Статья "Чем одарить одарённого ребёнка"
консультация

В настоящее время остро стоит проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы. Я уверена, что одарённые дети - это золотой фонд  школы, а в будущем – и России. И нам, педагогам, нужно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odaryonnye_deti.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

  Чем «одарить»  одаренного ребенка

Учитель начальных классов

МБОУ «Цнинская СОШ №2»

                                                                          Тамбовского района

Маригода  Татьяна Вячеславовна

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

В.А. Сухомлинский

Изменения, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, её направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии   проявили особый интерес к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании  формируется понимание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала,

             Отсюда возникает проблема создания целостной системы работы с одарёнными детьми в условиях общей образовательной школы. Я уверена, что одарённые дети - это золотой фонд  школы, а в будущем – и России. И нам, педагогам, нужно поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо значимая задача обучения одаренных детей. Наиболее характерной чертой одаренных детей, отмечаемой всеми исследователями и педагогами, является их ярко выраженная познавательная потребность, проявляющаяся в любознательности и жажде новых впечатлений, в умственных усилиях. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - «любознательность», а последняя - в устойчивое психическое образование - «познавательную потребность».          

            Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.   Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей просто жизненно необходим. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий..
        В своей работе с одаренными детьми  использую тематические и проблемные мини-курсы, "мозговые штурмы" во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно-практической работы или творческих зачетов и т.п.
         
  Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение в моей практике получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги.  

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные творческие мастерские; групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;  факультативы; кружки по интересам;      занятия исследовательской деятельностью; конкурсы;        интеллектуальный марафон;  научно-практические конференции;         работа по индивидуальным планам;   привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в школе. Основой формирования такой системы выступает "погружение в культуру", функциями системы являются обучающая, развивающая и воспитывающая функции, а организующим началом системы является игра.

Каковы условия успешной работы с одаренными детьми? Их много. Но я хочу выделить следующие:

  • осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива образовательного учреждения; 
  • постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными обучающимися; 
  • признание  того, что реализация системы работы с одаренными обучающимися является одним из приоритетных направлений в школе.

Очень многое зависит от педагога, его личностных качеств: учитель

  • является для одаренного ребенка личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику; взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно иметь характер поддержки;
  • верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы, он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений;
  • охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других;
  • совершенствует  учебно-воспитательный процесс с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки обучающихся.

          Я начинаю свою работу с планирования, где отражаю способы диагностики одарённости, намечаю задачи и формы работы с одаренными учащимися.        Формы и приёмы работы в рамках отдельного урока  направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы.  Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение).  На уроках математики и во внеклассной  работе по предмету практикую решение нестандартных задач. Это логические задачи, когда решение сводится к использованию определённых приёмов.  Хочу привести примеры таких задач – это задачи

  •  в которых нужно найти соответствие между элементами разных множеств;  
  •  на распределение элементов множеств;
  • на упорядочение множества.

               Решение таких задач развивает мышление детей; содействует воспитанию терпения, настойчивости и воли; пробуждает интерес к процессу поиска ответа; даёт возможность чувствовать глубокое удовлетворение от поиска правильного решения. Используя нестандартные задачи, можно помочь ученикам проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность и творческий потенциал.           При работе с категорией одарённых детей применяю и дифференцированные домашние задания.

           Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности.  Я обучаю младших школьников по УМК «Перспектива», который позволяет организовать системное освоение учащимися общего способа решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации.   В  УМК «Перспектива» предлагается система заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся творческих способностей и интеллектуальных мыслительных операций, формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

 Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах.

         «Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Учитель должен помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого -  способность к рисованию, у третьего – золотые руки, у четвертого предрасположенность к спортивным успехам, у пятого – организаторские способности…

Одним словом, наше внимание к одаренным детям должно органически  вписываться  в образ мира любого ребенка и быть для него совершенно естественным.                                              

  Используемые источники информации:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с.- (Стандарты второго поколения).

 

2.Алиев, М.Н. Развитие одаренности младших школьников   / М.Н. Алиев, С.М. Алибекова // Педагогика.- 2010.- № 10.

3.Психологические особенности ориентации педагогов на личностную модель взаимодействия с детьми   / Череповецкий гос. ун-т ; под ред. В. Г. Маралова. - М. : Академический Проект, 2005 : Парадигма, 2005.

4.Доровской, А.И. В классе - одаренные дети: как с ними работать   / А.И.Доровской // Народное образование.- 2010.-

5.http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Методика определения одарённости ребёнка

Данная методика поможет родителям распознать способности ребёнка...

С одарённым ребёнком тоже трудно общаться

Мысли для размышления родителей...

Как надо вести себя родителям с одарённым ребёнком.

О способностях  все наслышаны,о них часто ведут разговор,когда речь идёт о детях и об их будущем.В этих вопросах стараются разобраться не только педагоги,но и родители,бабушки,дедушки.Поэтому оче...

Как не проглядеть одарённого ребёнка?

Рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей....