Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе
статья

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Также мы понимаем здоровье не только  как  смысл жизни, но и  как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.

   На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро.  Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому.

    В статье указаны основные направления в работе учителя по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Приведены примеры упражнений для формирования осанки, правильного дыхания и релаксации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии на уроках в начальной школе

        В уставе Всемирной организации здравоохранения написано, что Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.                                                                            

      Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Также мы понимаем здоровье не только  как  смысл жизни, но и  как ресурс для повседневной жизни, т.е. жизнеспособность, энергию, с которой люди стремятся к достижению цели, выполняют свои ежедневные обязанности и способность к быстрому восстановлению сил после стрессовых ситуаций.

      В последние годы интерес к проблеме здоровьесберегающих технологий в образовании возрос. Это обусловливается несколькими причинами. Первая из них – общее ухудшение здоровья нации. Вторая причина -  те стратегические  задачи, которые сегодня поставлены перед образованием и наукой в связи с необходимостью реализации национального проекта «Образование». Нацеленность всех звеньев системы образования на скорейшее внедрение инновационных моделей, интенсификацию всех процессов в образовании требует принципиально иного состояния здоровья обучающихся.

   ЗСТ влияет на формирование гармоничной, творческой  личности, школьное воспитание влияет в решении проблем социальной адаптации учащихся, на развитие личности ученика и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье.

    Состояние здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих десяти лет.

         Выше указанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.   В системе образования накоплен определенный опыт реализации здоровьесберегающих технологии. Наиболее разработанной системой здоровьесбережения  в образовательном процессе начальной школы является технология В.Ф.Базарного, включающая в себя: основу телесной вертикали и телесно-моторную активность, режим смены динамических поз, реализацию специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

           А также игровые технологии Ольги Алексеевны Степановой, в которой формулируются основные научно методические подходы к использованию игры в целях оптимизации двигательной активности младших школьников.

         Используя в своей работе ЗОТ, я ставлю

  Цель: создать условия для сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья детей

  Задачи:

- обеспечить ученику возможность  сохранения здоровья.

-  сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни

- укреплять здоровье детей во время учебного процесса

          Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.

          Анализ причин « школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования, в частности, относятся: недостаточная освещенность класса;

плохой воздух школьных помещений; неправильная форма и величина школьных столов;

перегрузка учебными занятиями.

        Для сохранения и укрепления состояния  здоровья обучающихся, работа ведется  в следующих направлениях:

1. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения;

2. Создание предметно-пространственной среды с целью сбережения здоровья детей.

3. Физическое развитие:

- лечебная физкультура;

- зарядка;

- физминутки;

- занятия на свежем воздухе (экскурсии)

4. Внеклассная работа.

5.Организация уроков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий.

      1. В обязанности педагога входит умение  и готовность видеть и определять явные нарушения  требований СанПина, предъявляемые к гигиеническим условиям обучения, и по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации, медиков, родителей, других учителей. Для того, чтобы дети не перегружались,  при составлении расписаний уроков учитываем  ранговую  шкалу трудности предметов для младших школьников по  В.И.Агаркову.

        2. Также очень большое значение имеет создание предметно-пространственной системы для ребенка. В 1 классе мы вместе с родителями  создали в кабинете игровую зону, которая состоит из  центра естествознания, где проводятся практические занятии по окружающему миру,  центр уединения и центр подвижных и тихих игр,  где ребята могут провести время по своему желанию во время перемен и некоторых уроков,  центр познавательных игр.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младших классов является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. В нашей школе уроки физкультуры проводятся по 2 часа в неделю. Каждый день  проводим утреннюю зарядку до уроков, на уроках ежедневно проводятся две обязательные зарядки: для глаз и для различных групп мышц. Она имеет свое назначение – подготовить ребенка к удержанию рабочей позы, углубить дыхание, сосредоточить внимание. Комплексы следует менять 2 раза в месяц. В состав упражнений включаем упражнения И.В.Чупаха по формированию  и укреплению зрения, гимнастику маленьких пальчиков. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

     Упражнения для формирования осанки включаются мною в комплекс утренней зарядки, физкультурных минуток.

Комплекс утренней гимнастики  «Проснись»:

  1. Зарядка
  2. Движения руками вперед, вверх, вниз. Наклоны туловища влево, вправо.

