СТАТЬЯ "Мониторинг формирования УУД младших школьников"
статья

Рыбченко Ольга Николаевна

Статья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_statya.docx137.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбченко О.Н.

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.

И.В. Гёте

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В рамках перехода на ФГОС на сегодня в обществе произошли кардинальные изменения целей образования и путей их реализации. Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Теперь школа формирует у ребенка умение учиться,  т.е УУД. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. В каждом блоке свои виды действий.

Рисунок1

При работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД. Немаловажную роль здесь играет работа прсихологической службы образовательного учреждения.

https://e-koncept.ru/static/images/12086_1.png

Оценивание в начальной школе строится вокруг умения учиться. Оно проводиться в ходе проверочных или комплексных работ по предметам, текущей, тематической или промежуточной оценки, тестирований, само и взаимопроверки, само и взаимооценивания результатов работы на уроках, проектной деятельности учащихся. В нашем классе я тоже применяю все эти методы. Например, на уроках дети проводят самооценку своей работы и на полях рисуют смайлик, соответствующий качеству работы, либо используются разноцветные карандаши – зеленый все отлично, желтый не совсем хорошо, красный не справился с работой (рисуют кружочки на полях). По такому же принципу провожу взаимопроверки, когда дети обмениваются тетрадями и проверяют работы друг друга. При проведении диктантов и контрольных списываний по русскому языку, учащиеся заполняют лист самооценки, перед тем как работу проверит учитель. Что касается метода проектов, то в ходе их подготовки и защиты происходит формирование всех видов УУД.

Мониторинг сформированности УУД проводится при помощи диагностики. Для этого используем диагностические тетради по предметам. Такие диагностические работы проводятся после изучения новых тем. Каждая работа состоит из основной и дополнительной части. Каждое задание направлено на проверку сформированности конкретного вида действия, задания дополнительной части имеют более высокую степень сложности. Все умения оцениваются по диагностической шкале в процентном соотношении. Когда мы получаем итоговый результат, уже переводим его в оценку.

Если в 1 классе результаты диагностики анализируются с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно. Со 2 класса полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». На основе сравнения результатов полученных в 1 классе и 2 классе по некоторым делается вывод о динамике развития УУД ( есть прогресс, нет прогресса).

Достижение планируемых результатов фиксируется в накопительной системе оценки в форме портфолио учащегося. Отбирая в портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Динамика образовательных достижений учащихся за период обучения станет очевиднее, если накопительная система оценивания станет действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самооценки младшего школьника (результаты исследовательской работы)

В данной статье представлены итоги исследования по выявлению условий, при которых безотметочное обучение способствует формированию самооценки младшего школьника. Анализ выявленных результатов по...

Формирование у младших школьников навыков работы с информацией

В современном мире важно не только владеть информацией, но и правильно с ней работать. Как научить ребёнка добывать информацию в современном мире из разных источников, пользоваться ей. С чего нач...

Формы организации обучения в УМК « Перспективная начальная школа», способствующие формированию у младших школьников умения учиться.

Это сообщение подготовлено на городские педагогические чтения.В данном материале отражено как в УМК " Перспективная начальная школа" на уроках и во внеурочной деятельности( в клубной работе) формируют...

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...