: профессиональные затруднения педагогов; опыт самодиагностики.

В течение года

Члены МО

3

Анализ работы МО учителей начальных классов.

Май

Руководитель МО; члены МО

 

Содержание работы методического объединения учителей начальных классов.

№ заседания

Повестка дня

Сроки

1

Вопросы для обсуждения:

1 Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015-2016учебный год.

2. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.

3. Рассмотрение и утверждение рабочих программ по предметам на 2016-2017 учебный год.

4. Результаты итоговой аттестации учащихся начальных классов.

5. Рассмотрение  и обсуждение планов  реализации,  дифференцированной программы развития профессиональной компетентности педагогических работников.

Август Сентябрь

2

Вопросы для обсуждения:

1. «Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка»

2. Анализ диагностики по формированию  метапредметных УУД.

3. Анализ входных контрольных работ  во 2-4 классах.

4.  Анализ результатов входной диагностики первоклассников: «Готовность ребенка к школе».

5. Открытые уроки

Октябрь

Ноябрь

3

Вопросы для обсуждения:

1.Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС.

2.Технология целепологания как основа конструирования современного урока.

3. Конструирования урока в соответствии с требования стандарта второго поколения.

4.Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе.

5.«Рекомендации  по формированию толерантности у учащихся начальных классов»

6.Подготовка и утверждение мероприятий для начальных классов

Январь Февраль.

4

Вопросы для обсуждения:

1.Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний.

2.Развитие мышления обучающихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой.

3. Личностно-ориентированный подход в обучении.

4. Анализ  техники чтения учащихся 1-4 классов.

5. Анализ мероприятий для  начальных классов.

Март Апрель              

5

Вопросы для обсуждения:

1.Оценка учебных достижений обучающихся.

2. Подготовка, проведение и оценивание итоговых работ 1-4 классов.

4. Подготовка к итоговой аттестации учащихся 4 класса.

5. Отчеты по самообразованию.

Май

Члены методического объединения

учителей начальных классов.

Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна.

Члены МО:

Карасёва Нина Николаевна

Шумакова Валентина Васильевна

Бобнева Елена Юрьевна

Список учителей

Образование

Стаж работы

Квалифика-ционная категория

Тема по самообразованию

1. Окунева Галина Анатольевна

Высшее,

КГПИ, 1994г.

        28

 

I

Развитие речи в системе уроков литературного чтения

2. Бобнева Елена Юрьевна

Высшее,

 КГПИ, 1987г.

29

I

Экологическое воспитание

3. Карасёва Нина Николаевна

Высшее,

КГПИ, 1979г.

48

I

Элементы развивающего обучения школьников на уроках русского языка, математики, окружающего мира

4. Шумакова Валентина Васильевна

Средне-специальное,

КПУ, 1988г.

23

I

Рациональное использование времени на уроках

Анализ

работы МО учителей начальных классов

за 2016- 2017 учебный год.

     В истекшем учебном году учителя МО работали над проблемой  «Повышение качества образования учащихся в начальной школе путем дифференцированного подхода к обучению»

Цель: создать условия, обеспечивающие усвоение обязательного минимума содержания образования по предметам базисного учебного плана, способствующие формированию у школьника ключевых компетенций, сохранению качества обучения учащихся.

Были поставлены задачи:

  1. Повысить качество обученности школьников  путем  применения дифференцированного подхода в обучении и воспитании;
  2. Освоение и использование в образовательном процессе современных методик, форм, видов, средств и новых технологий;
  3. Организация методического сопровождения профессиональной деятельности учителей начальной школы;
  4. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий;
  5. Освоение и творческое использование нового УМК «Перспективная начальная школа»; отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС.

     Согласно утвержденному плану работы, за год было проведено 5 заседаний методического объединения, на которых заслушали выступления учителей МО по проблемам обучения и воспитания учащихся, познакомились с нормативными документами, намеченными к изучению в начале учебного года.    Учителя принимали активное участие в теоретической и практической части каждого заседания.

     Каждое заседание МО вырабатывало рекомендации учителям,  эти рекомендации были конкретны и своевременны, способствовали профессиональному росту учителей. В течение  года каждый учитель работал над выбранной темой самообразования с целью совершенствования преподавания и повышения качества знаний, учащихся по предмету.

В рамках декады учителей начальных классов были даны открытые уроки и мероприятия:

Шумакова В.В. – Литературное чтение, 3 класс. Тема: Н.А Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (24.12.16г.)

Окунева Г.А.– Литературное чтение, 4класс. Тема: С.А, Есенин «Лебёдушка» (16.03.17г.)