Комплекс упражнений «Мы спортсмены»:

1. «Мы пловцы» (взмахи руками вперед, назад, встречные махи рук)

2. «МЫ штангисты» (наклоны, имитация поднятия штанги)

3. «Мы бегуны» (имитация бега на месте)

4. «Мы велосипедисты» (лежа на спине, дети имитируют движения, характерные для езды на велосипеде)

5. Бег и его разновидности

6. Ходьба и ее разновидности

Комплекс упражнений для физкультминуток:

- упражнение «Дровосек»

- упражнение « Самолет»

- «Мельница»

- «Насос»

Упражнения на правильное дыхание:

Упражнение «Свеча» (глубоко вдохнуть, задержать дыхание и медленно дуть на воображаемое пламя)

  1. На одном  вдохе произнести 5-10 звуков «ф», делая короткие промежутки между звуками: ф-ф-ф… (ж-ж-ж, р-р-р, с-с-с, з-з-з)
  2. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, на выдохе считать от  1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца.
  3. Произнести скороговорку- считалку

Гимнастика маленьких волшебников:

  1. «Массаж живота» (поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком) для улучшения работы кишечника
  2. «Лебединая шея» (поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку)
  3. «Массаж рук» (моем кисти рук, сильно трем лицо до ощущения сильного тепла

Немаловажное место в рамках реализации здоровьесберегающей технологии занимает внеклассная работа с детьми и привлечение родителей учащихся. Ведь дети следят за своим здоровьем так, как их научили родители. Поэтому, проводя внеклассные мероприятия, мы приглашаем детей с родителями, чтобы они видели, как правильно следить за своим здоровьем. Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования. Проанализировав результаты своих наблюдений и анкетирование родителей, я приняла решение об использовании игровых методов психокоррекции.

        Работа велась в следующих направлениях.

  1. Развитие внимания: «Будь внимателен», «Слушай хлопки», «Зеваки», «Буквы алфавита», «Слушай звуки»
  2. Развитие памяти и восприятия, наблюдательности: « Повтори за мной», «Запомни движения», «Запомни свое место», «Запомни свою позу», «Испорченный телефон», «Вот так позы».
  3. Развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации: «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?»
  4. Развитие мышления и речи: «Картинки загадки», «Определи игрушку», «Сочини предложение», «Перечисли предметы».
  5. Игры, способствующие снятию страхов в общении: «Кто за кем», «Нарисуй свой страх».

        Рациональная организация урока – важная составная часть здоровьесберегающей работы школы. Только при выполнении основных гигиенических критерии рациональной организации урока  по Н.К.Смирнову, урок будет соответствовать условия здоровьесберегающей педагогики. С началом обучения в школе у большинства детей  проявляются поведенческие особенности: страхи, истерические реакции, повышенная слезливость, агрессивность и другие.

     Учитывая, что наибольшая утомляемость детей связана с их длительным сидением за партой, то я на уроках используя передвижение по классу. Форма организации деятельности учащихся на уроках:

- работа в группах;

- работа в парах;

- фронтальный опрос с использованием  игровых ситуаций;

Элементы игры можно использовать в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

- хлопанье в ладоши;

- поднятие руки;

- сигнальные карточки различного цвета.

    В игровой форме проводится словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используются и на уроках математики. В качестве приема здоровьесбережения  применяю дифференцированный подход к обучению на уроках. При этом каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, получает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Привычно переживаемая ситуация успеха способствует повышению самооценки учащихся, снижает страховые барьеры, формирует доверие к педагогу и доброжелательные взаимоотношения в классном коллективе. Для создания благоприятного психологического климата я использую различные формы проведения уроков: урок-праздник, КВН, игра, сказка, аукцион, концерты, экскурсии, а также творческие уроки с применением учебной стратегии: зигзаг, пила.

      Объем домашнего задания и степень его сложности  соизмеряю с возможностями каждого ученика. Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием  несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому следует предлагать детям разноуровневые задания и оставлять за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

     Внедрение ЗСТ в обучение ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его педагогического творчества.

Ожидаемые результаты:

1. Снижение заболеваемости среди детей.

2. Создание сплоченного коллектива учащихся.

3. Личностный рост учащихся.

4. Повышение качества обучения.

5. Принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости.

   Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особо остро.  Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этому. И, конечно, если не решать проблемы сбережения здоровья детей помимо традиционного пути, то здоровье детей будет ухудшаться.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.

В настоящее время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детс...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Я постаралась описать  систему своей  работы по здоровьюсбережению на уроках в начальной школе.  С огромным желанием на протяжении многих лет применяю в своей работе здоровьесберегающие...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

 «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил,  и венцом этой гармонии является радость творчества». ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе

Воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни...

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...