Бобнева  Е.Ю.–  Окружающий мир. Тема: «Почему мы любим кошек и собак?»( 24.03.17 г)

Бобнева  Е.Ю.- Внеклассное мероприятие.Тема: «День славянской письменности и культуры» (23.05.17 г)

Приняли участие в семинарах:

Бобнева  Е.Ю. «Готовность ребёнка к школе».

Окунева Г.А. «Мониторинг сформированности  метапредметных УУД учащихся 3-4 классов».

 «Аналитическая справка о результатах мониторинга сформированности  метапредметных УУД учащихся 3-4 классов».

«Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе».

«Нормы оценивания техники чтения в начальной школе».

«Формирование гражданской идентичности младших школьников средствами краеведения»

     Чтобы повысить качество образования учителя МО начальных классов планируют свою работу, изучают методическую литературу, обобщают опыт друг друга. Уроки учителей отличались высоким уровнем педагогического мастерства, творческой активности детей, демократическим стилем общения.      Все учителя оправданно использовали разнообразные методические приемы в образовательной деятельности, выявляя наиболее эффективные формы и методы. Из форм организации учебно – познавательной деятельности используют: коллективную, групповую, парную, индивидуальную.

     Чтобы уроки действительно стали интересными учителя МО уходят по мере возможности от информацинно-практического метода к проблемно-поисковому. Поэтому педагоги применяют в своей работе следующие приемы: создание проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, задач; мотивация деятельности; организация обсуждений; сравнения, аналогия; предложения на выбор разноуровневых заданий; взаимопроверка; самостоятельное формулирование учащимися выводов или алгоритмов; использование всей наглядности, ИКТ.

     Особое внимание в своей работе учителя МО уделяли не только работе со слабыми учениками -  проводились занятия по ликвидации выявленных пробелов в знаниях учащихся, но и работе с сильными учениками. Главная особенность развития системы школьного образования – ориентация на самую широкую дифференциацию обучения. Такая дифференциация должна удовлетворять потребностям каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету, дав ему все возможности для их развития. Целью работы учителей МО с мотивированными детьми является, в частности, формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, дальнейшее развитие их способностей, на применение методов в различных отраслях науки и технике. Учителя проводили индивидуальные еженедельные занятия с учащимися, нуждающимися в дополнительной подготовке по предмету, так и сильными по подготовке к олимпиадам.

Внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в начальных классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно – оздоровительное, общеинтеллектуальное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса.

Учащиеся начальной школы принимали участие во всех школьных мероприятиях:

  • Праздник осени.
  • День Матери.
  • Праздник Нового года.
  • Участие в конкурсе рисунков « Праздник Победы!»
  • Праздник «День Победы – праздник со слезами на глазах»;
  • Праздник « Последний звонок» для 9,11 классов.

     Внеклассная работа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке; обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки; способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

     Необходимо вести индивидуальный контроль над уровнем знаний учащихся, усилить индивидуальную работу со слабоуспевающими и одаренными детьми, обратить внимание на раскрытие интересов, склонностей и способностей учащихся с целью выявления самостоятельного творчества каждой личности; также на формирование читательских умений и интереса к изучению художественной литературы.

Выводы по работе МО за 2016-2017 учебный год.

     Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работали над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Целенаправленно велась работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, внедрению и освоению учащимися информационно – компьютерных технологий; формированию универсальных учебных действий у учащихся. В методическом объединении успешно проводились стартовый, рубежный и итоговый контроль по всем предметам. Индивидуальные занятия по школьным дисциплинам были нацелены на отработку базовых знаний, а так же расширение и углубление знаний учащихся за счет внедрения материала повышенной сложности.

     Таким образом, анализ работы методического объединения показал, что запланированный план работы МО практически выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением. Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития учащихся проявляющих интерес к изучению предметов. Работу МО считаю удовлетворительной.        

                                                                                                     

 Руководитель МО: Окунева Г.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы районного методического объединения учителей начальных классов на 2016 - 2017 учебный год

Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС; повышение эффективности и качества образования в начальной школе; совершенствование педагогического мастер...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 год

В данной статье отображенна работа учителей начальных классов МБОУ "СОШ№11"ИМРСК,...

АНАЛИЗ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2016 – 2017 учебный год.

Повышение эффективности образовательного процесса в школе является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Основная тема работы школьного методического объединен...

Анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

Анализ работыметодического объединенияучителей начальных классовза 2016-2017 учебный год...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2015-2016 г.

В этом документе размещены материалы по работе методического объединения учителей начальных классов. Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2017-2018 г.

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...

Материалы по методическому объединению учителей начальных классов 2018-2019 г.

В этом документе размещены материалы по работе методическго объединения учителей начальных классов . Руководитель МО: Окунева Галина Анатольевна...